Дискуссия: должны ли маркетплейсы и их продавцы участвовать в финансировании систем сбора, сортировки и переработки вторичного сырья

И стоит ли ввести для них экосбор — в качестве «расширенной ответственности».

Источник фото: Bone Crusher
Источник фото: Bone Crusher
  • В конце ноября 2025 года Общественная палата провела круглый стол «Онлайн-торговля — офлайн-отходы», на котором обсуждали экорегулирование на рынке маркетплейсов и «радикальный» рост объёма одноразовой упаковки и иных логистических материалов, пишет «Ъ».
  • В ходе дискуссии статс-секретарь нацкомитета десятилетия ООН по восстановлению экосистем Вадим Петров предложил обязать маркетплейсы «вести учёт своих отходов, упаковки, непроданных товаров и пищевых списаний» и раскрывать эти данные, а также «задавать стандарты упаковки для производителей и продавцов».
  • В экопроекте «Земля касается каждого» считают, что в качестве отраслевого стандарта можно принять и отказ от дополнительной упаковки при пересылке — чтобы товары доставляли в заводской таре. Анализировал ли проект риски повреждений — неизвестно.

Маркетплейсы и продавцы, работающие через них, должны участвовать в финансировании систем сбора, сортировки, переработки, заготовки вторичного сырья, а также нести ответственность за экологически безопасную судьбу непроданных товаров.

Вадим Петров
  • Ещё одна идея экоэкспертов круглого стола — перевести службы доставки готовой еды с одноразовых упаковок на многоразовые. Потребители могли бы возвращать их через курьеров или пункты приёма и, как вариант, получать за это бонусы. Правда, для этого придётся внести поправки в законодательство, ГОСТы и СанПиНы.
  • Общественная палата направит эти и другие предложения бизнесу и госорганам, а также сформирует рабочую группу. В Ассоциации компаний интернет-торговли напомнили: первоочередная задача упаковки — сохранять качество товара. К тому же компании уже направляют на переработку 70% отходов, а именно маркетплейсы переходят от одноразовой гофроупаковки на пластиковые тары и складные тележки.
  • Во сколько обошлись бы дополнительные экоинициативы самим маркетплейсам и как это отразилось бы на предпринимателях и покупателях, «Ъ» спрашивать у объединения не стал. Говорили ли об этом участники дискуссии — не уточнил.
10
3
2
1
1
115 комментариев