От контроля к партнерству: как работать с зумерами

Эйчары все чаще говорят о сложностях в работе с молодыми сотрудниками. Зумеров воспринимают как непостоянных бунтарей без четких жизненных целей, а уважение к личным границам нередко путают с ленью. Их пытаются переделать вместо того, чтобы понять их ценности и наладить взаимодействие. Как изменить тенденцию – мнение специалиста по персоналу.

От контроля к партнерству: как работать с зумерами

Раз и навсегда? Эпоха завершилась

Времена, когда человек всю жизнь трудился на родном предприятии, минули, кажется, безвозвратно. Среднестатистическая продолжительность занятости в одной компании неуклонно снижается. Еще в 2018 году эксперты HeadHunter говорили о пятилетнем медианном сроке. Сегодня он стал еще короче. Современная молодежь не задерживается на одном месте надолго, и, согласно исследованиям рекрутинговой компании Randstad, меняет нанимателя ежегодно.

Новые ценности: карьера – не главное

Еще пять лет назад частая смена работодателей однозначно расценивалось как ненадежность и легкомыслие. Сегодня джобхоппинг –часть современной карьерной стратегии. На рынок труда активно выходят зумеры – молодежь до 25 лет: талантливая, амбициозная, быстро обучаемая, но не терпящая нарушения личных границ, нелогичных заданий и неэффективных процессов.

Для зумеров работа – не столько источник дохода, сколько путь к самореализации и развитию. Они избегают рутинной работы и длительного ожидания карьерного роста. Их угнетает токсичная атмосфера, жесткая иерархия и тотальный контроль. Если компания не соответствует ценностям, зумеры без долгих раздумий ищут новое место.

Согласно опросам Randstad, 33% молодых специалистов задумываются о смене нанимателя в течение первого года работы.

Важно понимать: это не капризы инфантильной молодежи. Пандемия, торговые войны и глобальное внедрение искусственного интеллекта сформировали отношение зумеров к работе. Их система координат – результат среды, в которой они росли и взрослели.

Почему это важно для работодателя

Совсем скоро предыдущее поколение, ценящее стабильность и возможность строить вертикальную карьеру, окончательно сменится нынешними 18-летними. К 2030 году зумеры составят треть всей рабочей силы. Они приходят не только в продажи и IT. Они устраиваются на заводы, в сферу обслуживания и госаппарат. Для кадровых служб взаимодействие с поколением Z стало одним из ключевых вызовов последних лет.

Баланс между трудом и личной жизнью – главная ценность этой возрастной группы. Зумер не задержится в организации, если сфера деятельности окажется неинтересной, режим работы – недостаточно гибким, а возможность повышения будет скрыта за горизонтом. Но если ценности компании совпадают с их собственными, молодые люди готовы трудиться с удвоенной отдачей и за меньшие деньги. По данным The Times, в подобной ситуации до 75% зумеров намерены работать на одном месте 5-7 лет.

Как продуктивно взаимодействовать с молодежью: практические рекомендации

Традиционные подходы к управлению теряют актуальность. Чтобы не столкнуться с кадровым голодом, нанимателям придется принимать ценности поколения Z и менять управленческие процессы:

  • выстраивать партнерские отношения. Зумер продуктивен до тех пор, пока его интересы совпадают с целями компании. Четкие договоренности, прозрачные перспективы и дружелюбное отношение мотивируют лучше абстрактной корпоративной философии;
  • ставить четкие цели с понятным результатом. Чтобы стать продуктивным, молодому человеку важно видеть конечный результат и понимать, как его действия влияют на общий успех. Аксиома «надо – значит надо» с молодежью не работает;
  • ставить четкие цели с понятным результатом. Чтобы стать продуктивным, молодому человеку важно видеть конечный результат и понимать, как его действия влияют на общий успех. Аксиома «надо – значит надо» с молодежью не работает;
  • обеспечивать обратную связь в реальном времени. Короткие посты в рабочих чатах, голосовые сообщения и мгновенные реакции повышают эффективность рабочих процессов. Зумеры сомневаются в пользе долгих «созвонов» и обязательных совещаний, предпочитая вести дискуссии онлайн;
  • цифровизировать процессы адаптации и работы. Это актуально для всех – от менеджера в офисе до производственного персонала. ГОСТы и базы данных в смартфоне, цифровые чек-листы, виртуальная реальность – часть привычной среды современной молодежи;
  • уважать личные границы, внедрять систему гибкого рабочего времени и, при возможности, «удаленку». Переработки – не обязанность, а осознанный выбор человека и фактор выбора работодателя;
  • публично признавать достижения. Искреннее «спасибо» за выполненную задачу – важный элемент системы мотивации. Дополнительное финансовое стимулирование также способствует закреплению на рабочем месте;
  • избегать жесткого стиля управления, токсичности и эйджизма. Молодежь нетерпима к пассивной агрессии и оценивает коллег по достижениям, а не по стажу или паспорту.

Что нас ждет дальше

В обществе растет запрос на уважение, партнерское взаимодействие и work-life balance. Все больше людей среднего возраста разделяют ценности зумеров. То, что сегодня кажется особенностью поколения Z, в ближайшие годы станет стандартом. Управлять персоналом по-старому больше не получится.

Рынок труда глобально меняет ценности: от строгой иерархии к доверительному партнерству, от жизни ради работы – к работе для жизни. Консервативные работодатели рискуют остаться в кадровом вакууме. А привлекать и удерживать талантливую молодежь будут компании, своевременно адаптировавшиеся к реалиям времени.

Прогрессивные эйчары ступают в новую эру – переход от управления персоналом к управлению людьми.

3
1
3 комментария