Регистрация товарного знака в 2024 году: польза, подводные камни, реальные цифры

В 2023 году предприниматели и компании со всей России подали больше 140 000 заявок на регистрацию своих товарных знаков — названий и логотипов компаний, товаров и услуг. Давайте выясним, почему с каждым годом товарных знаков и споров по ним становится всё больше, нужен ли товарный знак лично вам и что нового нас ждёт в 2024 году.

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма». За плечами 3500+ выполненных проектов по товарным знакам для компаний и предпринимателей со всей России: регистрации, договоры, споры и суды.

Возможно, мы с вами уже знакомы: вы могли видеть мои прошлые публикации о патентах, товарных знаках и франшизах на vc. ru. Результатом этой работы стала книга о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи!», которую мы выпустили в соавторстве с Максимом Ильяховым («Главред», «Пиши, сокращай»).

Как-то раз я написал статью «Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России». Публикация собрала почти 50 тысяч просмотров, а в комментариях мы обсудили сто с лишним вопросов по товарным знакам. Пришло время обновиться — давайте посмотрим, как изменилась ситуация за это время, а заодно взглянем на вопрос с обратной стороны: когда товарный знак вообще не нужен.

Если у вас уже есть свое дело или вы вот-вот собираетесь начать, эта статья пригодится, чтобы защитить свой бренд, не попасть на миллионные компенсации и штрафы за нарушение чужих прав.

Что может стать товарным знаком — в двух словах

Сегодня в России охраняется почти 900 000 товарных знаков, поэтому найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.

Товарный знак (он же торговая марка) — это зарегистрированное в Роспатенте обозначение.

Чаще всего регистрируют слова и словосочетания:

  • названия компаний, магазинов и заведений
  • названия товаров и услуг
  • слоганы
  • домены
  • настоящие и вымышленные имена.

Следующие по популярности — изобразительные знаки:

  • логотипы
  • этикетки
  • развертки упаковок
  • эмблемы
  • паттерны

На самом деле товарным знаком может стать вообще любое обозначение: форма упаковки, анимация, голограмма, звук и даже цвет.

Главное — чтобы обозначение не было слишком похоже на чужие и соответствовало требованиям закона. Требований несколько десятков, подробнее рассказывал о них в статье «ТОП-15 оснований для отказа Роспатента в регистрации товарного знака».

Смысл регистрации — получить федеральную монополию на обозначение и не дать получить ее другим. Это нужно для того, чтобы покупатели отличали товары и услуги любимых производителей, а предприниматели не теряли деньги из-за нарушителей и их подделок.

Регистрация действует 10 лет, охраняется на территории всей страны, отмечается маркировкой ®. Продлевать ее действие можно сколько угодно. В результате регистрации выдают свидетельство.

Вот несколько примеров свидетельств из моей практики — на русском и на английском языке, «обычные» слова и выдуманные, фамилия и логотипы:

Товарный знак защищает не просто само по себе слово, а использование этого слова в бизнесе для каких-то конкретных товаров или услуг. Та же история и с логотипами.

То есть если мы регистрируем товарный знак «Ромашка», то мы не «патентуем» слово как таковое, а получаем монополию на его использование для каких-то конкретных товаров — например, футболок. Кто-то другой может зарегистрировать «Ромашка» на кафе.

А вот если кто-то попытается зарегистрировать «Romashka» на джинсы или «РоМаШкА46» на доставку еды, то им откажут в регистрации, потому что очень похожие знаки уже зарегистрированы. Работать без регистрации «Romashka» и «РоМаШкА46» не стоит — иначе окажутся нарушителями.

Вопреки распространенному мифу, в качестве товарного знака можно зарегистрировать практически любое слово — в том числе и словарное.

За примерами регистраций «обычных» слов можно заглянуть в статью «Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши».

Кому нужны товарные знаки, а кто может обойтись и без них?

Товарный знак точно не нужен тем, кто занимается обналичкой или получает клиентов только за счет личных связей или дружбы с чиновниками. Тут все равно, как называется очередное «ООО „Вектор“»: если что-то пойдет не так, компанию бросят и откроют новую, а смену названия никто и не заметит.

Если незатейливое название бизнеса прямо указывает на товар, например, «ремонт обуви» для ремонта обуви или «детская одежда» для магазина одежды, то товарный знак тоже не нужен.

Каждый магазин одежды может писать на вывеске «детская одежда», и никто не может ему этого запретить. Тут проще сэкономить и ничего не регистрировать.

Только нужно быть аккуратным: от «детская одежда» всего один шаг до «детского мира», а «Детский мир» — это уже не просто указание на товар, а зарегистрированный товарный знак с богатой судебной историей. Более подробно о таких случаях — в статье «Как вести бизнес без регистрации товарного знака и не загреметь в суд».

Если вы работаете на открытом конкурентном рынке, дорожите именем и репутацией своей компании и ее продукта, — товарный знак, это тот инструмент, который поможет защитить вам свой бренд и вложения в его рекламу.

Кто может зарегистрировать собственный товарный знак? Компании, предприниматели и… теперь все остальные

В июне 2023 года новости пополнились заголовками на тему «самозанятым разрешили регистрировать торговые марки». Новость подавалась только в положительном свете.

На деле же все не так просто — в реальном законе речь не только про самозанятых, но и про любых физлиц. На практике эти нововведения обернулись для нас с вами не только возможностями, но и рисками.

Получается, что теперь правообладателем собственного знака может стать кто угодно — не только самозанятые, но и обычные физлица.

Но тут возникает неловкий вопрос: если товарные знаки — это инструмент для коммерческой деятельности, то зачем они вообще нужны простым физикам?

Самозанятым — да, понятно, надо брендировать свои товары и услуги на рынке. А что будет брендировать физик, который не вправе заниматься коммерцией?

Возможные сценарии:

1) человек собирается через месяц открывать ООО, а хорошее название для бизнеса подобрал уже сегодня и нужно получить на него право

2) учредитель компании регистрирует знак на себя лично, чтобы снизить риск рейдерского захвата бренда

3) физик наследует товарный знак за ИП (раньше закон предлагал в ограниченный срок самому стать ИП, передать знак другому лицу или отказаться от него вовсе)

А теперь давайте о рисках.

1. Физиков используют в качестве номинальных владельцев

2. Растет количество странноватых заявок от людей, которые пытаются зарегистрировать на себя очередной «Макдональдс» или «Кока-Кола» (им, как всегда, отказывают)

3. Регистрация чужих обозначений из узкого дела десятка патентных троллей превращается в народную забаву уровня киберсквоттинга

И вот если раньше таким патентным троллингом занимались только компании, теперь к ним добавляются еще и бессчетное множество физлиц.

Слышали про киберсквоттинг? Это когда регистрируют на себя домены в надежде, что найдется кто-то, кто их выкупит. Вот и с товарными знаками бывают такие истории.

Подробнее о регистрации товарных знаков на самозанятых я рассказывал в статье «Теперь любой человек может зарегистрировать собственный товарный знак⁠⁠: 3 главных риска, которые коснутся каждого».

А что насчет товарных знаков иностранных компаний, которые ушли с российского рынка?

Сам по себе уход компании с рынка никак не влияет на жизнь ее товарного знака. Даже если компания закроется, ее товарный знак продолжит охраняться. Российский реестр товарных знаков не «самоочищается» от знаков даже обанкротившихся компаний и умерших ИП.

Для досрочного прекращения охраны товарного знака у Роспатента и суда есть закрытый перечень оснований, который установлен Гражданским кодексом. Среди них нет основания «компания сказала в СМИ, что приостанавливает работу».

Пока что иностранные компании не торопятся отказываться от своих товарных знаков, и их товарные знаки действуют, как и раньше. Все эти регистрации препятствуют регистрациям по новым заявкам на похожие бренды.

Споры с взысканием компенсации за товарные знаки иностранных компаний тоже никуда не делись — у иностранных компаний есть права, эти права в России защищают юристы с соответствующими доверенностями.

Зачем на самом деле нужны товарные знаки?

В 2023 году наши компании создавали новые продукты, чтобы занять освободившееся место на рынке. Новые продукты = новые бренды.

Иностранные компании хоть и заявляют в СМИ об уходе с российского рынка, но судя по реестрам Роспатента вполне себе продолжают подавать новые заявки в России.

В результате в прошлом году предприниматели и компании подали рекордное количество заявок на регистрацию товарных знаков от резидентов и нерезидентов, что на 27,8% превысило аналогичный показатель 2022 года.

Зачем это делают? Давайте коротко разберем основные причины, а на подробности просто дам ссылки.

№ 1. Получить монополию: запретить всем конкурентам использовать свое обозначение

Без разрешения правообладателя знака никто во всей стране не вправе использовать такое же или даже похожее обозначение в конкурентном бизнесе.

Владелец знака может взыскать с нарушителя компенсацию, заставить его провести полный ребрендинг и даже уничтожить контрафакт, если тот продает подделки. Так правообладатели убирают с рынка конкурентов, попытавшихся нажиться на чужом имени.

Размер компенсации можно считать по-разному: от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, двойная стоимость законной лицензии или двойная стоимость контрафакта. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: все пять миллионов взыскивают редко, а плюс-минус миллион — сплошь и рядом.

Пример из моей практики
Компания выпускала настольную игру «Какой ты МЕМ?» и продавала ее на маркетплейсах. Название игры мы еще давно зарегистрировали как товарный знак.
Другая компания без спроса выпустила похожую игру с почти таким же дизайном и названием «Что за мем?».

Мы отправили нарушителю претензию и попросили его прекратить нарушать наши права. Он отказался, мы обратились в суд. В итоге суд заставил его прекратить использовать наш товарный знак и взыскал 5 000 000 ₽ компенсации. Нарушитель пытался оспорить решение суда, но апелляция и кассация решение поддержали.

Реальных судебных дел — тысячи. Подробнее о защите на примере живых кейсов — в статье «Как защитить свой товарный знак».

№ 2. Защититься от судебных исков внезапных правообладателей

Другая сторона медали: если я не зарегистрировал свое обозначение как товарный знак, то это вполне мог сделать кто-то другой. Тогда обозначение окажется не «мое», а того, кто его зарегистрировал. Этот кто-то может прийти ко мне с претензиями.

При этом чтобы нарушить чужие права, не обязательно использовать знак точь-в-точь. Достаточно оказаться просто слишком похожим — у юристов это называется «сходство до степени смешения».

Отговорка «а я не знал, что такое название зарегистрировано» не сработает. Суды на эти отмазки отвечают так: предприниматель не проявил должную степень осмотрительности и нарушил чужие права, значит должен нести ответственность. С такими словами суд взыскал 500 000 рублей за нарушение права на товарный знак «Кемппи».

Пример из моей практики

Предприниматель открыл интернет-магазин на домене «gigant-store». Про товарные знаки особо не слышал и не вникал, до тех пор, пока не получил претензию от владельца товарного знака «Гигант».

Выяснилось, что другая компания давно зарегистрировала знак «Гигант». И теперь эта компания потребовала с предпринимателя 5 000 000 ₽ рублей.

Мы обнаружили ряд огрехов в регистрации знака «Гигант». Не все товарные знаки одинаково полезны. В итоге первая инстанция полностью отказала в иске, поданном против нашего доверителя. Вторая инстанция все же решила, что нарушение есть, но вместо 5 000 000 ₽ взыскала всего 100 000 ₽. Но платить их не пришлось — мы вышли на мировое соглашение, по которому истец отказался от всех имущественных требований в наш адрес.

Многие предприниматели регистрируют знаки даже не столько для того, чтобы воевать с нарушителями, а для того, чтобы подстраховаться: работать, вкладываться в развитие бренда и не переживать, что завтра вылезет внезапный правообладатель с претензиями, потащит в суд и заставит делать ребрендинг.

№ 3. Защититься от недобросовестных конкурентов

«О, смотрите, а название этой компании не зарегистрировано как товарный знак, давайте зарегистрируем его на себя и потребуем с них денег?» — к сожалению, такая мысль иногда приходит в головы некоторых особенных предпринимателей.

Пример из моей практики
Одна компания зарегистрировала название другой компании как товарный знак на себя, а потом потребовала с них четыре миллиона рублей, угрожая судами и полицией.

Мы пошли в Палату по патентным спорам, Федеральную антимонопольную службу и Суд по интеллектуальным правам — и в итоге смогли доказать недобросовестность конкурента. Суд вынес решение в нашу пользу, а знак мы перерегистрировали на себя — дело №СИП-489/2021. Никаких четырех миллионов никому платить не пришлось, а компания-угрожальщик в итоге обанкротилась.

По моему опыту история про «мы взяли ваш товарный знак в заложники, платите выкуп» достаточно редкая. Обычно такие дела происходят на рынках с высокой конкуренцией. Иногда причина спора в конфликте между бывшими партнерами, или руководством и сотрудниками. В общем, я бы не сказал, что вероятность попасть в такой спор высокая, но она есть — и вам стоит о ней знать.

№ 4. Защититься от патентных троллей

Некоторые юристы любят постращать предпринимателей патентными троллями. Патентные тролли — это компании, которые регистрируют кучу товарных знаков, ничего под ними не производят и только таскают всех по судам в попытке заработать на компенсациях. Такое есть, да, но на деле не так страшен чёрт, как его малюют.

Например, мы зарегистрировали обновленную версию логотипа для крупного производителя кормов для домашних животных, несмотря на наличие заявки, поданной на регистрацию от патентных троллей.

Патентные тролли регистрируют названия вроде «Анюта», «Альянс», «Красавица» и всё такое в духе вывесок магазинов в спальном районе российской глубинки. На более оригинальные названия тролли, как правило, не покушаются: «нарушителей» найдётся слишком мало.

Если в суде доказать, что тролль не использует знак по назначению, то суд вместо 5 млн взыщет скорее всего 50–100 тысяч рублей. Просто потому, что тролль ничего особо не потерял и компенсировать там ему нечего.

Да, столкновение с патентным троллем заставит потратить 100–200 тысяч на суды или 300–400 тысяч рублей на то, чтобы выкупить у тролля право на свой знак и избежать судов. Но в любом случае речи о миллионах в таких делах почти не идёт.

В общем, учитывая судебную практику последних лет, троллей боятся все меньше и меньше. А вот если появляется настоящий правообладатель, который реально использует знак в бизнесе — тут да, дело пахнет керосином.

№ 5. Защитить свой домен от других владельцев товарных знаков

Товарный знак — это интеллектуальная собственность, а у доменов такого статуса по закону нет. Получается, если правообладатель знака заявится с претензиями к владельцу одноименного или похожего домена, то скорее всего выиграет владелец знака.

Даже если домен был зарегистрирован раньше — само по себе это обстоятельство не имеет значения.

Миллионные компенсации по таким делам я особо не встречал, обычно с владельцев доменов взыскивают несколько сотен тысяч рублей. Плюс на юристов и пошлину за год судов уходит в сумме еще тысяч сто-двести — или больше, особенно если дело ведут московские юристы.

Конечно, далеко не все домены нужно регистрировать как товарные знаки. Но если у компании есть домен, то как минимум стоит разобраться, не нарушает ли его использование чужие права.

№ 6. Убрать из интернета нарушителей и их подделки

Когда в интернете появляется другая компания с таким же названием, потеря трафика и спад продаж — это только часть проблем. Со временем появляются и другие.

Например, если компания-нарушитель плохо работает, то о ней начинают писать гневные отзывы в интернете — а неподготовленный покупатель может решить, что все эти отзывы пишут об одной и той же компании. Кому-то эта путаница может и не мешает, а кто-то вполне ощутимо теряет покупателей — у всех предпринимателей по-разному.

У социальных сетей есть формы обратной связи специально для таких случаев. ВК, Инстаграм, Фейсбук и Ютуб достаточно оперативно реагируют на такие жалобы и защищают владельцев знаков.

Та же история и с маркетплейсами: у Вайлдберриз, Озона, Ламоды, Яндекс-маркета и всех остальных тоже есть формы для обращений правообладателей.

Мы зарегистрировали комбинированное обозначение «SaraFox» как товарный знак. Спустя какое-то правообладатель вновь обратился к нам. Появились нарушители, которые предлагали к продаже товар на «Вайлдберриз», маркированный обозначением нашего доверителя, а также на «Авито» и в «Инстаграм». Делали они это незаконно, с корыстной целью — извлечь прибыль, используя чужую репутацию.

Регистрация товарного знака пригодилась компании как нельзя кстати: мы написали претензию, подали жалобу в ФАС и добились того, чтобы компания-нарушитель прекратила незаконное использование обозначения. Ситуация разрешилась в пользу нашего доверителя. Но кто знает, как могли бы развернуться события, если бы компания вовремя не дошла бы до регистрации своего товарного знака?

Получается, чтобы защитить свои права и выгнать нарушителей из информационного поля, не обязательно ходить по судам — пишем жалобу в техподдержку и буквально за неделю соцсеть блокирует нарушителя, вешает заглушку вместо страницы.

Пример из моей практики
Мы зарегистрировали товарный знак «SaraFox» для предпринимателя из Магадана. Спустя некоторое время появились нарушители: какие-то умельцы начали продавать товары под таким же знаком на Вайлдберриз, Авито и в соцсетях. Получается, деньги в рекламу вкладывал наш предприниматель, а наживались на них нарушители.

Мы написали претензию нарушителю, подали жалобу в Антимонопольную службу и потом в модерацию всех сервисов. В итоге мы добились того, чтобы нарушителя везде заблокировали.

Ситуация разрешилась в пользу предпринимателя. Но кто знает, как могли бы развернуться события, если бы он вовремя не зарегистрировал свой знак, и вместо него это сделали бы нарушители?

Могут заблокировать отдельную публикацию, а могут и всю страницу — тут уже зависит от обстоятельств дела. Хотя иногда жалобы приходиться переподавать заново по нескольку раз, чтобы модерация все-таки удалила контент нарушителя.

№ 7. Безопасно продавать товары на маркетплейсах и в торговых центрах

Представьте ситуацию: есть предприниматель, он покупает товар у китайцев или делает что-то сам, а потом выставляет лот на маркетплейс. Что будет, когда выяснится, что обозначение на его товаре нарушает чужие права?

Товар окажется контрафактом.

В прошлом году мне и моим коллегам довелось поучаствовать в паре сотен споров по маркетплейсам — в основном досудебных, но некоторые дошли и до суда. Воюем за блокировки и разблокировки, споры между правообладателями, дилерами и производителями, российскими и иностранными.

Краткий вывод такой: если собираешься выходить на маркетплейс, нужно разобраться с товарными знаками магазина и самих товаров.

Если предприниматель перепродает чужие товары, нужно выяснить, не контрафакт ли это. Если он сам брендирует товары — надо регистрировать свой товарный знак. Иначе есть риск словить блокировку, попасть на выплату компенсаций правообладателю и штрафа маркетплейсу. А если есть свой товарный знак, можно самому заблокировать конкурентов.

№ 8. Использовать на своей вывеске и в рекламе название на латинице

Требования по товарным знакам бывают не только у маркетплейсов. Похожая история и с торговыми центрами. Если на вывеске арендатора в торговом центре будет использован чужой товарный знак, претензии могут предъявить торговому центру. Поэтому некоторые торговые центры просят арендаторов показать свидетельство на знак, прежде чем разрешат повесить вывеску.

Кроме того, в некоторых регионах требуют, чтобы надписи на английском языке в рекламе и на вывесках сопровождались переводом на русский язык. На товарные знаки это правило не распространяется. Поэтому если кто-то отказывает вам в размещении вывески на английском языке, можно указать на п. 2 ст. 1486 ГК РФ.

А в конце 2022 года появился законопроект о запрете латинице в рекламе, который скорее всего в 2024 году вступит в силу. Исключением стали товарные знаки — если есть зарегистрированный англоязычный бренд, то его можно продолжать использовать как обычно.

№ 9. Право использовать охранную маркировку ®

Обычно к регистрации товарного знака склоняются компании, которые пришли на рынок надолго: их заботит репутация своего имени и марки товара, поэтому для них важно, чтобы никто, кроме них, не работал под таким же или слишком похожим названием.

Поэтому владельцы товарных знаков как правило показывают регистрацию клиентам и партнерам: добавляют свидетельство на товарный знак на сайт рядом с документами о сертификации и отзывами, ставят рядом с зарегистрированным обозначением символ ®. Этот символ можно использовать только тем, у кого есть товарный знак.

Маркировка ® говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать символ ® без товарного знака регистрации нельзя: ответственность внезапно вплоть до уголовной. В 2022 году по этой статье никого не осудили, но она есть.

№ 10. Запустить продажу франшиз

Сама суть франшизы заключается в том, что один предприниматель продает другому право работать под своим брендом — ст. 1027 ГК РФ. Но когда у самого «франчайзера» нет права на товарный знак, то юридически нет никакого бренда, продавать нечего.

Серьезная франшиза выглядит так: есть сильный бренд, он зарегистрирован в Роспатенте, франчайзер даёт право работать под ним франчайзи и контролирует качество их работы.

Договор между бизнес-партнерами регистрируется в Роспатенте. Если франчайзи нарушает стандарты качества и вредит имиджу бренда, франчайзер расторгает договор и уведомляет об этом Роспатент.

Но далеко не все франшизы работают, как положено. Наверняка вы видели агрессивную рекламу мошеннических франшиз в интернете: компания открылась чуть ли не вчера, никаких документов нет, бренд неизвестный, репутации ноль, товарного знака нет — зато уже продают франшизу.

Беда в том, что продавая «франшизу» без регистрации товарного знака, продавец может легко подставить своих же франчайзи. Что будет, когда выяснится, что «их» бренд совсем не их, а давно уже кем-то зарегистрирован как товарный знак?

Тогда ответчиком по иску правообладателя может стать не только сам франчайзер, но и каждый отдельный покупатель его «франшизы».

№ 11. Запретить ввоз контрафакта через границу

Товарный знак можно внести в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Тогда таможенники перестанут пропускать через границу товар, если у перевозчика не будет разрешения от правообладателя.

Есть такой миф, мол, «что эти ваши товарные знаки, вон китайцы подделывают все подряд и им ничего». Так вот в чем дело: российские товарные знаки действуют в России, китайские — в Китае. Китайцы могут производить у себя все что угодно, там наши товарные знаки не действуют. Но когда они пытаются ввезти продукцию под чужим товарным знаком в Россию, тут их и встречают наши таможенники.

Реальный срок регистрации товарного знака в 2024 году

18,5 месяцев — именно такой срок получится, если сложить регламентные сроки всех экспертиз, которые проходит заявка на товарный знак.

Моя личная практика показывает сроки куда более приемлемые — 6 месяцев на всю регистрацию от начала и до конца. Именно на такие сроки можно рассчитывать, если грамотно заниматься регистрацией и делать абсолютно все правильно и с первого раза.

На срок регистрации влияют три фактора.

1) Чем оригинальнее знак, тем быстрее регистрация

Полностью оригинальных обозначений в 2024 году почти не бывает — помним же про 800 000 зарегистрированных знаков. Поэтому почти всегда поверенному приходится хорошенько постараться, чтобы добиться правильной регистрации.

Чем больше похожих знаков найдет Роспатент, тем сложнее и дольше идет регистрация. Ответ на предварительный отказ и его обработка Роспатентом вполне может занять несколько месяцев, а иногда и больше.

Отдельная история — сбор писем-согласий. Смысл этой процедуры такой: если Роспатент указал мне на похожий знак, а я смог найти его правообладателя и договориться с ним на то, что он подпишет документ об отсутствии возражений против моей заявки, то знак мне зарегистрируют. Если с той стороны попадется крупная корпорация — переговоры по согласованию такого письма могут занять несколько месяцев.

Иногда бывает так, что поверенный на старте помогает выбрать или доработать обозначение, чтобы заранее избежать споров с Роспатентом. Такие регистрации самые быстрые — может получиться и 2-3 месяца.

2) Чем лучше работает патентный поверенный, тем быстрее регистрация

У Роспатента есть правила составления документов по товарным знакам и требования к ним — в сумме больше ста пунктов. Если нарушить хотя бы один из них, можно получить запрос и срок регистрации затянется на 1-2 дополнительных месяца. Но есть и такие, нарушение которых может привести к отказу.

Тут логика простая — чем больше запросов, тем больше растягивается регистрация. Некоторые юристы умудряются растянуть регистрацию и на год-полтора: когда им платят за ответ на каждый запрос, им выгодно, чтобы этих запросов было побольше.

3) Чем лучше работает экспертиза Роспатента, тем быстрее регистрация

У меня как-то раз была история: заявка попала к эксперту, который не успевал обрабатывать заявки по плану, и когда его коллеги уже разбирали июньские заявки, он только-только подбирался к своим мартовским. Потом он ушел на больничный, а затем и вовсе уволился из Роспатента.

Заявки ушедшего эксперта распределили по его коллегам. И получается, у них есть свои заявки по плану, а есть те, которые им переложили от коллеги. В итоге регистрация растянулась почти на 8 месяцев, и это при том, что с нашей стороны не было проблем с документами, мы регулярно звонили в Роспатент и писали им обращения. Без этого «ну что там» регистрация затянулась бы на год.

Средний срок регистрации в 5-6 месяцев — это хороший результат по сравнению с другими странами. Для сравнения, когда я регистрировал товарные знаки в Канаде по их национальной процедуре, там регистрация заняла почти два года. В США — те же примерно 6 месяцев.

Когда все звезды сходятся — и заявку сделали правильно, и обозначение с перечнем подработали так, чтобы не получить предварительный отказ, и заявка попала эксперту, который быстро разбирает свои заявки, то регистрация получается за 3-4 месяца, самое быстрое на моей памяти было два месяца.

Еще есть возможность официальной ускоренной регистрации — это когда за дополнительные пошлины проводится ускоренная экспертиза. Так знак можно зарегистрировать за два месяца. Но я обычно не советую пользоваться этой процедурой, потому что она может не принести пользы, соразмерной стоимости.

Если все сделать грамотно, то можно и без переплат за ускоренную регистрацию получить свидетельство в те же сроки. Например — «sekach» зарегистрировали за три месяца, и таких знаков у нас в 2023 году было еще несколько десятков.

Льгота на государственную пошлину за регистрацию товарного знака в 2024 году — пока еще есть

Для регистрации товарного знака нужно заплатить госпошлину. Их всего четыре:

  • за подачу заявки,
  • за проведение экспертизы,
  • за регистрацию товарного знака, если экспертиза прошла хорошо
  • за выдачу свидетельства

Если сложить все пошлины вместе, то минимальная ставка получится 33 000 рублей. Эту сумму можно уменьшить на 30%, если воспользоваться льготой за электронное делопроизводство — получится 23 100 рублей. Или даже 21 700, если не получать красивое свидетельство на бумаге и обойтись электронной копией.

Льготу за электронную подачу заявки получают те, кто подают заявки через электронный кабинет Роспатента и подписывают их с помощью ЭЦП. Ради одной-двух заявок мало кто лезет в настройку кабинета, поэтому обычно эти льготы применяют патентные поверенные для своих доверителей.

В 2023 году перестала действовать скидка в 30% при уплате госпошлин через портал госуслуг — есть вероятность, что и льготы по товарным знакам отменят. Но пока они еще действуют, ими точно стоит пользоваться.

Выводы:

1) В 2023 году на регистрацию подали больше товарных знаков, чем в 2022. Тенденция роста заявок идет последние пять лет, и 2024 будет таким же.

2) Большинство компаний и предпринимателей регистрируют товарные знаки, чтобы защитить свой бренд и вложения в его рекламу. И обратная сторона: чтобы случайно не нарушить чужие права.

3) В 2024 году получают свои товарные знаки физлица, которые первыми воспользовались правом подачи заявок летом 2023 года. Их много.

4) Регламентный срок регистрации — 18,5 месяцев, но если все делать правильно, то регистрация занимает 5-6 месяцев. Иногда получается зарегистрировать знак за 2-3 месяца по обычной процедуре, без переплаты пошлин за ускоренную регистрацию.

5) Льготу на госпошлину в 30% в 2023 году не отменили, пока что еще действует.

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии.

Если нужна помощь тет-а-тет по конкретной ситуации (проверка и регистрация товарных знаков; работа с претензиями, судами, блокировками; патентование) оставьте заявку на моем сайте или напишите мне в телеграм @bchlf — обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.

Если хотите раз в неделю получать полезные прикладные советы по этой теме — загляните в наш «Клуб правообладателей» в Телеграме. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.

2727
11
12 комментариев

Про иностранцев: на словах ты «ой всё, мы уходим из России», а на деле «Роспатент пожалуйста зарегистрируйте нам еще один знак». Ожидаемо.

А статья интересная, автору спасибо за годный материал.

2
Ответить

тот факт, что они решили прекратить поставки, разве говорит о том, что они теперь должны забить на свою интеллектуальную собственность?

не говоря уже о том, что многие ушли из-за санкций и невозможности вывести прибыль, а не потому что такие принципиальные или просто захотелось

Ответить

Про «Детский мир». В СССР во многих городах были универмаги "Детский мир", в данный момент они частные и продолжают работать под таким названием, но никакого отношения к владельцу современных сетевых магазинов ООО ДМ они не имеют. Как они избегают споров с владельцем товарного знака? Просто по принципу разных графических изображений?

1
Ответить

У ПАО «Детский мир» много товарных знаков, есть даже общеизвестный (это такая особая редкая регистрация). Вот несколько для примера, но есть еще с десяток других:

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=WKTM&rn=3358&TypeFile=html&DocNumber=66

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=747984

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=511131

https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=704045

При этом общеизвестный знак «Детский мир» зарегистрирован как словесный. То есть такая регистрация защищает именно само название, вне зависимости от графики исполнения.

По многим из этих знаков в реестре видно записи о заключенных лицензионных договорах. Это значит, что правообладатель дает право использовать товарный знак «Детский мир» другим компаниям. Возможно, в этом случае как раз такая ситуация: компания заключила договор с «Детским миром» и получила право использовать это название.

1
Ответить

Лично для меня, это звучит как must-have для моего бизнеса, чтобы не попасть в неприятности и поддержать свой бренд на высоте

1
Ответить

Полностью согласен

1
Ответить

Алексей, а как работаете с отказами?

1
Ответить