Мы думали просто поменять стек, а в итоге перевыпустили продукт

Мы думали просто поменять стек, а в итоге перевыпустили продукт

Бывает, затеяли вы дома подклеить уголок обоев, а они в тот же день разом со старыми отвалились. И вы понимаете — назад дороги нет, делаем ремонт. Наш кейс именно про это: идея обновиться на новый стек стала отправной точкой для реконструкции всего проекта.

Пара слов о продукте: ntws.pro — это актуальный B2P онлайн-сервис для страховых агентов и брокеров. Сервису уже больше 2 лет, количество агентов постоянно растет. Задача продукта — быть удобным и быстрым инструментом для заработка на оформлении страховых полисов.

1. Откуда взялось решение менять стек?

Во время стратегического планирования дорожной карты проекта на год мы командой обсуждали внедрение новых фич и интеграций. Наш технический директор сказал: «По уму, перед глобальным обновлением надо бы переписать стек”. Продуктовик подхватил: “Давайте тогда несколько пересмотрим сервис? Посмотрим незамыленным глазом на логику функций и оценим, насколько они выгодны компании для обслуживания». Занавес...

Ладно, если отбросить драматизм и оглянуться назад, решение было точно правильное и стратегически важное для продукта. Произошла приоритизация усилий, а значит и экономия трудовых ресурсов вместе со временем.

2. Совет с точки зрения опыта: когда стоит переходить на новый стек

  • Во-первых, если продукт начал свою жизнь более 3 лет назад. С текущими темпами развития, технологии в течение 5 лет уже устаревают.
  • К тому же, если ваш стартап запускался самостоятельно, а не под инвестированием компании-гиганта. Скорее всего ваш фокус был на том, как быстрее запустить и начать окупать продукт, и совсем не на том, как технически заложить прочный фундамент.
  • Вам становится все сложнее найти специалистов под стек сервиса. Этот пункт пересекается с первым, специалисты следят за тенденциями на рынке и переходят на новые и популярные стеки, где спрос на специалистов выше.

3. Какой стек мы в итоге выбрали и почему?

На бэкэнде мы перешли с фреймворка PHP Yii2 на последний, на данный момент, PHP Symfony. Этот проект на Symfony заточен на сложные пользовательские системы и строится микро сервисах.

Для фронта раньше никаких фреймворков не использовали, верстали по макетам дизайнера. В новой версии мы совместили Vue JS и Google UI Kit. Это позволило сделать быстрое приложение под все экраны. И конечно, мы с помощью Vue JS внедрили SPA (Single-page application). Тем самым мы дополнительно сократили время ожидания загрузки страниц каждого из сервисов платформы.

4. Сколько занял процесс перестройки?

Сам процесс отстройки платформы на новом стеке занял 6 месяцев. При условии распределения нагрузки, где 30% времени занимала поддержка старой версии платформы и небольшое развитие, и 70% создание новой версии платформы. В работе была задействована почти вся команда ntws: CTO, product director, CEO, 3 frontend разработчика и 3 backend’а, UX/UI дизайнер и тестировщик.

Долгий ли это срок для такой команды? Нет, если учитывать неполную загрузку.

5. Какие были опасения и подтвердились ли они в процессе?

Первое опасение было: отрицательная реакция пользователей на то, что в новой системе нет никаких революционных изменений (с точки зрения продуктовой линейки страховок). Пользователю могло быть непонятно в чем был смысл перехода, даже если попытаться объяснить техническую составляющую.

Но в самый последний момент мы выкатили новую фичу, которая позволяет получать до 100% одобрений полиса страховыми. И сопроводили релиз хорошей маркетинговой поддержкой: прямой эфир с презентацией, рекламные ролики, email-рассылки, посты в соцсетях. Со всех каналов пользователю были продемонстрированы преимущества перехода на новую версию: выше скорость работы, мобильная версия, быстрее расчет и, наконец, та самая интеграция, которую многие ждали.

Второе опасение — насколько пользователям понравится обновленный дизайн. Для плавного перехода без аллергии пользователей мы провели 2-ух недельный пробный период. После релиза мы оставили старую версию работать некоторое время по скрытой ссылке. На всякий случай ;)

Несмотря на опасения, была четкая уверенность в том, что выпустить ntws 2.0 надо. Потому как первая версия личного кабинета была построена на понимании рынка и целевой аудитории, а не основе тенденций используемых технологий.

Самое интересное напоследок: какую экономическую выгоду несет перестройка всего сервиса

Новые фреймворки со стороны бэка и фронта дали сервису возможность “летать”. Избалованный пользователь пробовал несколько площадок конкурентов и наша платформа точно выигрывает по этому показателю.

Убрали некоторый функционал, точнее не стали создавать его заново на новой версии, т.к. для компании value меньше, чем затраты на поддержание этого функционала. Сейчас мы точно знаем, что будем делать с продуктом в ближайший год.

Возможность работать с телефона кардинально меняет режим работы агентов. Теперь ему не надо всегда иметь при себе ноутбук или работать в офисе за компьютером. Он может оформлять полисы буквально на лету в любое время, соответственно выше и количество оформленных полисов. И в определенный момент клиент может отдать предпочтение нашему сервису, а не личному кабинету страховой компании.

Именно поэтому обновление и перестройка — это отличное стратегическое решение, хоть и ресурсозатратное. И если вы думали, что вывод здесь будет аля: “в любой непонятной ситуации — меняй стек”, то это не так :)

Конечно, в каждой ситуации все индивидуально. В первую очередь выбор зависит от того, насколько неправильно был выбран стек на фронте и/или на беке. Мы поменяли стек по причине устаревания технологий, некоторые компании меняют стек в случае полной смены технической команды. Если в какой-то момент вы понимаете, что изначально стек был выбран неправильно и думаете над тем, чтобы поменять сейчас или позже: лучше начать работать над этим вопросом, как можно раньше.

С точки зрения рабочего процесса этот черт не так страшен, как его малюют. А вот со стороны привлечения средств на разработку — это задачка со звездочкой. Если будет интересна эта тема, напишите в комменты, расскажем подробнее.

2 комментария

Комментарий недоступен

Спасибо за комментарий! Надеемся, у вас будет время почитать нашу статью)