Как мы чуть не потеряли 30 миллионов рублей из-за юриста-обманщика

Если у вашей компании есть свой бренд/название/лого, рано или поздно вы тоже будете регистрировать его как товарный знак. Оказывается, тут могут обмануть. Да так, что вся компания окажется на грани банкротства. Расскажу, как не повторить этих ошибок.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

В канале я рассказываю критически важные истории из практики для предпринимателей, и эта — одна из них. Подпишитесь, чтобы не потерять:

Если название вашей компании или товара оригинальнее, чем «Шаурма» на шаурму или «Обувь» на магазин обуви, сегодняшняя история — для вас.

Расскажу, что произошло, чтобы вы не попали в такую ситуацию.

Но сначала в двух словах о том, что вообще за товарные знаки и зачем они нужны.

Кому на самом деле нужны товарные знаки и зачем

Сегодня в России охраняется почти 900 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Чаще всего в Роспатенте регистрируют названия компаний, товаров, домены и имена. Графику тоже — логотипы, упаковки, этикетки и так далее.

Правами на бренд владеет тот, у кого есть товарный знак. Если у компании «есть бренд», но нет зарегистрированного знака, значит юридически у нее бренда нет.

И может оказаться, что «их» бренд давно уже принадлежит кому-то другому…

Чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать точь-в-точь такое же название или лого. Достаточно оказаться просто слишком похожим.

Риски:

  • взыскание компенсации до 5 000 000 рублей, а иногда и больше
  • штрафы до 500 000 рублей
  • вынужденный ребрендинг
  • блокировки в соцсетях и на маркетплейсах
  • конфискация товара

Нарушителем быть грустно. Судебной практики — под 30 000 дел каждый год, примеры рассказывал в других статьях.

Правообладателям — веселее:

  • можно убирать конкурентов с рынка
  • взыскивать компенсации с нарушителей
  • безопасно выходить на маркетплейсы
  • не беспокоиться о патентных троллях
  • продавать лицензии и франшизы
  • увеличивать стоимость компании
  • платить меньше налогов

Короче, если нужны подробности — вот отдельная статья на VC по теме: Регистрация товарного знака в 2024 году: польза, подводные камни, реальные цифры.

Ничего не предвещало беды…

Предприниматель открывает музыкальную школу. Придумывает для этой школы название, нанимает дизайнеров, рисуют логотип. Чтобы зарегистрировать бренд в Роспатенте, нанимает юриста.

Нюанс: товарный знак защищает не само по себе название, а использование этого названия для конкретных товаров и услуг. Важно не только ЧТО зарегистрировано, но и НА ЧТО.

Юрист подает заявку в Роспатент, и в перечне услуг указывает все услуги из 41 класса МКТУ — а там не только нужные образовательные услуги, но и АРЕНДА АКВАРИУМОВ (это не шутка, а цитата), и чего только еще нет.

(спасибо, что прокат голубей и конский навоз в заявку не попал, в МКТУ и такое есть)

Спустя полгода юрист получает предварительный отказ из Роспатента.

Экспертиза нашла давно зарегистрированный похожий знак — тоже на образовательные услуги.

Что скрыл юрист: первый обман

Какое бы классное у вас не было название, похожее найдется почти всегда — просто потому что регистраций очень много.

Предварительный отказ Роспатент присылает по 80% заявок. С этим можно и нужно работать.

Что должен был сделать нормальный юрист на этом месте:

  • Сообщить клиенту про предварительный отказ
  • Собрать все аргументы из закона и судебной практики в пользу регистрации
  • Обратиться к правообладателю похожего знака за письмом-согласием
  • Если согласие не дают — попробовать найти причины аннулировать мешающий знак и сделать это
  • Написать в Роспатент обоснованный ответ с учетом всей проделанной работы

Результатом такой работы должна была стать регистрация на нужные бренду товары и услуги.

Но это же много дел! Поэтому горе-юрист идет по пути халтуры — авось никто не узнает.

Юрист скрывает от предпринимателя предварительный отказ.

Сделать всю работу как надо? Нет, юрист просто пишет в Роспатент письмецо в ключе «Ну зарегистрируйте тогда на что можно и дайте свидетельство хоть на что-нибудь».

Как мы чуть не потеряли 30 миллионов рублей из-за юриста-обманщика

Обман продолжается: что еще скрыл юрист

Сначала юрист скрыл предварительный отказ и свой халтурный ответ.

А потом Роспатент прислал итоговое решение о регистрации. Его юрист тоже скрыл!

А решение там было такое: Роспатент готов зарегистрировать знак, но только на часть услуг.

То есть на «услуги по аренде аквариумов» товарный знак будет действовать, а на образовательные услуги — нет.

Предприниматель платит госпошлину, Роспатент выдает свидетельство.

На фото в Инстаграме юрист пафосно жмет руку владельцу музыкальной школы, а тот поднимает большой палец вверх.

В этот момент владелец музыкальной школы не знает, что его знак действует только на услуги по аренде аквариумов.

Чем обернулся обман: претензии на 30 миллионов рублей

Музыкальная школа выстреливает как бизнес. Прибыль, популярность, франшиза. Первая, вторая, кроме шуток — десятая.

(!) И никто из покупателей франшизы не удосужился проверить, а на какие же именно услуги действует товарный знак.

Спустя пару лет появляется правообладатель бренда с таким же названием, знак которого зарегистрирован на образовательные услуги.

Того самого, из-за которого нашему герою выдали знак только на аренду аквариумов.

Того самого, существование которого так хотел скрыть юрист.

Правообладатель настоящего знака недоволен. Он еще десять лет назад зарегистрировал свой бренд, чтобы получить исключительное право и никто не мог называться его именем или похожим. Он спокойно себе вел свой бизнес, а тут объявилась целая сеть, которая незаконно использует его название и уводит у него клиентов.

Правообладатель требует порядка 30 миллионов рублей: пять с нашего предпринимателя-франчайзера и по 2-3 с каждого его франчайзи.

Платить 30 миллионов? Обанкротиться? Всю сеть на ребрендинг?

По закону правообладатель прав. Предприниматель — нарушитель. То, что его обманул юрист, не имеет значения.

С точки зрения закона, история выглядит так:

— предприниматель подал заявку в Роспатент на регистрацию знака на образовательные услуги и услуги по аренде аквариумов

— Роспатент отказал в регистрации знака на образовательные услуги, потому что очень похожее название на эти услуги уже давно было. Зарегистрировал знак только на аренду аквариумов

— Несмотря на отказ Роспатента по образовательным услугам, предприниматель начал их оказывать

— Правообладатель раннего знака на образовательные услуги потребовал компенсацию.

На этом месте история музыкальной школы попала ко мне. За дело взялись всей нашей командой «Башук Чичканов, юридическая фирма».

Нашли обстоятельства, подготовили правовую позицию, провели переговоры. В итоге договорились на снижение компенсации в 15 раз: два миллиона вместо тридцати, но в рассрочку, а не сразу, плюс ребрендинг сети.

Эпилог

На выплату по мировому соглашению потрачено два миллиона. Ребрендинг всей сети около четырех миллионов.

Сейчас эта история еще не завершена, поэтому я не могу рассказать вам ее в конкретных лицах и названиях. Да и сам предприниматель, мягко говоря, не в восторге от этой истории — представьте, сколько нервов и денег.

Юрист-обманщик отбрехивался до последнего: рассказывал предпринимателю байки про «техническую ошибку Роспатента» и все такое. Но когда его прижали к стенке, стал обещать «попробовать заново».

Надеюсь, адвокат предпринимателя сможет наказать юриста-обманщика и взыскать с него потерянные деньги.

Выводы

  1. Хотите стать владельцем бренда — регистрируйте его как товарный знак в Роспатенте
  2. Важно не только ЧТО зарегистрировано, но и НА ЧТО зарегистрировано — проверяйте перечень товаров и услуг
  3. «Расширить» перечень после подачи заявки уже нельзя. Если что-то упустить, придется регистрировать все заново.
  4. Роспатент может сократить перечень. Поэтому перечень в заявке и в итоговой регистрации может быть разный.
  5. Если нужных вам товаров/услуг нет в итоговом перечне, бейтесь за это до конца, не получайте свидетельство на всякую ерунду. Такая регистрация окажется бесполезной, а иногда и вредной.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях. Если надо спросить что-то частное для себя, например по той же регистрации товарных знаков или каким-то спорам в этой сфере — можно написать мне в личку в телеграме @bchlf

Если история про была полезной — поставьте лайк, буду писать еще о разных интересных делах.

Есть еще про товарные знаки, про нечестных конкурентов, подставы бывших сотрудников и чего только не. Если что-то из этого вам особенно интересно — напишите в комментариях.

Еще у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей», там мои рабочие заметки для предпринимателей и авторов. Пишу о том, как грамотно пользоваться своими интеллектуальными правами, чтобы зарабатывать на них деньги.

Недавно публиковал в канале небольшое пособие «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах»— собрал в аккуратные таблички типичные ошибки, на которых теряют деньги, и рассказал, что стоит сделать заранее, чтобы не влететь.

Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — подписывайтесь, если интересно.

5858
33
33
22
11
11
29 комментариев

Однажды я пришла с ребенком на прием к врачу, которая сказала: "Простите, пусть лечат другие врачи". Тогда я оооочень разозлилась, но со временем поняла: это было лучшее решение. Да, пусть у нее не было нужных компетенций, но она честно в этом призналась. А когда специалист намеренно обманывает - это дно дна.

8
Ответить

Согласен! В вашей ситуации врач понял, что он не знает, как помочь, и не постеснялся об этом сказать.

А у многих специалистов бывает так, что он «не понял, что он не понял». То есть компетенций не хватает не то что для решения ситуации, их даже не хватает, чтобы понять, что проблема есть.

Отсюда и растут ноги многих бед, особенно у юристов, и, что еще более печально, врачей.

1
Ответить

Как мы чуть не потеряли 30 миллионов рублей из-за юриста-обманщика — Право на vc.ru

• Товарные знаки защищают права на бренд и его использование.
• В России зарегистрировано почти 900 000 товарных знаков.
• Регистрация товарного знака защищает не только название, но и использование для конкретных товаров и услуг.
• Важно проверять перечень товаров и услуг при регистрации товарного знака.
• Регистрация товарного знака может быть полезной для защиты от конкурентов и увеличения стоимости компании.
• Нечестные юристы могут скрывать информацию о предварительном отказе в регистрации товарного знака и предлагать регистрацию на ненужные товары и услуги.
• Важно быть внимательным при регистрации товарного знака и проверять перечень товаров и услуг.

1
Ответить

Спасибо, все по делу!
К слову, один из прошлых кейсов был как раз про саммари)
https://vc.ru/legal/1299078-oni-sokratili-pishi-sokrashai-a-potom-poluchili-isk-na-9-000-000-rublei-vot-chto-bylo-dalshe

2
Ответить

Занимательная история )

1
Ответить

детектив целый. на одном дыхании прочла)

2
Ответить

Спасибо!)

Ответить