Прокачай свою IT / Архитектура нового поколения

Boost your IT
Boost your IT

Проектируй от бизнес-функций - не от IT систем

Иван Маслов, Основатель pyOpenRPA, эксперт BPA/RPA

Коротко

Привет VC! Меня зовут Иван Маслов, и я – роботизатор RPA. В IT отрасли мне довелось столкнуться с дикой кучей проблем. Если эти проблемы тебя не убивают, то точно делают сильнее. И знаете, что я хочу вам сказать? Что нерешаемых проблем, действительно, нет! Есть только плюсы и минусы каждого решения. В этой статье я расскажу о технологии, которая поможет решить любую IT проблему. Если у Вас мысли об IT связаны с «долго», «дорого» и «неофигенно», то запрыгивайте сюда - будет интересно.

Хотите простой тест?

<p>Удовлетворил ли результат?</p>

Удовлетворил ли результат?

Вступление

Недавно общался с корпоративным архитектором одного крупного бизнеса. Мы с ним обсуждали вопрос, связанный с использованием моделей искусственного интеллекта. Он спросил меня, а было ли мне и моей команде интересно взять на реализацию такую функциональность? Я ответил, что нам это было бы очень интересно, но только не в виде той многоквадратиковой архитектуры которая нарисована у вас в презентации как целевое решение. Мы это сделаем быстрее и проще на базе нашей альтернативной архитектуры от RPA.

Что за альтернативная архитектура?

Посмотрите на существующие классические методики проектирования IT ландшафта. Обнаружили, что они все требуют декомпозиции на IT операции? Их девиз: «Сначала выявить IT функции, а только потом объединить эти IT функций в бизнес-процессы». В этих методиках первостепенным является именно IT слой, а не бизнес-слой.

А что, если совсем отказаться от лишнего (чик-чик, упростить) и первостепенным принять именно бизнес-слой? У такого подхода даже аббревиатура имеется: BPA.

BPA

Другими словами: Проектирование IT архитектуры в разрезе бизнес-функций, направленных на достижения конечной цели (бизнес-результат). Более того, данное проектирование должно происходить с минимально возможным количеством затрачиваемых ресурсов (мечта бизнес-заказчика).

Правило: Проектируй от бизнес-функций - не от IT систем

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Вопрос: Почему это стало возможно только сейчас?

Ответ: Это связано с появлением технологии RPA!

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Что такое RPA?

Именно эта технология нам полностью развязывает руки. Если раньше мы были вынуждены тратить многочисленные ресурсы на 100500 интеграций между IT системами, то с помощью RPA мы можем решить проблему роботом, который вместо человека «залезет» в существующую IT систему. И для этого не потребуется делать никаких доработок в самой IT системе.

В итоге эта технология позволяет нам решить проблему, и «малой кровью», и с высоким уровнем качества (ведь технология RPA ничем не хуже любой другой технологии IT – это факт, спорить бессмысленно 😊 )

Данная технология позволяет:

  • реализовать интеграцию одним разработчиком от начала до конца;
  • интегрироваться в те IT системы, в которых отсутствует качественная тех. поддержка (где нет программистов на сопровождении);
  • запрототипировать решение, по которому нет четкой постановки задачи от заказчика.

Благодаря RPA удалось сблизить 2 совершенно противоположных мира: мир IT разработчиков и мир бизнес-заказчиков. Проектируя IT архитектуру от целевых функций, разработчики имеют самую главную возможность – это разговаривать с бизнес-заказчиком. В результате чего они начинают говорить на одном языке. Почему? Потому что вынуждены исходить из одной и той же цели.

Про OpenSource инструмент RPA (адаптирован под BPA) подробнее можно почитать здесь

RPA – Технология, которая «развязывает руки»

Про RPA всё понятно. А теперь рассмотрим проблематику на примере.

Пример. Вводная

Представим, что мы играем роль корпоративного архитектора. Руководство компании ставит конкретную цель по сокращению времени отработки заявок в 10 раз.

с 120 минут до 12 минут

При анализе выясняется, что длительное время обработки связано с тем, что после формирования задания в 1-й IT системе, сотрудник должен выполнить ручную проверку в другой IT системе (валидация), после чего поставить соответствующую отметку об успешном окончании проверки.

Это одна из самых типовых историй, которая имеет место практически во всех компаниях в разных бизнес-процессах.

Пример. В чем проблема?

По классическим правилам проектирования IT ландшафта мы можем предложить реализацию интеграции между двумя IT системами (далее В1). Или предложить переход в концептуально новую архитектуру, например, микросервисную (далее В2).

Да, В2 займет существенно больше времени. Переписывать то, что уже работает, да еще и с нуля… За то реализация в целевом поле. А В1 выглядит быстрее. Но он тоже не идеален. А почему?

Дело все в том, что для реализации В1 потребуются команды разработки обеих IT систем. Этим командам нужно будет сопоставить приоритеты выполнения задачи, а еще обеспечить высокое качество коммуникации. В противном случае рискуем получить «то, не знаю что» по принципу «так, не знаю как».

Фактически мы имеем проблему: либо вкладывай много ресурсов (В1), либо контролируй всех и двигай другие приоритеты (В2)

Пример. Какая альтернатива?

Вернемся к BPA, и вспомним про главное правило.

Правило: Проектируй от бизнес-функций - не от IT систем

Идея простая:

  • Бизнес-заказчик и разработчик обсуждают бизнес-процесс. Все участники должны понимать контекст (что, зачем и почему).

  • Разработчик использует все существующие IT сервисы и реализует бизнес-процесс (DB, API, GUI и т.д.). GUI методы стало возможно использовать благодаря технологии RPA.

3 главных конструктивных вопроса:

  • Нужно вкладывать большие ресурсы? Не нужно. Потребуется чуть ли не 1 разработчик, который сделает автоматизацию на том, что уже существует и используется в компании.
  • Нужно двигать приоритеты у команд IT систем? Не нужно. Другие команды не будут задействованы. Только команда BPA.

  • Опасен ли такой подход, ведь могут возникнуть вопросы со стороны информационной безопасности или корпоративной архитектуры? Подход абсолютно безопасен. И DB, и API, и GUI предоставляют средства разграничения потоков информации. С точки зрения корпоративной архитектуры, тоже, нареканий быть не должно. Корпоративная архитектура, в принципе, должна распределять зоны ответственности внутри всех команд IT. Если этого нет, то, наверное, вопросы будут возникать и в отношении других вариантов реализации.

Пример. Рассмотрим подходы на картинках

Для удобства будем использовать термины:

  • классические методы – подход революционный;

  • альтернативные методы (BPA) – подход эволюционный.

Примечание: Такие наименования были выбраны в связи с тем, что классические методы предлагают решать задачу «по инструкции», а альтернативные методы предлагают «расширить границы дозволенного»

Рассмотрим подходы на примере автоматизации 3-х бизнес-процессов

Подход революционный

Итак, в случае классического подхода потребуется привлечь команды затрагиваемых IT систем, и поставить на них задачи как по доработке функциональности, так и по интеграции с другими IT системами.

Сформируем список задач в группировке по командам IT систем:

команда IT системы 1:

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 2

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 2

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 3

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 3

команда IT системы 2:

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 1;

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 1;

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 3;

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 3.

команда IT системы 3:

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 1;

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 1;

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 2;

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 2;

  • доработка функциональности по бизнес-процессу 3;

  • доработка функциональности по интеграции бизнес-процесса 3.

Итого: будет задействовано 3 команды, на которые будет поставлено 14 задач.

Все доработки будут выполняться в соответствии с требованиями отказоустойчивости, управления, информационной безопасности, разработки и информирования

Ниже представлена графическая интерпретация революционного подхода, взаимосвязь между потребностью, доработками и бизнес-эффектом.

Подход революционный (классические методы проектирования IT)
Подход революционный (классические методы проектирования IT)

Подход эволюционный

В рамках эволюционного подхода не потребуется привлекать команды IT систем. Для всех операций потребуется только одна команда: команда BPA. Это полностью отвечает той концепции, которая была описана в статье выше про альтернативный подход.

Сформируем список задач:

КОМАНДА BPA

  • создание функциональности по бизнес-процессу 1 внутри IT систем 2 и 3;

  • создание функциональности по бизнес-процессу 2 внутри IT систем 1 и 3;

  • создание функциональности по бизнес-процессу 3 внутри IT систем 1, 2 и 3.

Итого: будет задействована 1 команда, на которые будет поставлено 3 задачи.

Все доработки также будут выполняться в соответствии с требованиями отказоустойчивости, управления, информационной безопасности, разработки и информирования

Ниже представлена графическая интерпретация эволюционного подхода, взаимосвязь между потребностью, доработками и бизнес-эффектом.

Подход эволюционный (альтернативные BPA методы проектирования IT)
Подход эволюционный (альтернативные BPA методы проектирования IT)

Пример. Сравнение подходов

  • Подход революционный (классический): 3 команды, на которые будет поставлено 14 задач.

  • Подход эволюционный (альтернативный, BPA): 1 команда, на которые будет поставлено 3 задачи.

Выше показано, что эволюционный подход потребует существенно меньше ресурсов, что прямым образом отразится на минимизации расходов и времени реализации. Очень важно отметить и то, что качество разработки, и в том, и в другом случае рассматривается одинаково высокое.

Другими словами: альтернативный подход хорош не из-за того, что там программисты лучше (первоклассные программисты имеются в любой отрасли, ровно, как и некомпетентные программисты). Основное преимущество заключается в том, что проблема рассматривается под совершенно другим углом, который является еще и гораздо понятнее для бизнес-заказчика.

Выводы

Мы рассмотрели BPA методы автоматизации бизнес-процессов в сравнении с классическими.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Вопрос: значит ли это, что эти методы будут всегда лучше классических?

Ответ: нет, не значит!

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Для каждой задачи важен контекст, в котором эта задача живет – BPA не панацея. У каждого метода всегда имеются свои плюсы и минусы!

Если в компании существует «зоопарк» систем, и бизнес-процессы там выполняются давно, то BPA (с высокой долей вероятности) окажется очень полезным и эффективным.

Если речь идет о стартапе, то, по-видимому, и применять эволюционные средства будет не на чем – там еще нет никаких IT систем.

Вывод А: для каждой задачи важен контекст – BPA не панацея

Вывод Б: проектируй от бизнес-функций – не от IT систем

22
12 комментариев

Комментарий недоступен

2
Ответить

Спасибо за комментарий!

Буду очень благодарен, если сформулируете, что именно помешало восприятию информации - это позволит улучшить контент в последующих статьях! На текущий момент непонятно как интерпретировать Вас.

Спасибо!

Ответить

"оббитого"
-
"обшитого" же ;)

Ответить

Блин, они реально верят в существование этого одного мифического разработчика, который имеет не то что опыт разработки, но и экспертизы под все "системы" компании?

Детский лепет, какой-то.

Но, да, маркетинговых якорей набросано, аж запнуться.

Мне лично все это напомнило обглоданную фразу: у вас все говно, надо переделать :)

Ответить

Спасибо за комментарий! Почему мифического? Этот 1 разработчик такой же как и та группа разработчиков - только затрат меньше.

Причем тут детский лепет?

И в статье явно подсвечивается, что старое не г*вно. 

Буду благодарен, если по тезисам будете подсвечивать более конкретно, потому что многие комментарии, к сожалению, не позволяют извлечь продуктивные выводы.

Давайте давать друг другу качественную обратную связь - мы сами в этом заинтересованы!

Спасибо)

Ответить