Современное образование: что на самом деле должны давать профессиональные курсы

Чем современные онлайн курсы и программы отличаются от университетского и средне-специального образования.

Современное образование: что на самом деле должны давать профессиональные курсы

Более 12% россиян живет за чертой бедности, а зарплата в реальности ближе не к официальным средним 50 000 рублей, а к 25 000.

Мне кажется это постыдным. Не для тех, кто оказался в этой ситуации, а для нас с вами – людей, так или иначе связанных с образованием, тех, кто читает этот текст. Я не буду заниматься поиском виноватых. Но я хочу принять участие в решении этой проблемы.

Потому что я уверен – мы можем улучшить качество жизни с помощью осознанного подхода к образованию.

Рынок EdTech еще далек от перенасыщения. Главный соперник любого нового образовательного продукта – не другие продукты и не формальное образование, а неготовность людей учиться, местами боязнь технологий, страх перед изменениями и убеждения. И, в конечном итоге, – низкий уровень жизни и бедность. И, кажется, что все новые образовательные продукты, курсы и школы – партнеры по изменению такой ситуации в нашей стране.

Почему россияне получают образование, но не могут найти достойную работу?

Выпускники продолжают идти в вузы по инерции, под социальным давлением – потому что родители так сказали, потому что “надо”. Но 45% считают, что высшее образование не гарантирует успешного трудоустройства. Неудивительно, что по данным Superjob за последние 10 лет число желающих получить высшее образование снизилось почти вдвое. В этом году о намерении ребенка продолжить обучение в вузе сообщили лишь 43%.

Конкуренцию вузам за последние 3 года стали стали составлять онлайн-университеты – наш Skypro, Skillbox, Яндекс.Практикум, Нетология. Там вы можете получить новую специальность за 6-9 месяцев, а не за 5 лет. Пока в основном онлайн университеты готовят ИТ-специалистов, но постепенно линейка расширяется. Только за первый квартал 2021 года Skillbox и Geekbrains добавили более 150 новых программ. В России огромный спрос на программистов и аналитиков – рынок труда требует порядка 120 000 человек в год, при этому классическая система образования: вузы и СПО готовы выпускать максимум 20 000.

Если говорить про вузы, то кажется, они безнадежно отстали от рынка. Есть топовые вузы, но даже у их выпускников есть существенные проблемы, с трудоустройством. Если же говорить про средний российский вуз, то он банально не успевает выстраивать связи с реальностью, просто нет на это ресурса и студенты выбрав его по инерции получают контент 5-10 летней давности, зачастую приблизительно тогда же потерявший свою актуальность. Как результат имеем, что только 27% опрошенных Рострудом россиян говорят, что в 2020 году их работа полностью соответствует полученной специальности. А 30 апреля, министр просвещения Сергей Кравцов заявил, что они выяснили, что 30% программ в системе СПО не соответствуют потребностям рынка труда в регионах по факту рассказав, что СПО не обучают современными, востребованными на рынке труда профессиями. Кажется, это серьезная проблема, которая становится серьезнее год от года, которая не получит в ближайшее время радикального решения.

В итоге, многие выпускники университетов решают заплатить за дополнительные онлайн курсы и программы, даже с учетом основного высшего, как после завершения так и в процессе. Одни хотят изменить свой карьерный трек и заняться чем-то, что не имеет отношения к их диплому. Другие видят, что вуз не дал им нужных для реальной работы навыков. Третьи хотят понять, чего рынок труда хочет от них. Как бы там ни было, дополнительное образование давно перестало быть игрушкой для любопытных и сверх амбициозных.

По оценкам агентства SmartRating, лидеры рынка EdTech в профессиональном образовании уже зарабатывают в год больше 4 миллиардов рублей. Эта сумма примерно равна бюджету вуза из первой десятки рейтинга Forbes, что говорит о существенных проблемах предоставляемых ВУЗами и СПО образовательных продуктов, которые не решают задачи студентов.

Что должны делать идеальные курсы современного профессионального образования?

Большинство студентов ответило бы “учить”. Но учат и в университетах, и в школах. Чем современное профессиональное образование отличается от вузовских лекций и учебников?

Помогать прийти к цели

Люди, которые покупают такие курсы, ждут, что они действительно изменят их жизнь – откроют путь к новой карьере или увеличат зарплату. Но самостоятельно ставить себе цели и поддерживать мотивацию сложно. Об этом говорят и цифры – в среднем только 12% студентов на самом деле заканчивают оплаченные курсы. Поэтому очень важно помочь ученику разобраться с реальной целью и найти мотиваторы к ее достижению.

Развивать только нужные навыки

Навыки сейчас важнее дипломов и сертификатов. Работодатели уже не интересуются у соискателей, где те учились – они спрашивают, что человек умеет, и не просто спрашивают, а проверяют это тестовыми заданиями и ассессментами. И это понятно – диплом мало что говорит о компетенциях.

Люди, которое делают соверменное образование должны понимать рынок труда, погружаться в требования работодателей и даже предугадывать их. Чтобы образование было практически полезным, нужно с самого начала определять, какие навыки у ученика уже есть, какие нужны для разных позиций и развивать точечно именно их. Причем развивать их нужно на реальных кейсах из индустрии.

Готовить специалистов, которых берут на работу

Часто выпускники вузов говорят, что научились всему на своей первой работе. А работодатели жалуются, что вчерашних студентов приходится переучивать, потому что в альма-матер их учили не тому, что нужно, да еще и по программе, которая утратила актуальность 10 лет назад.

Основная проблема рынка образования в том, что он живет в параллельных вселенных с рынком труда и не знает, кто нужен бизнесу. Поэтому по специальности работают только 40% россиян. Традиционная система высшего образования не отвечает современным требованиям – многие знания, которые получают студенты, устаревают еще до получения диплома. Выйдя на рынок труда, студенты видят, что для работы им требуется то, о чем в университете не рассказывали. А то, что они зубрили пять лет, никому не нужно.

Выход – учить не столько профессии как таковой, сколько готовить к работе в конкретном бизнесе. Кооперация компаний и образования позволяет адаптировать учебную программу так, чтобы выпускники на самом деле могли приступать к работе сразу же после получения диплома. Многие крупные компании сами участвуют в разработке программ и берут студентов на стажировки, что с одной стороны отлично, а с другой - это их вынужденное действие для реализации своего желания получать себе выпускников тех компетенций, которые им нужны. Современные образовательные продукты базируются на глубоком понимании задач студентов с одной стороны и детальной аналитике как запросов индустрии, так конкретных позиций конкретных компаний.

Учитывать связь с реальностью

Я прошел много курсов и тренажеров, получил 2,5 высших образования, и за все годы учебы в России мне ни разу не показали реальный мир. Я отлично знал, что отвечать на экзамене, смутно представлял, о чем говорить на собеседовании, и понятия не имел, как будет выглядеть мой первый рабочий день и какие задачи я буду решать.

Реальный мир - это не только redash, Python и вот это все. Это и “Вот тебе письмо с доступами, настрой себе окружение и после обеда приходи на стендап”. Это и “Надо поднять LTV на 20% за следующий квартал, к планированию спринта предложи варианты”. И еще много того, что нужно в работе, но обычно этого нет в программе.

Мы прекрасно понимаем, что после обучения с нуля невозможно стать миддлом. И мы честно про это говорим. Но дать хороший базис для будущего профессионального и карьерного роста мы точно в силах, и готовы в это вкладывать.

Давать практические знания

Хорошие курсы сотрудничают со специалистами-практиками. Это люди, которые обладают по-настоящему ценными знаниями. Они работают в самых горячих точках российского и зарубежного бизнеса и могут поделиться своим опытом решения реальных и сложных профессиональных задач.

Такие специалисты очень ценны, и образовательные компании готовы вкладываться в то, чтобы сделать их мощными преподавателями. Для этого с ними в паре работают контент-продюсеры, которые этот опыт умеют упаковать в понятный и интересный для ученика формат и методисты, которые знают все про то, как стоит давать материал с максимальной эффективностью для их усвоения.

Практика, своевременность, приближенность к реальному рынку труда и развитие не только hard skills, но и гибких навыков – практически все новые образовательные продукты формируются именно по этому рецепту. И он позволяет им меняться очень быстро, адаптируясь к рынку труда.

Задача современных образовательных продуктов – дать людям на входе понять, их ли это направление обучения и формат, а если они решили, что их, качественный и релевантный образовательный опыт и возможность сразу после обучения начать работать, зарабатывать и развиваться профессионально.

Я уверен, что все люди умеют все, просто не все еще пробовали делать. И важно помочь каждому в обретении этого навыка.

Откликаются взгляды выше? Не согласны? Заходите ко мне в Telegram канал Образование, которое мы заслужили. Там я рассказываю про тренды, кейсы лидеров индустрии, новости, мысли, сложные и риторические вопросы образования. Будем все обсуждать он-лайн.

Оригинал статьи живет в моем блоге на Snob

2828
28 комментариев

Выглядит так что в какой-то момент ВУЗы сами перестали понимать что и как им делать, как и к чему готовить людей. Лично моё мнение ВУЗы должны стать поставщиками не сиюминутных профессий (чем по идее должно было заниматься СПО, но там успешно всё развалили и училища стали синонимом слова "неудачник") а фундаментальных знаний, но из-за того что система ПТУ пришла в упадок в ВУЗы попёрлись и те, кому не нужно никаких знаний, а нужно просто узнать на какую кнопку на станке нажимать и под каким углом гайку закручивать. Ну реально не нужно сидеть пять лет в универе для того чем 90% населения хочет и будет всю оставшуюся жизнь заниматься. Дайте людям качественную систему СПО а половину университетов расплодившихся в 90 закройте, и всё встанет на свои места. 

5
Ответить

подпишусь под каждым словом

Ответить

У меня есть парочка курсов, которые я купила, но даже ни одного урока не прошла. Но бывало и такое, когда проходила жесткий курс, где были постоянные дедлайны, был очень ресурсоемкий курс, как вспомню, так вздрогну) Возможно, не разборчиво покупаем иногда, под каким-то впечатлением))

1
Ответить

Очень часты случаи так называемых "импульсивных покупок", и тут, похоже, ваш случай входит в них

1
Ответить

За Edtech будущее!!! Сочетание необходимых навыков с доступной, легко усвояемой подачей материала - great deal😉

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить