Лариса Долина может взыскать по 5 000 000 рублей с каждого, кто шутит про неё в интернете?
Историю с Долиной подхватили даже крупные компании. Но вот внезапный нюанс: имя «Лариса Долина» — это зарегистрированный в Роспатенте товарный знак.
Сколько еще квартир сможет купить Долина на сумму взысканных компенсаций? Давайте покажу, что есть у Долиной в Роспатенте, и на примере лучших шутеек разберем, чем сегодня рискуют все, кто подхватил эту тему.
За каждое нарушение прав на товарный знак по закону можно взыскать компенсацию до 5 000 000 рублей. А с 3 января 2026 года эта планка вырастет до 10 000 000 рублей. Знаете, что может произойти?
Казалось бы, это абсурд — взыскивать деньги за шутки в интернете. А само решение по квартире вам как?
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, автор книги «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Но для начала — пара слов о том, как вообще работают товарные знаки.
Как сегодня работают товарные знаки в России
Чаще всего как товарные знаки в Роспатенте регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Важный момент: товарный знак защищает не само по себе название, а использование этого названия для конкретных товаров и услуг.
Регистрация товарного знака — это не просто «запатентовать слово». Зарегистрировать знак — это значит получить монополию на использование этого названия или логотипа в бизнесе.
Товарные знаки — это не только вымышленные слова типа «Яндекс» или нейтральные а-ля «Магнит». Если человек или компания используют какое-то имя в бизнесе, его тоже регистрируют как товарный знак.
Например, мне доводилось регистрировать бренд «Димочка» для диванов и логотипы «Саша» и «Женя» для магазина одежды — да и еще кучу разных «именных» знаков. Обычно это делают, чтобы защитить своё имя как бренд, получить права-галочки в соцсетях и защититься от мошенников.
Например, мне доводилось регистрировать бренд «Димочка» для диванов и логотипы «Саша» и «Женя» для магазина одежды — да и еще кучу разных «именных» знаков. Обычно это делают, чтобы защитить своё имя как бренд, получить права-галочки в соцсетях и защититься от мошенников.
Имя «Лариса Долина» — это товарный знак
Как оказалось, имя «Лариса Долина» давно зарегистрировано в Роспатенте. Вот данные из госреестра:
Знак «Лариса Долина» был зарегистрирован еще в 2002 году. В 2010 году его срок действия продлили еще на 10 лет, и в 2020 году тоже продлили.
Получается, по закону нельзя просто так использовать имя «Лариса Долина» — есть нюансы.
Сколько денег могут взыскать за нарушение прав на товарный знак
Набор санкций за использование чужого знака такой, что иногда может довести и до банкротства:
- взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
- штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
- конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
- блокировки в соцсетях и на маркетплейсах
- иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Конечно, суды далеко не всегда взыскивают все 5 000 000 рублей за каждое нарушение.
В среднем по моей практике в спорах за товарные знаки взыскивают суммы от 300-500 тысяч до миллиона. Но споры на все пять миллионов тоже бывают.
Например, я как-то раз рассказывал о нашем деле «Какой ты мем?». Там один предприниматель сделал настольную игру «Какой ты мем?» и запустил продажи на маркетплейсах, а другой предприниматель посмотрел на это и сделал очень похожую игру «Что за мем?». В итоге мы взыскали с нарушителя все 5 000 000 рублей.
В другой ситуации одна компания потребовала 5 000 000 рублей с магазина мебели за использование названия дивана «Честер». Пришлось отбиваться — еле отбились.
В общем, споры по товарным знакам не редкость — каждый год российские суды рассматривают тысячи таких дел. И суммы по ним серьезные.
А что вообще считается нарушением
Чтобы суд увидел нарушение прав на товарный знак, должно сойтись три звезды.
⭐ Используется такое же или очень похожее обозначение
Если в знаке написано «Лариса Долина», и кто-то другой использует тоже «Лариса Долина» — тут все очевидно. Если в знаке написано «Лариса Долина», а кто-то в рекламе написал просто «Долина» — это тоже могут признать нарушением.
Суды взыскивают компенсации не только когда используется точно такое же название один-в-один. Нарушением считаются и те случаи, когда названия слишком похожи — настолько, что обычный человек может их перепутать.
Как в нашем деле «Какой ты мем?» и «Что за мем?» — названия были разные, но слишком похожие, вот компенсацию и взыскали.
⭐Обозначение используется для товаров и услуг, на которые зарегистрирован товарный знак
Использованием товарного знака считается не просто упоминание бренда, а именно продажа или реклама каких-то товаров или услуг. Каких — зависит от того, на что именно зарегистрирован знак.
Список товаров и услуг при подаче заявки выбирает сам владелец знака и его юрист — патентный поверенный. А Роспатент потом решает, на какие товары и услуги регистрацию можно одобрить, а на какие нельзя.
Товарный знак Долиной зарегистрирован на огромный перечень товаров и услуг:
А если поискать еще, то можно обнаружить и второй товарный знак Долиной:
Получается, Долина вроде как артист, но при этом ее товарный знак зарегистрирован и на кафе, и на алкоголь, и даже на препараты для уничтожения вредных животных.
⭐Владелец знака не давал разрешения на такие действия
Тут все просто: товарный знак по умолчанию запрещено использовать, если у тебя нет на это письменного договора с его владельцем — лицензии.
Записи о таких лицензиях вносятся в реестр Роспатента, и судя по реестру Долина никому таких разрешений не давала.
Итого: похожее обозначение, те же товары-услуги и отсутствие разрешения от владельца: если все это сходится, значит нарушение есть.
Можно ли шутить про Долину нам с вами
Как видите, нарушением прав на товарный знак считается именно использование товарного знака в бизнесе.
Если пост не от лица компании, а от имени обычного человека, в посте нет фотографий — так шутить можно сколько угодно, товарные знаки тут ни при чем.
Когда кто-то постит шутку «а давайте договор с Украиной и США подпишет Долина» — это просто упоминание человека, но не использование товарного знака.
Если кто-то предъявит вам претензии за такой пост (а после таких судебных дел уже кажется, что может быть всякое) — ваш ответ будет такой: в посте нет ни продаж, ни рекламы, а значит и ни о каком использования товарного знака речи не идет в принципе.
Но вот если вы предприниматель — тут всё резко становится сложнее.
Компании шутят про Долину в соцсетях — им кранты?
Тему шуток про Долину подхватили куча известных и не очень компаний. Доставки роллов, общепиты, турфирмы, риелторы и кто только не — по больной теме прошлись почти все.
И вот какой нюанс: нарушением права на товарный знак считается не только продажа товаров, но и даже просто использование чужого бренда в рекламе (пп.4. п.2 ст. 1484 ГК РФ).
«Лариса Долина» — товарный знак.
Знак зарегистрирован на кучу товаров и услуг, в том числе и на кафе-рестораны.
А теперь посмотрите с этой точки зрения на этот пост Бургер Кинга:
С точки зрения закона ситуация выглядит так: Бургер Кинг использует товарный знак «Лариса Долина» в рекламе, чтобы привлечь внимание покупателей. Понимаете, чем пахнет?
А вот тут спорно:
С одной стороны, «Много лосося» не пишут именно «Лариса Долина». В случае спора они могут попытаться съехать на то, что сет вообще называется не «Долина», а «Долина».
Но помните, что нарушением считается не только использование точно такого же названия или логотипа, но и «сходного до степени смешения» — то есть слишком похожего.
«Похоже» или «непохоже» в случае спора решает суд. И скорее всего в этом случае суд решит, что названия «Долина» и «Лариса Долина» слишком похожи. Особенно с учетом контекста сообщения.
Конечно, юристы «Много лосося» могут попробовать списать всё на то, что это просто шутка, и никакой рекламы тут нет.
Но вот нюанс: пост опубликован от лица компании. Уставная цель любой коммерческой компании — извлечение прибыли. Проще говоря, по нашим законам сегодня практически любая активность компании в соцсетях считается рекламой.
«Это просто шутка», «у нас нет такого товара в продаже», «в сообщении нет даже ценника», «мы не предлагали это купить» — всё это может оказаться неважным. В случае спора суд может решить так: упоминание бренда самой компании есть — всё, это реклама.
А вот роскошный пример от Авиасейлс: отсылка понятна, шутка смешная, а юридически — не прикопаться:
Но вот нюанс: пост опубликован от лица компании. Уставная цель любой коммерческой компании — извлечение прибыли. Проще говоря, по нашим законам сегодня практически любая активность компании в соцсетях считается рекламой.
Итого — можно ли компаниям шутить про Долину в своих соцсетях:
🔴 посты с указанием имени «Лариса Долина» — очень рискованно
🟡 посты с упоминанием только фамилии «Долина» — спорно, но тоже рискованно
🟢 шутки с отсылкой к ситуации без упоминания имени и фамилии — да пожалуйста
С именем понятно, а что насчет фотографий и мемов?
Имена защищаются правами на товарные знаки. Фотографии и картинки защищаются авторскими правами — а это уже совсем другая история.
Главная разница в том, что если товарные знаки защищаются только в бизнесе и в отношении конкретных товаров и услуг, то авторские права защищаются везде.
Получается, тут уже неважно кто и в каком контексте запостил фотографию с Долиной — обычный человек или компания. Если пост не одобрен владельцем прав на фото — юридически это нарушение.
Просто с обычными людьми никто особо не судится, а если и судится, то компенсацию за авторские взыскивают по нижней планке — 10-20-30 тысяч рублей.
А вот с предпринимателей и компаний взыскивают по полной, потому что нарушение авторских прав в бизнесе априори считается более грубым — тут могут взыскать и 100, и 200 тысяч, а иногда и больше.
Права на фотографию Долиной могут даже не принадлежать самой Долиной. Они могут принадлежать какому-то отдельному специальному юрлицу, а их доверенные юристы будут ходить по судам и взыскивать компенсации.
Использование вместо реальной фотографии поделки из нейросети тоже не избавляет от нарушения.
В случае спора суд будет рассуждать так: это переработка какой-то конкретной фотографии — раз; это использование образа человека без его согласия — два. Если речь будет идти об использовании картинки от имени компании — компенсацию с очень высокой вероятностью взыщут и немаленькую.
Короче, что в итоге:
- Обычным людям можно шутить про Долину сколько угодно — это не нарушение
- Но вот за фотографии Долиной и даже сгенерированную картинку может прилететь — по меньшей мере блокировка.
- Предпринимателям и компаниям слова «Лариса Долина» и даже просто «Долина» от имени своего бизнеса лучше не писать. К тем, кто уже это сделал, могут прийти.
- Фотографии Долиной использовать бизнесу тем более не стоит. Особенно учитывая, что с 2026 года размер компенсаций за нарушение авторских прав и товарных знаков увеличат вдвое.
А мы тем временем продолжаем наблюдать за оспариванием решения суда по делу Долиной. Надеюсь, Верховный Суд всё-таки отменит это решение и прекратит всю эту жесть.
Особенно, учитывая, что как стало известно буквально на днях Верховный Суд истребовал дело Долиной для дальнейшего рассмотрения.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.