«Почему я не верю в Uber»: разбор экономики доходов водителей

Колонка руководителя аутсорс-компании по разработке ИТ-продуктов FutureComes Александра Ржевского.

Александр Ржевский
Александр Ржевский

Я ИТ-предприниматель и люблю инновации. Мне нравится приложение Uber, и я активно им пользуюсь. Но, Каланик, прости — я не верю в твоё детище как в фундаментальный бизнес из-за его экономической неэффективности для водителей. Ведь они — как минимум половина фундамента компании.

Регулярно опрашивая водителей, я столкнулся с тем, что некоторые из них считают Uber своей основной работой. И эту статью я написал для них. Все показатели и статистика действительны для Санкт-Петербурга. Однако не думаю, что они сильно разнятся в других городах и даже странах.

Глава первая. Полезная для всех, не только для водителей Uber

Например, вы знаете, во сколько обходится один километр поездок на вашем автомобиле? Обычно, когда я спрашиваю об этом людей, они рассчитывают так: «Расход 8 литров на 100 км, выходит примерно 3 рубля за километр и еще 1 рубль на всякие расходники». Но если вдаваться в детали, это не так.

Возьмем, к примеру, распространённый городской автомобиль гольф-класса — Kia Rio. Такая машина расходует 8–11 литров на 100 км и стоит около 750 тысяч рублей. Предположим, что вы владеете ей три года и за это время проехали на ней 100 тысяч километров. У автомобиля уже высокая степень износа и заканчивается основная гарантия.

«Почему я не верю в Uber»: разбор экономики доходов водителей

За эти три года вы потратите примерно 36 тысяч рублей на ОСАГО, 150 тысяч рублей на каско, 48 тысяч рублей на все ТО и 52 тысячи рублей на всевозможные расходники (щетки, колодки, резину и так далее). 342 тысячи рублей уйдёт на бензин, а 84 тысячи рублей — на мойку, при условии, что вы будете мыть машину хотя бы раз в 500 км примерно за 420 рублей.

Казалось бы, всё учтено. Однако мы не брали в расчёт то, сколько автомобиль теряет в цене спустя три года и 100 тысяч км пробега. А теряет он довольно много — 270 тысяч рублей по самым скромным подсчетам, которые можно проследить в этой таблице. В итоге один километр обходится нам в 9,82 рублей.

Глава вторая. Доход в UberX

Судя по информации с официального сайта, поездка по тарифу UberX в Санкт-Петербурге обойдется в 39 рублей за подачу, в 12 рублей за каждый километр и 3 рубля за каждую минуту. Звучит неплохо, но не будем забывать, что с водителей Uber возьмет 20% комиссии и ещё примерно 5% заберёт посредник, поскольку водитель как физлицо не может подключиться к Uber самостоятельно. Опустим налоги и платные дороги — не будем копать так глубоко.

Казалось бы, за 100 тысяч километров можно совершить довольно много поездок. Если взять среднюю продолжительность одной поездки в 20 минут, а длину — в 12 км, то получится, что за три года можно выполнить 8333 заказа. В деньгах это 2 025 000 рублей, что звучит неплохо.

С учетом комиссий выходит меньше — 1 518 750 рублей. А с учётом расхода в 9,82 рублей за километр вы потратите 982 тысячи рублей. И, вроде как, останется 536 750 рублей. На самом деле, не так много: это сумма за три года практически ежедневного труда (при расчёте в 120–150 км каждый рабочий день без учета отдыха и сервиса машины). Выходит доход в 14 909 рублей в месяц. Довольно скверно. Но это ещё не всё.

Глава третья. Мечты разбиваются о скалы

Дело в том, что пробег может быть как эффективным — непосредственно при выполнении поездки, — так и паразитным, —  например, в пути за клиентом, который нередко оказывается втрое дольше самой поездки. Помимо прочего, сюда же входит посещение сервиса, заправок, заезды на обед и путь домой (водитель может закончить работу на севере города, а возвращаться домой в южный район).

Таким образом, в лучшем случае водитель «оправдает» только половину от всего пробега — то есть проедет не более 50 тысяч «полезных» километров из всех 100 тысяч, даже если будет пользоваться автомобилем только для выполнения заказов Uber.

Поэтому истинные результаты трёхлетней работы в Uber таковы: 759 375 рублей дохода и 982 тысячи рублей расхода — то есть убыток составит 222 625 рублей. Так, водитель работал три года, ничего не заработал и доплатил за амортизацию более 200 тысяч рублей. При этом он получает 10–20 тысяч рублей каждую неделю — сумму, которая на первый взгляд существенно больше соответствующих трат на бензин.

«Почему я не верю в Uber»: разбор экономики доходов водителей

Глава четвертая. А что если расчёты неверны

Можно найти много аргументов против моего исследования, которые будут начинаться со слов «А что если...». Но, к сожалению, на большинство из них у меня найдётся контраргумент:

  • «А если я не буду оформлять каско?». Возможно. Но с учётом каждодневной работы на автомобиле вы рискуете потерять гораздо больше. Это неоправданный риск.
  • «А если я куплю автомобиль в самой дешёвой комплектации?». Возможно. Но, соответственно, и продадите его дешевле. В итоге потеряете примерно столько же.
  • «А если я работаю в нескольких системах (Gett, «Яндекс.Такси», такси «Везёт» и прочих)?». Да, но тогда возникают проблемы маршрутизации заказов, сложности взаиморасчета, перегруженного графика. И, скорее всего, такая работа повлечёт ещё больший пробег и износ, что тоже выльется в потери.
  • «А если мне начислят бонусы?». Представьте, какого они должны быть размера, чтобы кардинально изменить ситуацию. Да, Uber дотирует деятельность во многих городах, но это не может длиться вечно.
  • «А если...?». Да не может быть никаких «если». Даже при условии, если бы вместо минуса в 222 625 рублей у вас был бы плюс в 500 тысяч рублей, — это всего 14 тысяч рублей в месяц. Это несоизмеримо низкий доход.

Глава пятая. Шах и мат

Чтобы как-то подтвердить свою гипотезу, я нашел агента, который подключает водителей к Uber. На условиях анонимности он предоставил мне таблицу доходов его водителей за произвольную неделю. И сопроводил её комментарием, что лидеры заработков проезжают более 300 км каждый день — то есть работают на износ. Привожу копию этой таблицы здесь. Если вкратце: никто не станет олигархом.

Фрагмент таблицы доходов водителей Uber
Фрагмент таблицы доходов водителей Uber

Глава шестая. Шах и мат — 2

Если автомобиль куплен в кредит, то вместо 220 тысяч рублей за три года водитель доплатит гораздо больше. А за свою работу, как и прежде, ничего не получит.

Послесловие

И всё-таки, можно ли заработать в Uber? Если вы очень ушлый, умеете ловко подбирать заказы и время работы, совмещаете с другой деятельностью, экономите на мойке и расходных материалах, то, возможно, что-то у вас и получится. Однако если вы настолько целеустремлённый, для вас имело бы смысл заняться чем-то более прибыльным.

5454
191 комментарий

Если считать так, как считает автор, то ни один конкурентный бизнес в мире существовать не сможет. Я могу так же расписать, что шаурма в принципе невозможна за 150 рублей. Одну только мойку на 84 тысячи насчитал) Везде, везде тотально экономят, где на масштабе, где на специальных ценах и условиях для своих. Таксист не поедет в лицензионный сервис, он поедет в гаражи к своим постоянным ребятам. Таксист не будет тратить десятки тысяч на мойку, сам помоет на станции самообслуживания или воспользуется выгодными предложениями моек для таксистов. И так далее и тому подобное.

43

От того, что подавляющее большинство самозанятых "бизнесменов" не умеет считать свои деньги, бизнес не становится бизнесом, тем более "конкурентным". Это вообще не бизнес, а трата своего времени на пустопорожнее занятие с иллюзией зарабатывания денег.

12

Стоимости владения для класса B в РФ от 12 руб. до 56 руб. https://www.vedomosti.ru/auto/articles/2016/09/13/656621-stoimost-vladeniya-avtomobilem

Оформив ИП даже на нескольких водителей выгоднее работать на себя без лишней комиссии.

Не понятны смыслы подобных статей для людей, которые не знают арифметику.
Сервис оказывается полезен для того, чтобы заработать "на пожрать" в трудную минуту.
Перед написанием статьи вы не прочитали о цели сервиса. Как пишет сам Убер - это, чтобы обычные водители возили не свой один зад, а брали попутчиков, а монетизация будет мотивирующим фактором.

Если вкратце: никто не станет олигархом, о чём мечтают россияне-жлобы, задирая цены на sharing сервисах. Как видно цены большинства водителей попутчиков дороже билетов на автобус или поезд, на сайтах объявлений многие продают старьё дороже чем можно купить новое, а номер в гостинице с бронью онлайн будет стоить дешевле сомнительных хаток без горячей воды.

8

В список надо чаевые добавить.

убер никогда не был приложением, ориентированным на водителей. у убера активно реализуемые планы по замещению водителей системой автоматического управления, которое уже тестируется на дорогах. как только покатит, так сразу "водитель" исчезнет из цепи. пусть не завтра, но лет через 10..

30

Активно поглощая инвестиции, до этого надо им еще дожить.
Ну и амортизация у самоуправляемых автомобилей также присутствует, как и куча проблем в первые годы эксплуатации и обслуживающий персонал, который будет бегать за этими автомобилями и чинить.

2

Кто через 10 лет вспомнит об Убере?