реклама
разместить

Как взыскали 5 000 000 ₽ за нарушение товарного знака на маркетплейсе и что нужно делать, чтобы так не попасть

Даже случайная ошибка с товарным знаком на маркетплейсе может обернуться блокировкой карточек, утилизацией товаров и взысканием компенсации до 5 миллионов, а иногда и в размере двойной стоимости всего товара.
В такую ситуацию рискует попасть каждый селлер. Сегодня расскажу, что точно стоит знать заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.

Сначала расскажу ту самую историю из суда и про товарные знаки, а потом пройдемся конкретно по маркетплейсам — что делать, если продаете свои товары, если перепродаете товары российских или зарубежных производителей.

Как с предпринимателя взыскали 5 000 000 рублей за нарушение прав на товарный знак на маркетплейсе

Омск, 2024 год.

Предприниматель решил запустить бизнес на маркетплейсе. Выбрал нишу — настольные игры. Взял популярную игру одной компании, чуть доработал и заказал тираж в типографии. Игру назвал «Что за мем?».

Предприниматель вложился в дизайн карточек своих товаров и рекламу. Продажи пошли в гору. Его карточки поднимались все выше и выше в выдаче, продаж становилось все больше.

Но история успеха была недолгой. Выяснилось, что предприниматель своим названием товара нарушает права на чужой товарный знак. Оказывается, та первая компания давно зарегистрировала название своей игры «Какой ты мем?» в Роспатенте.

Правообладатель товарного знака отправил жалобу в модерацию маркетплейса, досудебную претензию предпринимателю, а потом и иск в суд.

В итоге карточки товаров «Что за мем?» заблокировали, а суд взыскал с предпринимателя 5 000 000 рублей компенсации за нарушение права на товарный знак.

Как взыскали 5 000 000 ₽ за нарушение товарного знака на маркетплейсе и что нужно делать, чтобы так не попасть

Дело дошло до Верховного Суда РФ, и оспорить решение нарушитель так не смог. Судебные приставы исполнили решение суда и списали эти деньги с его счета.

Так теряют миллионы: почему о товарных знаках нужно знать каждому селлеру

  • Правда, что с предпринимателя взыскали так много денег?

  • Суд взыскал миллионы, несмотря на то, что названия «Что за мем?» и «Какой ты мем?» отличались?

  • Неужели можно вот так взять и зарегистрировать любое название на себя?

Да.

Товарный знак — это зарегистрированное в Роспатенте название или логотип. Кому принадлежит товарный знак, тот и владеет брендом.

Если у вас есть «свой» бренд, но нет товарного знака, значит юридически у вас никакого бренда нет. И есть вероятность, что бренд, в который вы вкладываете деньги, на самом деле принадлежит кому-то другому. А рано или поздно этот кто-то придет к вам с претензиями.

Сегодня в России охраняется больше 800 000 товарных знаков, и еще по 130 000 новых заявок подают каждый год. Поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Для маркетплейсов чаще всего регистрируют названия магазинов, самих товаров, отдельных моделей и товарных линеек.

В наши дни тысячи предпринимателей регистрируют названия своих магазинов на маркетплейсах. Помню, еще в 2020 году мы регистрировали бренд «Artipolis» для самого магазина и его товаров.
В наши дни тысячи предпринимателей регистрируют названия своих магазинов на маркетплейсах. Помню, еще в 2020 году мы регистрировали бренд «Artipolis» для самого магазина и его товаров.

Нарушением считается использование не только точь-в-точь такого же названия или лого, но и слишком похожего. Вот, что грозит нарушителям:

  • взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, а иногда и больше, например, двойная стоимость всей партии товара (п.4 ст. 1515 ГК РФ)

  • штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — от 100 до 500 тысяч рублей (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)

  • конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)

  • утилизация товара как контрафактного

  • блокировка карточек товаров на маркетплейсе

  • вынужденный ребрендинг: продолжать работать под чужим брендом нельзя даже после выплаты компенсации

  • уголовная ответственность (до шести лет, ст. 180 УК РФ)

Три дня на ответ — или блокировка карточек товаров

Технически на маркетплейс можно выйти и без своего товарного знака. Но если выяснится, что бренд на товаре или название самого магазина нарушает чужие права — на обоснование легальности продаж будет всего три дня.

Если за три дня не подтвердить документами маркетплейсу правомерность использования бренда, то маркетплейс посчитает товар контрафактом.

Одни маркетплейсы за такое просто блокируют карточки, штрафуют поставщика и возвращают ему товар. Некоторые, как Вайлдберрис, утилизируют товар и списывают цену утилизации с поставщика.

Это <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstatic-basket-02.wbbasket.ru%2Fvol20%2Foffers%2Fprd%2Fproduct%2F68%2Ffd80d959-87b3-4e13-b488-ae98f091a50c.pdf&postId=1717346" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">пункт из текущей оферты ВБ</a>. В этот самый <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fstatic-basket-02.wb.ru%2Fvol20%2Fportal%2Feducation%2Finstruction%2FPerechen_zapreshchennykh_tovarov.pdf&postId=1717346" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Перечень запрещенных товаров</a> входят под п. 29 «Товары, которые могут нарушать авторское право или право на товарные знаки, а также иные исключительные права»
Это пункт из текущей оферты ВБ. В этот самый Перечень запрещенных товаров входят под п. 29 «Товары, которые могут нарушать авторское право или право на товарные знаки, а также иные исключительные права»

Для правообладателей товарный знак — это легальный способ защитить свой бренд и вложения в рекламу.

Как в ситуации с товарным знаком «Какой ты мем?». Мы смогли защитить правообладателя и взыскали компенсацию с нарушителя — это дело вела наша компания «Башук Чичканов, юридическая фирма».

Как грамотно работать с товарными знаками на маркетплейсе, чтобы не попасть на блокировку, утилизацию и штрафы

У предпринимателей, работающих на маркетплейсах, чаще всего встречаются три типовые ситуации: кто-то покупает товары у российских поставщиков, кто-то у зарубежных, а кто-то брендирует или даже делает товары сам. Вот как грамотно построить работу с товарными знаками в каждой из этих ситуаций.

Если вы покупаете товары в России у производителя

Тут нужно разобраться, кому принадлежат права на обозначения, нанесенные на товар — названия, логотипы и слоганы.

Вот условия правильной и безопасной для вас сделки:

  1. товарные знаки зарегистрированы на производителя

  2. обозначение в свидетельстве на товарный знак совпадает с тем, что нанесено на товар

  3. в перечне товаров и услуг указан конкретно этот вид товара

  4. вы покупаете товар напрямую у юрлица этого самого производителя-правообладателя

Если все эти условия выполнены — отлично. Свой товарный знак вам пригодится скорее всего только для названия вашего магазина.

Если в вашей ситуации какое-то из этих условий не выполнено, то связываться с таким товаром не стоит.

Бывает, производители не регистрируют свои знаки вовремя, в итоге они уходят кому-то другому, и потом этот другой правообладатель предъявляет иски всем продавцам.

Бывает, юристы регистрируют товарные знаки неправильно. В итоге получается знак, который вроде как зарегистрирован, но на деле действует не на те товары, не на то обозначение или имеет еще какие-то проблемы. Последствия те же, что и работа вовсе без регистрации.

Подробнее про один из таких случаев рассказывал в статье «Как мы чуть не потеряли 30 миллионов рублей из-за юриста-обманщика»

Если вы покупаете товары у посредника российского производителя

В такой ситуации вам нужно будет проверять всю цепочку документов поставок вплоть до правообладателя, чтобы убедиться в том, что этот товар не контрафактный.

Иногда проверку цепочки можно упростить: запросить напрямую у производителя письмо, чтобы он подтвердил оригинальность товара вашего посредника.

Если вы покупаете товар у зарубежного поставщика

Товарные знаки действуют территориально — российские в России, китайские в Китае.

Это значит, что у себя в Китае товар может называться как угодно, но вот при ввозе товара в Россию возникнет вопрос: кому в России принадлежит товарный знак, нанесенный на этот товар? Варианты бывают разные.

Самый простой для вас вариант — если китайский производитель зарегистрировал свой знак в России на себя. Тогда в контракте с ним нужно будет указать, что вы покупаете товар для ввоза на территорию России, и всё, на этом вопрос с товарным знаком исчерпан.

Проблемы могут быть только в том, что помимо вас на маркетплейсе могут легально торговать и другие дистрибьюторы — ваши конкуренты. И иногда бывает, китайцы регистрируют знаки неправильно, поэтому их регистрации в любом случае нужно перепроверять.

Другая история: товарный знак китайского бренда в России не зарегистрирован. В такой ситуации кто угодно может ввозить товар этого бренда в Россию. Но рано или поздно кто-то из дистрибьюторов зарегистрирует бренд на себя и станет монополистом со всеми вытекающими.

И самый сложный сценарий развивается, когда название бренда китайского товара зарегистрировано в России совершенно посторонней компанией, которая продает под этим брендом свои товары. В такой ситуации путь одноименным китайским товарам в Россию заказан. Нужно будет делать специальный бренд для российского рынка и уже под ним завозить товары в нашу страну.

Если вы делаете товары под собственным брендом

С точки зрения товарных знаков совершенно неважно, как именно вы создаете товар — собираете на своих станках от первого до последнего винтика или заказываете его на чужом заводе и потом просто наносите на него свою бирку.

Значение имеет только то, под какими товарными знаками в итоге продается ваш товар.

Если вы брендируете товары сами, то в такой ситуации вы регистрируете товарный знак на себя. И становитесь настоящим правообладателем собственного бренда.

Выводы коротенько:

  1. Бренд принадлежит тому, кто владеет соответствующим товарным знаком. Нет товарного знака — нет прав на бренд.
  2. Для маркетплейсов чаще всего регистрируют как товарные знаки названия товаров и магазинов, логотипы и слоганы, упаковки и этикетки.

  3. Нарушение прав на чужой товарный знак грозит взысканием компенсации до 5 миллионов рублей, штрафами, а иногда и уголовным наказанием.

  4. Если ваш товарный знак зарегистрирован правильно, вы можете применить санкции к нарушителям-конкурентам, использующим бренд, слишком похожий на ваш.

  5. Если выйти на маркетплейс и не разобраться с товарным знаком своей компании и ее продукта, то есть риск нарушить чужой товарный знак — и самому попасть на все эти санкции.

Если вы еще не проверяли и не регистрировали названия своих товаров/магазинов на МП, или уже пробовали, но возникли какие-то проблемы — напишите мне.

Посмотрим, проверим по настоящим базам Роспатента, и разберемся, как лучше действовать. Можно прямо в телеграм — @bchlf

Только не откладывайте на «после праздников». За выходные в Роспатент придет порядка тысячи заявок, они будут приниматься в автоматическом режиме и даже одной похожей может быть достаточно, чтобы помешать делу.

Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.

1818
55
11
реклама
разместить
42 комментария

Вижу кейс от Башука —
Ставлю лайки с полпинка

4

ахах, спасибо!)

1

Как вам удалось взыскать такую большую компенсацию?

3

Тут много факторов: хорошая подготовка к делу, детальное обоснование расчета и правильное представление интересов в суде.

Кроме того, тут еще есть свои нюансы касаемо обстоятельств спора. Например, один из самых важных — нарушитель успел напродавать товара на десятки миллионов рублей.

2

А я даже не удивлена. Мне кажется Алексею под силу все))

Интересно, а есть возможность как-то мирно договориться с обладателем товарного знака. Условно заключить какой-то договор, что вот я могу использовать в своей продукции название "Что за мем" и у владельца ТЗ "Какой ты мем" не будет претензий. Или такие соглашения не будут иметь юр. силы?

2

Да, конечно. Это называется «лицензионный договор». По такому договору как раз и предоставляется право использовать товарный знак на определенных условиях.

2
Раскрывать всегда
Переделываем работу за халтурщиками: как московские юристы чуть не обманули девушку из Находки

Одна девушка решила открыть свой детский центр. Придумала название, нарисовала логотип и обратилась к юристам, чтобы зарегистрировать лого на себя как товарный знак в Роспатенте.
Присмотритесь к этому логотипу. Вы бы и не узнали об этой истории, если бы не жестокий обман, на который рискует попасть каждый предприниматель.

Переделываем работу за халтурщиками: как московские юристы чуть не обманули девушку из Находки
1818
44
11
Регистрация товарного знака в 2025 году: польза, подводные камни, реальные цифры

Новый рекорд минувшего года — 149 242 заявки на регистрацию товарных знаков в России. Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заран…

88
11
11
Топ-6 лучших дивидендных акций от Сбера. Новый, мартовский

Можно бесконечно смотреть на три вещи: огонь, воду и как аналитики переобуваются на лету. В марте аналитики Сбера перекроили список лучших дивидендных акций. Смотрим новый топ.

Топ-6 лучших дивидендных акций от Сбера. Новый, мартовский
22
11
«У иностранцев начали отбирать бренды в России»: что на самом деле случилось с Ericsson и что это теперь значит для нас с вами

Вчерашнее утро началось с громких заголовков. Сегодня разберемся, что реально произошло и где ошиблись журналисты.
Можно ли теперь забрать иностранный бренд себе и где встать в очередь за Apple, если да — смотрим, чем на практике пригодится эта история нашим предпринимателям.

«У иностранцев начали отбирать бренды в России»: что на самом деле случилось с Ericsson и что это теперь значит для нас с вами
2424
22
11
В России запретят иностранные слова в названиях брендов и рекламе: что известно уже сейчас и к каким штрафам готовиться

В регионах нашей страны уже начали запрещать рекламу и вывески на иностранных языках. На днях спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что Госдума в приоритетном порядке рассмотрит введение этого запрета на федеральном уровне.
Давайте заранее разберемся, кого коснется новый закон, какие есть исключения и что нужно сделать заранее, чтобы не попасть…

В России запретят иностранные слова в названиях брендов и рекламе: что известно уже сейчас и к каким штрафам готовиться
4444
66
55
22
11
11
11
А "спикер" - это иностранное слово? Его не стоит на русский перевести? Например, "болтун" или "пи*дабол"?
5 шагов для продавцов, чтобы минимизировать риски и избежать потерь на Вайлдберриз

Продажа товаров на маркетплейсах сопряжена с множеством задач, требующих постоянного внимания. Чтобы избежать убытков, важно регулярно проводить мониторинг ключевых показателей и документов. Вот 5 шагов, которые помогут вам минимизировать риски.

5 шагов для продавцов, чтобы минимизировать риски и избежать потерь на Вайлдберриз
33
Стоит ли стремиться к росту спонтанного знания

В Mera изучили феномен потолка спонтанного знания» FMCG-брендов — объяснили, когда он возникает и разумны ли попытки его пробить

Стоит ли стремиться к росту спонтанного знания
Регистрация товарного знака в 2025 году: какая польза? Какие подводные камни?

Прошлый год побил очередной рекорд по заявкам на регистрацию товарных знаков в России. Бренды, логотипы, слоганы, домены — предприниматели и компании стремятся закрепить за собой уникальные элементы своего бизнеса.

11
Как мы сохранили селлеру ВБ почти 2 миллиона рублей в споре о товарном знаке и авторском праве

При продаже товаров на маркетплейсах продавцы часто сталкиваются с претензиями правообладателей, которые требуют компенсацию за незаконное использование их товарных знаков или объектов авторского права. Однако далеко не всегда эти требования обоснованы, а сумма исков может быть существенно снижена в процессе переговоров или судебного разбирательств…

Как мы сохранили селлеру ВБ почти 2 миллиона рублей в споре о товарном знаке и авторском праве
реклама
разместить
Реальная история клиента: потерял бизнес, деньги и здоровье из-за товарного знака

Недавно к нам обратился клиент за регистрацией товарного знака, но это непростая регистрация, а с предысторией. Он рассказал нам, как пришел к решению зарегистрировать свое название и логотип в Роспатенте. История клиента началась в 2017 и печально завершилась в 2023 году. Эти 6 лет, по словам клиента, лишили его денег, бизнеса и здоровья.

Когда попались абсолютно честные юристы
22
Патентные тролли атакуют селлеров на маркетплейсах. Проверяйте себя и свои карточки!

С 2024 года на маркетплейсах становится всё больше селлеров, которые стали жертвами патентных троллей. Это организации/люди, которые регистрируют на себя множество товарных знаков или помогают отстаивать авторские права, всё это делается с целью заработка на взыскании компенсаций. Сами же они ничего не продают и не производят.

Как выглядит патентный тролль
Бизнес клиента чуть не разорился из-за подделок: подстрахуйтесь, если выпускаете собственную продукцию

Клиенту пришлось регистрировать товарный знак и начинать подготовку к патентованию упаковки для его моющих средств, чтобы остановить распространение контрафакта. В результате мы потребовали 11 000 000 рублей с нарушителей и предотвратили разорение клиента.

Примерно так выглядит бизнес-план «предпринимателей-паразитов»
22
[]