Привет! Меня зовут Даша, и я больше 10 лет занимаюсь контентом в ИТ — журналистике, пиаре, копирайтинге и прочих танцах с текстами. Но это не похвальбы и «икспертности» ради, а так, чтобы был бэкграунд к теме и что не с улицы заскочила мнением помахать.
Никогда не понимала смысл корпоративных ценностей. Что мне нужно из них извлечь? Как мне на собственную работу посмотреть сквозь оптику этих ценностей? Как мне надо подпрыгнуть и присесть? Кто это вообще придумал?
Корп. ценности и размахивание этими флажками были одной из причин, почему я ушла из достаточно большой компании, которая работала во всех российских часовых поясах, в маленькую на сто человек, где люди просто работают работу по чесноку без всех этих эйчар-брендов и работы ради работы.
Я бумер. Проработав 4,5 года зеленым юнцом с пушком на подбородке в крупной конторе я понял, что чем больше всех этих корпоративных мотивашек, тем меньше ЗП. Больше всего меня вымораживало обязаловка по скидыванию денег на день рождение на подарок какому-то левому сотруднику, имя которого я даже не знаю. Емае, я хожу на работу, чтобы зарабатывать деньги, весь этот ваш унылый корпоративный портал и бухалово на день компании меня вообще не интересуют. Почему я должен давать условные 100 рублей на подарок по сути чужому человеку, только потому что он сидит в нескольких метрах от меня. Ушел в микробизнес после окончания универа. 7 лет, полет нормальный. Счастлив. Е**сь оно всё конем корпоративные эти ценности ваши. Уверен, что в очень крупных конторах типа Google, Amazon, Facebook, Netflix, и так далее, корпоративная жизнь как-то лучше адаптирована. Но, туда еще попади.
если я на работе скажу, что не люблю негров - меня уволят. Если заказчик скажет, что не хочет разработчика из России - ему дадут разработчика из, например, Польши. Это всё, чего мне достаточно знать о корпоративных ценностях, так что я откладываю это в сторону и тупо смотрю на зарплату.
Отвечу на своем опыте, корпоративные ценности могут быть описаны довольно конкретно, например "Цель компании — заработать деньги", если компания зарабатывает деньги, она делится ими со своими сотрудниками в виде премий, плюшек, обучений и т.п., "Клиент должен получать продукт высокого качества", если клиент доволен, он лоялен и придет к нам снова или приведет друзей. Через такие ценности довольно просто смотреть на свою работу, просто не все хотят думать о компании, а хотят думать только о своей заднице.
Например клиент просит сделать фичу, я как специалист могу сделать ее за 40 часов или за 60 часов. За 60 часов результат моей работы будет выше и компания заработает больше денег. Клиент может не захотеть платить за 60 часов и я замотивирован объективно показать клиенту разницу между качеством за 40 и 60 часов, но для этого мне нужно напрячься и подготовить обоснование, поспорить с клиентом, потратить силы, за которые мне не платят, не моя работа убеждать клиента. Если бы мне было насрать на ценности компании, я бы сделал за 40, ведь в этом случае мне не нужно никому ничего объяснять, я просто делаю свою работу, но результат будет хуже, денег получено меньше и косвенно пострадает вся компания.
Если же все будут следовать ценностям, мы будем делать качественный продукт и зарабатывать деньги, которые затем лягут в бюджет для повышения наших зарплат, но для этого нужно немножко напрячься.
Согласен, что это может не работать во многих компаниях, но я думаю, если быть честным с сотрудниками, всегда можно сформулировать ценности, которые будут понятны и применимы, и в конечном итоге принесут пользу всем.
Как мне лично кажется, во многих случаях это Потёмкинская деревня. На бумаге можно декларировать многое, а на деле - ну вот вы лучше меня знаете, как на деле))
Корпоративные ценности должны вас сплотить и пропитать духом компании. Тут многое схоже с пиаром - ты не можешь качественно продвигать продукт, если ты в него не влюблен. Проблема в том, что большинство воспринимает компанию здраво: я вам услуги - вы мне деньги, и не трогайте мои выходные.
На мой взгляд рыба гниет с головы. Когда фаундеры увлеченные люди, которые с теплотой и трепетом относятся к своему продукту, стараются хантить единомышленников и знают простейший этикет в общении - все это рождает особого рода микроклимат. Работать в такой кампании - это как попасть в новую семью, где все тебя любят и уважают. В противном случае когда у фандеров куча тараканов в голове, тотальная жадность, отсутствие интереса к проекту как таковому, в голове только ROI и KPI - в итоге получаем тотальный хаос, разброд и шатание.
В любой компании есть ценности, даже там где они формально не описаны. Ценности помогают собирать в кучу людей, которым комфортно работать вместе. К примеру, в одной из компаний трудоголизм практически в явном виде считается ценностью и добродетелью. Если вы любитель работать с 9 до 18, вам там вряд ли будут очень рады. В другой - наоборот следят чтобы люди работали строго в отведённое время и если вы любите задержаться в офисе и поковыряться в чем-то, на вас будут немного косо смотреть (коллеги, не hr).
Где-то ценят командную работу, где-то индивидуальные результаты, где-то курят кальян и пьют вискарь после работы, где-то бегают марафоны. Проблема начинается тогда когда есть большой разрыв между декларируемыми и настоящими ценностями. Когда официально компания хочет одного, а фактически поощряет другое, процветают лицемерие и корпоративные игры. Есть у этих жанров и свои ценители конечно:)
Так в этом всё и кроится, вы только подумайте: зачем платить или повышать заработную плату, если можно провести какой-то эйчар-бренд и что бы вы ощутили себя, что еще должны и т.д. И нужно перестроить себя и поменять отношение к чему-то, напоминает секту какую-то.
Корп.ценности - это всего лишь фиксирование культуры компании. Если они друг другу не соответствуют, то ценности херовые или культуры нет.
Это просто одна из многих историй, которую мы переняли у западных компаний, но не поняли, как оно работает и зачем нужно. Когда люди создают компанию, они декларируют ценности, которые для них имеют значения, задают, так сказать, дух компании. Сотрудники могут таким образом понять, интересна им компания или нет. У Google был очень понятный месседж в свое время, как и у Apple и люди туда потянулись, кому это близко было. А потом компания попыталась реализовать проекты, которые по мнению сотрудников не соответствовали культуре компании и они устроили забастовку. Культура компании завязана сильно на культуру общества, отсюда и все проблемы и преимущества.
Ну как кто, люди придумали совершенно искусственные правила, которые вылились в какие-то непонятные "ценности". Ценности взаимопомощи между людьми, которые преследуют свои эгоистические интересы и следуют этим ценностям постольку поскольку им платят деньги, а компании это нужно постольку поскольку они получают прибыль.
Только мега-корпорации способны на глобальные и масштабные проекты, а так как это включает в себя слаженную работу сотен отделов, нескольких дочек, тысяч человек. Как раз и приходит на помощь корпоративная культура пытающаяся дать человеку общее направление вектора компании. В таком масштабе человек-уникальная-снежинка не работает :)
корп ценности возникают там где нет денек, давно уже все усвоили