Как джуниор-продакту вырасти до миддла

Мы поговорили с 15 продактами middle уровня из МТС, Тинькофф, Сбера, Яндекса, банка Открытие и Osome и с теми, кто развивает собственные стартапы. Составили список ТОП-7 навыков, которые стали ключевыми в переходе с junior до middle уровня.

Unsplash
Unsplash

Статья поможет понять, над какими навыками стоит поработать, а почелленджить себя можно будет на онлайн кейс-чемпионате Продуктон по решению продуктовых задач для развития Дальнего Востока и Арктики, который пройдет с 25 июня по 4 июля. Успейте подать заявку до 24 июня.

Hard skills

Исследования целевой аудитории

Качественные и количественные исследования – это важный навык для продакт-менеджера, потому что они помогают развивать продукт исходя из потребностей пользователей. Прежде чем проводить исследования, ознакомьтесь с теорией, чтобы избежать популярных ошибок, например, почитайте книгу по кастдеву Вани Замесина. Хороший способ поставить себя на место респондента и научиться видеть ошибки – участие в качестве респондента в чужих интервью.

Навык продуктовых исследований придёт с опытом – нужно постоянно практиковаться. Лучше проводить исследования для продукта, который интересен: не стоит тренироваться на продуктах, которые не собираетесь запускать или в которых вы совсем не влияете на принятие продуктовых решений. Если вы горите продуктом, то инсайты из исследований будут мотивировать двигаться дальше и можно будет потренироваться не искать подтверждения тому, во что вы верите, например, какой классный у вас продукт. Если совсем нет идей для сайд-проекта для тренировки или возможности присоединиться к проекту знакомых, – исследуйте очень частотную работу (см. фреймворк JTBD) или, другими словами, задачи, которые часто возникают у людей, там обязательно встретятся проблемы пользователей. Например, добраться из точки А в точку Б.

Совет. Идите в индустрию, которая нравится, или в тот продукт, которым будете пользоваться. Из минусов – будете считать себя клиентом продукта и ориентироваться на своё поведение. Значительный плюс – лучше погрузитесь в продукт, что обеспечит более быстрый карьерный рост.

Гор Матевосян, Product manager, Яндекс.Практикум

Генерация идей

Для развития этого навыка будет полезным расширять круг людей, способных дать обратную связь или поделиться своим мнением по решению проблемы. По результатам сбора мнений можно со временем формировать собственную карту решений, чтобы всегда иметь своеобразную шпаргалку, куда можно посмотреть. Основательный подход к развитию навыка генерации идей – расширение продуктовой команды по экспертизе и компетенциям: новые люди будут смотреть на продукт через призму своего бэкграунда. При этом недостаточно собрать разных людей вместе, нужно обеспечить им условия для проявления двух типов мышления – дивергентного (для открытия новых идей без анализа и критики) и конвергентного (для анализа, оценки и принятия решений).

В качестве ежедневной практики для генерации идей можно отучить себя немедленно вбивать запрос в Google, а стараться написать список возможных решений до поиска готового ответа. Когда решения закончатся, постарайтесь добавить ещё одно или два, которые не пришли вам на ум сразу.

Ещё можно попытаться объяснить идею или продать продукт друзьям. При общении с коллегами или пользователями внимание размывается, а другу или бабушке объяснить уже сложнее. Так можно посмотреть под новым углом и получить новые идеи.

Совет. Собирайте знания из разных областей, потому что решение, которое вам нужно, зачастую уже применяется где-то ещё.

Александр Брюшинин, Product manager, Тинькофф

Данные и аналитика

Погружаться в эту область лучше с общего понимания прикладной статистики, начните оперировать понятиями вероятностей, когорт, статистической значимости. Узнайте, в чём заключается идея и принцип работы A/B тестов.

Умение работать с данными особенно важно для B2C продуктов с большим количеством пользователей. Например, для того, чтобы делать продукт для сегмента клиентов, на котором компания сможет заработать, можно провести ABCDX-сегментацию. С помощью этой сегментации можно понять, какие фичи делать, каких клиентов привлекать (A, B сегменты) и для каких клиентов процессы в продукте стоит максимально автоматизировать (C, D сегменты).

Совет. Можно заменить привычные инструменты аналитики на более продвинутые, например, знакомый Excel на Jupyter Notebook, это упростит работу с данными и улучшит визуализацию.

Никита Бондарев, Product analyst, Osome

Оптимизация процессов

Для продакт-менеджера важно эффективно обрабатывать поступающую информацию, выстраивать и оптимизировать процессы. Лучше ориентироваться в продукте, видеть большую картину и не отклоняться от намеченных целей проще, когда все, кто работает над продуктом, в едином информационном поле.

Практиковаться в структурировании информации можно с появлением четкой документации в продукте. Пишите заметки, краткие итоги встреч, инструкции, ведите календарь и выгружайте всю информацию и знание о продукте в общее рабочее пространство. Вы научитесь как минимум ориентироваться в своем продукте и замечать детали, а там недалеко до понимания, как продукт влияет на бизнес, – чем раньше оно появляется у junior продакта, тем быстрее он растет.

Поддерживать всех в едином информационном поле также помогает навык своевременного оповещения. Можно завести таблицу, в которой будут отмечены даты, когда необходимо освежить заявленные договоренности. Также эти задачи можно оставлять в таск-трекере или календаре.

Итеративно улучшайте организацию информации в продукте. Если команда не пользуется теми инструментами, которые вводит продакт, – она не видит в них ценности. Для того, чтобы этого избежать, внедрение новых инструментов нужно обсуждать с командой, а потом убирать из предложенных решений всё, что не приносит ценности. Затем опять собирать фидбек и улучшать процессы.

В больших и сложных продуктах нужно вести большое количество документации, чтобы разные системы могли эффективно взаимодействовать. В таких случаях имеет смысл ввести ритуал пересмотра текущей организации информации и процессов, например, раз в две недели. Это может казаться довольно затратным, но переписывание документации, убирание устаревшей информации, заведение новых процессов и актуализация договоренностей сильно экономит время на встречах.

Совет. Продакт-менеджеру стоит быть особенно внимательным к оформлению документов, так как любому стейкхолдеру должна быть понятна документация проекта и её организация, иначе вы не донесете до него ваши предложения.

Анастасия Кишкун, Product owner, Тинькофф Инвестиции, ментор команд на Продуктоне

Soft skills

Насмотренность

Насмотренность – один из навыков, который отличает junior специалиста от middle уровня. Она начинает работать уже на определенном уровне зрелости, когда вы можете рассуждать и делать выводы на основании предыдущего опыта. На самом старте уровень насмотренности достаточно слабый, что вполне нормально. Научиться отличать хорошие кейсы от плохих можно изучая разборы продуктовых кейсов на VC.RU или Epic Growth, в telegram каналах продактов, например, в No Flame No Game. Полезно давать обратную связь на продуктовую работу, критически посмотреть на продукт или тестовое задание. Это научит давать обоснованный ответ, почему одно классно, а другое не очень.

Можно изучать компании на фондовом рынке, их финансовые показатели и факторы, влияющие на стоимость акций. Чтобы чувствовать ответственность за качество ресерча, можно пробовать самостоятельно вкладывать небольшие суммы. Эффективный вариант развития насмотренности – это просмотр питчей стартапов. Для этого можно смотреть демо дни акселераторов, например, ФРИИ, Московского акселератора, Sber500. Много стартапов можно найти на crowdfunding платформах, например, Republic – там же можно инвестировать небольшие суммы.

Совет. Устраивайтесь на работу как можно раньше, чтобы решать кейсы на практике. При желании любую деятельность можно завернуть как продуктовый кейс.

Родион Цалкин, Product owner, MTS Cloud, ментор команд на Продуктоне


Совет. Ищите разные возможности для наработки опыта и связей: устраивайтесь на бесплатную подработку в стартап или станьте волонтером на продуктовой конференции.

Дарья Киселева, Product manager, Сбермаркет


Отношения с менторами и экспертами

Частая ошибка начинающего продакт-менеджера заключается в неэффективной коммуникации с экспертами, а общение с ними может подсказать более быстрый способ решения проблем. Спрашивайте экспертов про их предыдущий опыт, как они решали эту задачу, столкнувшись с ней в первый раз, и как они решают эту задачу сейчас, про их ошибки. Не нужно фокусироваться на собственном кейсе или проблеме и ожидать, что вам дадут конкретный набор действий.

Приходить к эксперту стоит с вариантом решения проблемы или результатом и запрашивать обратную связь. Чтобы не было неоправданных ожиданий в отношениях с наставником, ментором или экспертом с самого начала обозначайте, какие у вас общие цели, зачем вы это делаете. Так вы сможете эффективно черпать знания от более опытных коллег.

Хорошая практика – самому организовать пространство для обсуждения кейсов и обмена опытом среди ваших коллег или знакомых из продуктовой сферы. Например, сделать чат ресерчеров с работы. Важно не бояться написать в публичный чат о кейсе или спросить, как решить проблему, – никто не будет осуждать за ошибки. Не стоит создавать чрезмерно много правил общения в новом чате, например, требовать, чтобы ни один запрос не оставался без ответа, – можно дать общению участников развиваться органически в своем темпе.

Совет. Заведите канал в telegram о продакт-менеджменте: так вы получите ответ на запросы, внешнюю оценку рассуждений, а также физически будете ощущать ваше движение. Мне это помогает расти, а когда я вижу, что это помогает ребятам, которые меня читают, это ещё больше драйвит рассказывать, помогать, писать.

Эльмира Гулимова, Junior product manager, симулятор-сериал «Будни продакта»

Коммуникация

Инвестиция в навык коммуникации – одна из самых окупаемых для продакта: среди его задач общение со стейкхолдерами, руководство командой, проведение глубинных интервью. Прокачивать коммуникацию поможет организация мероприятия, от тимбилдинга и лекции с одним спикером до большого форума. Вы отработаете взаимодействие с многими стейкхолдерами: спикерами, участниками, техниками, площадкой, волонтерами, партнерами по продвижению.

Другой способ быстро развить навык коммуникации – участвовать в хакатонах с продуктовой направленностью. Там можно за короткое время пройти весь продуктовый процесс: собрать бизнес-требования с заказчика и формализовать их, собрать ограничения в области, в которой вы чаще всего не разбираетесь, поставить задачу команде, приоритизировать задачи и убедить участников команды выкладываться на совесть для победы. Заказчики, как правило, не до конца понимают, как должно выглядеть финальное решение, поэтому нужно узнать как можно больше информации, а также превратить их мечты в конечную идею продукта и предложить решение, в которое они будут готовы поверить. При этом код и технические задачи на продуктовых хакатонах будут иметь не такую важную роль, как донесение ценности продукта, создание его жизнеспособной концепции, поэтому, подготавливая выступление для финала хакатона, вы сильно прокачаете навыки презентации.

Очень полезно подтянуть на продуктовых хакатонах навык получения ресурсов от других людей и команд: на больших хакатонах бывает трудно дотянуться до менторов и заказчиков, а особенно узнать информацию, которая поможет выиграть. Умение договориться и прийти к цели отличает миддла от новичка. Чтобы помочь себе быть эффективным коммуникатором, нужно делать домашнюю работу до встречи: завести привычку заранее определять повестку встречи и доносить её до всех участников, формировать ожидание минимальных и максимальных критериев достижения цели переговоров и продумывать ответы на вопросы, которые могут возникнуть по ходу.

Совет. Прежде, чем идти в продакты, поймите, действительно ли это про вас. Профессия продакта сейчас слишком на хайпе. Продуктовый процесс включает очень разные вещи – аналитику, дизайн, разработку, маркетинг. Если вы не ощущаете в себе достаточно энергии, менеджерских способностей или не можете ответить на вопрос, что будет после того, как вы стали продактом, возможно, вам следует обратить внимание на другие профессии, связанные с продуктом.

Азат Мингалеев, Product owner, банк Открытие

В мире продуктовых профессий очень много разных ролей. Героям статьи потребовалось от полугода, чтобы освоить одну из них – product manager. Однако продукт не взлетит без разных специалистов в продуктовой команде, таких как аналитик, разработчик, исследователь, маркетолог, специалист по данным. Вооружитесь знаниями из этой статьи, определите, какие навыки вы бы хотели сейчас развить, и попробуйте силы в одной из ролей в конкурсном формате.

1010
2 комментария

👏

Ответить

Мама, я в телевизоре 

Ответить