Как оцифровать аудиторию кафе и ресторанов с помощью печенек с предсказаниями

Я с 2015-го года продаю печенье с предсказаниями. Эту штуку придумали китайские эмигранты в США в начале века. Задача печеньки - скрыть неловкую паузу, когда гости в ресторане оплачивают счет. Считалось, что, пока компания весело обсуждает предсказания, самый авторитетный оплачивает счет. Гости не испытывают неловкости, не смотрят на чек, и всем хорошо. Сегодня только в США производят 4 миллиарда печений. В России - дай бог 4 миллиона в год. И как их продавать больше, не понятно. Рынок не растет, мы вместе с партнерами продаем максимум на 100 млн руб в год. Для всей России это мелочи. Поэтому мне пришла в голову идея превратить печеньку из "прикола" (потому что это не еда), в маркетинговый инструмент.

Так выглядят печенья для ресторанов Д.Иваненко
Так выглядят печенья для ресторанов Д.Иваненко

Есть гипотеза, что печенье может серьезно помочь ресторану, кафе или кофейне увеличить процент возвращающихся клиентов, за счет перевода клиентов из оффлайна в онлайн. Как это сделать - мои рассуждения ниже.

Наши печенья можно встретить в кафе и ресторанах. Решение о покупке принимают шеф-повара, бренд-менеджеры заведений и иногда управляющие. Владельцы кофе-точек делают это сами как владельцы. Печенье покупают, чтобы раздавать как комплемент - это подарочек к блюду или чашке кофе. Если для кофеен и точек кофе-с-собой мы поняли ценность (у них выручка увеличивается на 1000 руб в день, а это для предпринимателя с 5-6 точками очень неплохо - 150 тыс выручки в месяц при проливе 50-100 чашек в день), то с большими заведениями оказалось сложнее. Никто ни разу за 5 лет не ответил мне на вопрос: как это помогло продажам или возврату клиентов? Оказалось, что никто не считает эти цифры.

Почему? Потому что лояльность клиента и его возвращаемость измерить сложно и дорого: надо напрягаться, искать человека, который это посчитает. Мы это часто видели по своему бизнесу: грузишь годами печенье в ресторан, а потом хлоп - не покупает. Просто забыли заказать, сменился закупщик, или решили прекратить закупки. Почему? Да просто решили шоколадки попробовать или жвачки, печеньки надоели. Словом, продукт прикольный, но как помогает кафе или ресторану - фиг поймешь. А продавать со словами “это прикольно” - плохо. Надо продавать ценность. И мы начали ее искать.

Я начал беседовать с маркетологами ресторанов и выяснил следующее. Есть проблема: они дают рекламу, но кто по ней приходит - не ясно. Кто-то увидел вывеску ну улице, кто-то увидел Инсту заведения и подписался. Дать широкую рекламу в соцсетях можно, но идентифицировать гостя, пришедшего по рекламе трудно - единственная возможность это сделать с помощью промо-кода. Ну в рекламе дали промо-код, гость его назвал и получил скидку, подарочек. Но каждый промо-код это сложности с системой учета ресторана: надо его проводить через Iiko или R-Keeper. А это гемор и надо сильно напрягаться.

Легче всего всех гостей вести в Инстаграм и там уже думать, кто вернется в заведение. Пожалуй, поэтому ресторанные маркетологи и любят Инсту - можно коммуницировать именно с той аудиторией, которая у тебя уже была и увеличивать число подписчиков, а с них - число возвратов в ресторан. Но тоже никто не считает и не понимает, человек пришел из инсты или просто так. Но зато есть корреляция: число подписчиков в инсте растет - растет число пришедших гостей.

Мы решили сделать из печенья инструмент маркетинга, с которым было бы легко всех считать и уж которое было бы незаменимо как продукт. А для этого оно должно быть ценным. Итак, вот, что я придумал.

Я делаю печенье и вношу в предсказания QR-коды c текстом: “сканируй и получи подарок”.

Как оцифровать аудиторию кафе и ресторанов с помощью печенек с предсказаниями

Люди переходят на промо-страницу и видят 5-6 вариантов подарка. Это точно подарок, а не скидка или оффер на что-то дорогое. Иными словами, “бесплатный урок английского в SkyEng” или “подписка месяц на Нетфликс бесплатно” - это подарок, а вот “20% скидка на офисную мебель” или “кэшбек 10% при покупке машины” - это не подарок. Подарки я продюсирую сам, ресторану не надо об этом думать. Гость выбирает подарок. Он очевидно партнерский и промо-страница высылает ему на почту или телефон инструкцию по активации. Далее уже разбирается партнер. А у нас есть главное - телефон и почта.

Вы спросите, а что за конверсия у этой оцифровки? Как мне рассказали менеджеры ряда партнерских программ, конверсия симпатичная. Так, один онлайн-кинотеатр делал в оффлайне акцию с Макдональдсом. В столичных ресторанах Макдоналдс раздавали рекламу и конверсия в бесплатную пробную подписку на месяц конвертировались 10% промо-кодов.

Я рассчитываю на активацию 30% кодов, так как печенька личная, она в конце концов съедается человеком и он уж в 100% случаев читает, что написано в предсказании. Поэтому расклад жду такой: в ресторане за месяц раздают 3000 печений, из этого числа 1000 посетителей оцифруются. По ним можно делать рассылки, звонки, оповещения через whatsup. А вот тут стоп! Получается, что имея эту базу, мы продолжаем не знать, кто же к нам вернется в ресторан и как мы его идентифицируем: он у нас из базы имейлов, просто проходил мимо или же наш давний подписчик в Инсте. Да, мы не решаем эту проблему. Но оказалось, что решаем другую!

В среднем кафе просто нет маркетолога, который мы слал эти сообщения, делал бы письма и оповещения. Поэтому я и думаю, что решать-то стоит ее. Вместе с коробкой печенья с Qr-кодами ресторан просто получает четкий набор маркетинговых услуг. Например, рассылка на почту всем оцифрованным, рассылка в вотсап с предложением дня и так далее. Обычно это делает маркетолог или внештатник за 35-50 000 в месяц, а тут это делаю я за 15 000. Теперь у ресторана не просто Инстаграмм, а несколько каналов коммуникаций - рассылка, смс-сообщения, а также база для ретаргетинга, база для создания аудитории look a like.

Что думаете, коллеги? Нужен ли ресторану такой маркетинг? Решается ли его проблемы таким образом? Буду признателен за ваше мнение.

44
2 комментария

1000 посетителей оцифруются. По ним можно делать рассылки, звонки, оповещения через whatsup

Спасибо, что предупредили 😎

Ответить

Ну мы тут далеко не первые)

Ответить