{"id":14139,"url":"\/distributions\/14139\/click?bit=1&hash=00b24e988e1dc59bd4663b03b9a768598c65c83e190d2c3c54b8174356d44891","title":"100 000 000 \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439 \u2014 \u043a\u0442\u043e \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442 \u0441\u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"5a117d4b-670b-5264-b1c5-3a5825131067"}

Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса»

В недавнем выпуске новостей отец русского дизайна прошёлся по спору между «Яндексом» и «Рамблером» за товарный знак «Афиша». Давайте разберёмся, где ошибся Лебедев и почему предпринимателям опасно слушать такие советы.

Предыстория. «Рамблеру» с 2003 года принадлежит товарный знак «Афиша». В 2019 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Яндекс. Афиша» на те же виды деятельности, что уже были заняты знаком «Рамблера». «Рамблеру» это ожидаемо не понравилось и они пошли в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать регистрацию знака «Яндекс.Афиша».

Лебедев встал на сторону «Яндекса»:

Понятно, что слово «Афиша» нельзя зарегистрировать, потому что это общеупотребительное словарное слово и любой патентный поверенный конечно же скажет, что это невозможно.

Артемий Лебедев

Не скажет. Я — патентный поверенный РФ №2151 и я скажу, что вот эта история про «общеупотребимое слово нельзя зарегистрировать как товарный знак» — это одно из самых опасных и в то же время самых распространенных заблуждений, которое выливается многим предпринимателям в сотни тысяч рублей штрафов и компенсаций.

Давайте разберемся, как работает «общеупотребимость» на самом деле.

Открываем п.1 ст. 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений… вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида».

Это значит, что нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг. Если название указывает на сам товар, то в регистрации откажут, а если не указывает, то зарегистрируют. «Белая ромашка» на цветы — откажут, «Белая ромашка» на кафе — зарегистрируют.

Про словарные слова Лебедев тоже не прав. Если бы Роспатент регистрировал бы только абсолютно выдуманные новые слова типа «Яндекс» или «Инстаграм», то товарных знаков в России регистрировали бы не по 60 000 каждый год, а раз так в десять меньше. За последние три года работы через меня прошло больше тысячи товарных знаков, и большая часть названий — это обычные слова вроде «Серебряная скважина» (доставка воды) или «Волшебные детки» (магазин детской одежды).

Если раньше не было детского садика «Хоровод», то это название зарегистрируют как товарный знак для услуг детских садов. Если не было ресторана «Каштан», значит зарегистрируют «Каштан» на услуги общепита. И не важно, есть эти слова в словаре или нет, главное, чтобы они не указывали на свои же товары и услуги и не были уже кем-то заняты.

Ровно та же история и с «Афишей».По словарю «афиша» — это объявление о спектакле, концерте или фильме. Получается, что зарегистрировать слово «афиша» на товары «объявления» и однородные им товары и услуги нельзя. Но вот зарегистрировать слово «Афиша» как название журнала или веб-сервиса вполне себе можно. Именно это и сделал «Рамблер».

«Афиша на самом деле называется не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве» — как раз потому, что просто слово «Афиша» нельзя запатентовать.

Артемий Лебедев

Дальше Артемий показывает обложку журнала Афиша и говорит, мол, на самом деле журнал назывался не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве».

Окей, открываем Реестр товарных знаков Роспатента и ищем знак «Афиша».

Товарный знак «Афиша» был зарегистрирован еще в 2001 году издательским домом «Коммерсант». Никаких «двух недель в Москве» тут нет.

«Рамблер» в 1998 году запустил сайт afisha.ru и в 2003 году выкупил у Коммерсанта права на товарный знак «Афиша». По сей день знак принадлежит ООО «Компания Афиша», которая входит в состав «Рамблера». Именно поэтому, когда Роспатент в 2019 году зарегистрировал «Яндекс.Афиша», «Рамблер» пошел в Палату по патентным спорам за аннулированием этого товарного знака.

Требования «Рамблера» абсолютно незаконны.

Артемий Лебедев

Законны. Палата по патентным спорам в итоге согласилась с «Рамблером» и вынесла решение, которым «Яндекс.Афише» прекратили охрану товаров и услуг, занятых «Афишей» «Рамблера».

Я соглашусь с Лебедевым только в одном — последний год юристы «Рамблера» то и дело попадают в новостные сводки по каким-то странноватым поводам. Чего стоит только дело NGINX, когда «Рамблер» попытался безуспешно засудить программистов, работавших в компании бог знает сколько лет назад. Но в споре по товарному знаку юристы «Рамблера» поступили вполне логично.

Проведу аналогию: представьте, что вы зарегистрировали товарный знак «Глашатай» и запустили свой веб-сервис. Развиваете его пятнадцать лет, а потом приходит «Яндекс» и подает заявку «Яндекс.Глашатай». Эксперты Роспатента с большим пиететом относятся к заявкам крупных компаний — в итоге товарный знак регистрируют, несмотря на то, что должны были отказать. Вряд ли бы вы обрадовались такому решению Роспатента. Вот и «Рамблер» не оценил — пошел в Палату по патентным спорам и Палата с ним согласилась.

Да, «Яндекс» теперь хочет обжаловать решение Палаты в суде, но это не значит, что суд удовлетворит требования «Яндекса». По сути весь спор сведется к тому, что суд будет выяснять, в каких случаях слово «афиша» указывает на товары и услуги, а в каких — нет. И учитывая, что Палата по патентным спорам уже вынесла достаточно обоснованное решение, шансов у «Яндекса» прямо скажем немного. Но спор намечается очень неоднозначный и оттого вдвойне интересный.

К сожалению, миф «если слово словарное, значит кто угодно может использовать его в своем бизнесе» очень распространен. Именно в это заблуждение и попал Лебедев, именно из-за этого заблуждения несколько тысяч предпринимателей каждый год попадают в разбирательства из-за товарных знаков.

Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации.

Ответственность за нарушение чужого товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ. Конечно, миллионы в таких делах взыскивают не часто, но 500-700 тысяч рублей взыскать вполне могут. Поэтому если название компании более оригинально, чем «Ремонт обуви» для ремонта обуви или «Автосервис» для автосервисов, лучше заранее посоветоваться с патентным поверенным и выяснить, можно ли использовать выбранное название в бизнесе или нельзя.

Поверенный проверит название по официальным базам Роспатента, посмотрит зарегистрированные знаки и поданные заявки и даст отчет. Это надежнее, чем полагаться на слова блогера про «общеупотребимые названия» и «словарные слова».

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка названия по базам Роспатента) — пишите мне в личку, в телеграм @bchlf или ВКонтакте.

Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но показалась полезной сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Мои прошлые публикации на vc.ru о товарных знаках:

В таких спорных делах часто доходит до того, что ВЦИОМ проводит опрос, чтобы помочь суду дать взвешенный ответ на какие-то субъективные вопросы. Давайте проведем свой:

Кто прав, «Яндекс» или «Рамблер»?
Прав «Рамблер». Они с 1998 года развивают сайт afisha.ru, им принадлежит товарный знак «Афиша» и действия «Яндекса» сейчас выглядят как попытка отобрать бренд, под которым «Рамблер» работает почти двадцать лет.
Прав «Яндекс». Слово «Афиша» воспринимается как указание на вид деятельности, а значит кто угодно может открыть свой сайт с объявлениями и назвать его «афишей».
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
90 комментариев
Написать комментарий...
Людмила Тябина

В целом, ничего нового, Тёмыч опять подорвался на непроверенной новости. а вообще полезненько, да

Ответить
Развернуть ветку
Mark Rapida Gromov

Татьяныч — популист. В его стиле нести чушь, подедрживаемую массами и переобуваться в полёте

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Pixel Lens

Дед вообще чёто испортился. Началось всё с частыми перепостами самого себя. Я многие годы читаю его блог (как свежак, так и сильно углубляясь в прошлые записи на много лет назад). Поэтому сразу прочухал его кризис.

Потом начались глупые отмазки типа "нет ничего лучше повтора хорошего поста". Ну-ну. Но ок, кому-то может и будет интересен rerun (хотя все люди всего мира ненавидят рераны и повторы развлекательного контента, отсюда неприязнь к баянам), кто реально не видел его старых записей.

Но потом всё чаще начал выпускаться какой-то откровенный бред, а добило меня две вещи: 1) его ютуб где он долго и муторно чешет языком, растягивая одну простую мысль на целые минуты бормотания, 2) его заявление что фриланс хуйня и надо работать в офисе.

Прощай, дед Лебедев, у тебя маразм.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

Алексей, благодарю за материал!
Впервые столкнулся с вашими статьями, если будет желание и время, расскажите, пожалуйста, о пошаговом процессе регистрации товарного знака: зачем это необходимо, сколько это стоит и сколько времени занимает? 
И сколько это будет стоить, если вы будете согласны выступать в роли партнера?

Уверен, что многие поддержат и с интересом ознакомятся. 
Просто, у нас несколько предприятий в IT, вроде бы не те обороты, чтобы товарный знак регистрировать, но начинаю задумываться о безопасности. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Вам спасибо, что читаете :)
Конечно, это интересные вопросы для многих предпринимателей. В прошлом году я написал статью «Как зарегистрировать товарный знак и зачем это нужно», там я как раз разобрал подробно такие детали. Спустя год статья по-прежнему актуальна, и цифры, к счастью, не изменились.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Штука в том, что «шаурма» — это вполне конкретный товар, а вот «афиша» — это не название товара или услуги. Афиша — это объявления. Но сами-то объявления никто не продает, продавали раньше журналы с таким названием, а потом стали вести сайт. Поэтому и вопрос получается неоднозначный, кто-то считает, что «афиша» не указывает на конкретный товар или услугу, а другие считают, что указывает.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Nice Man

Нет, слово Афиша зарегали для сервиса-афиши. Не важно, продают они это, или дают бесплатно. Это как слово шаурма при продаже шаурмы)

И будто одна сеть шаурмы запретила другим использовать это слово.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Бердинский

"нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг."

А могу ли я зарегистрировать знак "Шаурма" на сеть заведений продающих шаурму? Ведь как раз об этом спор у Я. и Р., насколько я понимаю. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Тоже так думаю, скорее патентное бюро ошиблось, когда регистрировала товарный знак Афиша в первый раз. И Яндекс должны подать в суд на аннулирование этого товарного знака.
Если бы они шаурмячную "Афиша" делали, то без проблем. А сайт с афишами занимает торговую марку "Афиша" это абсурд

Ответить
Развернуть ветку
Таня Исайчева-Терновская

Так пинцерия Бониемпи сделали со словами «пинца» и «пинса» (кажется, так пишется) в России. Застолбили как тованый знак, хотя это нарицательное итальянское название блюда.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Башук
Автор

Да, вот тут уже сложнее, именно из-за этого спор.
Просто «Шаурма» на кафе не зарегистрируют, потому что Роспатент сочтет товар «шаурма» однородным услугам общепита, и соответственно воспримет название «шаурма» как указание на вид деятельности кафе. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Прозоров

Так Лебедев в каждом выпуске такую херню обо всем на свете несёт

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

Интересно, а кто несет ответственность за отмену регистрации товарного знака? Кто компенсирует клиенту потери, если он оплатил регистрацию, а потом ее отменяют через суд?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Ответственности в таком случае никто не несет, даже Роспатент, — это риски предпринимателя. Но тут нужно понимать, что отмена регистрации — это очень редкая история, единичные случаи по сравнению с объемом выносимых решений. И почти всегда такие случаи связаны с каким-то конфликтом между предпринимателем и его конкурентами, о котором не знал ни Роспатент, ни поверенный.

Если посмотреть годовые отчеты Роспатента, то картина примерно такая: каждый год регистрируют 60-70 тысяч товарных знаков, а возражений в Палату подают около 1500-2000. Плюс еще есть суды, где обжалуют решения Палаты. Из этих споров больше половины заканчиваются тем, что регистрацию оставляют в силе. При этом еще нужно учитывать, что существенная часть таких споров связана с регистрациями патентных троллей, знаки которых можно и нужно аннулировать. 

Поэтому для предпринимателя, который  сам придумал название, нарисовал логотип и зарегистрировал название, не пытаясь кого-то перехитрить, вероятность попасть в ситуацию с аннулированием стремится к нулю. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Соня Карлова

Ух ты, седой хайпожор уверенно растекался на тему, в которой совершенно не шарит, никогда такого не было, и вот опять.

Зачем вы вообще его смотрите? Это же Милонов «лайт-версия».

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai O

Просто и доходчиво. Спасибо, Алексей! Но тут может быть казус: "Яндекс.афиша" - не равно "Афиша". Дело не изучал, но по-моему есть шанс, через различные лингвистические экспертизы.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Рад быть полезным :)
Да, вы правы: Яндекс именно на это и давит, это видно из решения Палаты по патентным спорам. Юристы Яндекса говорят, что тут слово «Яндекс» — сильное слово, упор на него, и все такое. И экспертизы, и даже опрос ВЦИОМа проводили. Но Палату убедить не смогли, поэтому теперь посмотрим, что скажет суд.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Михаил Иванович

Спасибо за пост, конечно, но Лебедев уже давно перешёл из категории дизайнеров в категорию «сливные бачки»: рассказывает любую туфту за деньги. Поэтому удивляться такому его посту не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Скуратов

Как раз возможность регистрировать общеупотребительное слово на другую товарную категорию является злом и должно быть уничтожено как вредный механизм, наносящий больший ущерб, чем приносящий пользы. 
Мы не обеднеем если будем придумывать новые слова. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Я согласен с общим посылом: чем оригинальнее название, тем лучше.
Но что тогда делать с тем же «Apple»?) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Шарин

Автору спасибо за статью. Контент полезный! 👍

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев

ждем извинений от Темы в грядущих выпусках, главное линк на статью ему на мыло киньте

Ответить
Развернуть ветку
Рома Дмитриев

я же говорил
https://youtu.be/aIKpWyrdyrY

Ответить
Развернуть ветку
bitedium

Спасибо за статью. Что скажите по поводу авто.ру? Яндекс отбирал все домены со словом auto

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Я читал только решение по домену autoi.ru и там Яндекс был прав: Яндексу с 2006 года принадлежал знак «auto.ru» в отношении услуг «интерактивная реклама в компьютерной сети», а какой-то товарищ в 2013 открыл autoi.ru и тоже разместил там доску объявлений.
Ну так нельзя, все-таки.
Все суды  от первой инстанции вплоть до Суда по интеллектуальным правам с Яндексом согласились. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Стройиндустрия

Но ведь товарный знак не только имя но визуальная составляющая. Хотя таже афиша Рамблера занималась объявлениями.
Либо всем либо никому.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Не обязательно, есть и просто словесные знаки, у которых нет графики. Защищается именно само название, вне зависимости от того, каким шрифтом или цветом оно написано. Таких знаков, кстати, наверное, около половины от всех. Статистики точной я не видел, но у меня, кажется, каждый второй — просто словесный.

Ответить
Развернуть ветку
Darya

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Gazul

Спасибо за интересную статью!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михалёв

Алексей, спасибо за статью. Я из тех, кто думал, что регистрировать общеупотребимые слова никак нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Larchenkov

Ну ошибся и ошибся.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Safronov

Занимательный спор, особенно в котексте того, что  Афиша зарегистрирована и по 16 классу МКТУ: "акварели [картины]; альбомы; альманахи; атласы; афиши; ..."

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

У этого знака из всего 16 класса оставили только вот эти товары:
«бумага, картон и изделия из них, не относящиеся к другим классам; периодические печатные издания (журналы); материалы для переплетных работ; фотоснимки; писчебумажные товары; клейкие вещества для канцелярских и бытовых целей; принадлежности для художников; кисти; пишущие машины и конторские принадлежности (за исключением мебели); учебные материалы и наглядные пособия (за исключением аппаратуры); пластмассовые материалы для упаковки (не относящиеся к другим классам); игральные карты; шрифты; клише типографские»

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Concept MV

Слово такси , еда и тд у Яндекса тоже скоро начнут отбивать 🤦‍♂️😬. Бедный Яндекс 🤦‍♂️😁 Познавательная статья пригодится 👍

Ответить
Развернуть ветку
Логомашина

Отличная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

Классно, пойду зарегаю товарный знак "Лучшая работа" и буду нагибать сайт rabota.ru за использование моего ТЗ. 
Вам не кажется что это идиотизм?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Не получится, у сайта «rabota.ru» товарный знак зарегистрирован еще в 2009 году: https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=423349

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Трапезников Михаил

А что скажете по поводу "Глашатай" - оказывается село в Болгарии. Названия муниципальных образований подлежат регистрации? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Тут вопрос всегда спорный. Иногда такие названия получается регистрировать, иногда нет.  Если название может быть воспринято как указание на местонахождение изготовителя или место производства товара, то могут отказать. Но тут все зависит от товара и от того, что там за населенный пункт. Ну и от юристов, которые ведут дело)

У меня в практике было несколько таких случаев, например, недавно мы получили свидетельство на «Альшань», это название маленького населенного пункта в РФ, но для того, чтобы его получить, пришлось обжаловать отказ Роспатента в Палате по патентным спорам. Обжаловали, получили. А в другом случае мы регистрировали знаки «Кьявари» и «Chiavary», тоже название населенных пунктов. Там по «Chiavary» мы получили отказ, а вот «Кьявари» продавили через ответ на предварительный отказ, и в итоге один «Кьявари» зарегистрировали. Доверителю этого хватило, в ППС по «Chiavary» мы не пошли.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Очень маловероятно. Тут нужно проверять всю цепочку документов, чтобы дать правильный ответ.

Ответить
Развернуть ветку
Убийца Гугла

А сколько срок давности по ответственности за нарушение чужого товарного знака? Если 3+ года назад были неоднозначные ситуации, но с тех пор нет, и в суд пока никто не подал, то уже не подадут? Или могут?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Нет, в таком случае исковая давность три года. Главное, чтобы нарушение не было длящимся, то есть не продолжалось все это время.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Аксёнов

А разве яндекс не мог взять не АФИША,  а Яндекс.АФИША? Такое возможно?
Или (на всякий) можно просто вместо русской "А" использовать анг. или что-то подобное? так вообще законно

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Яндекс как раз и взял «Яндекс. Афиша», да. Но тут проблема в том, что само по себе слово «Афиша» уже отдельно зарегистрировано Рамблером. Использование транслита или другого регистра букв не помогло бы Яндексу — товарные знаки защищаются не только от точно таких же обозначений, но и от слишком похожих.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

"Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации." 

А если я назовусь "Детства мир"?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Башук
Автор

Сходство до степени смешения по фонетическому признаку — это тоже нарушение.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
 зарегистрировать слово «Афиша» как название журнала или веб-сервиса вполне себе можно

Все равно не понимаю. А что там за сервис - уже не важно, мы от сути спрятались за словом "веб-сервис"? Значит, я могу зарегистрировать ТЗ "Вода" на сервис доставки? Ну и что с того, что доставлять я буду только воду, ведь занимаюсь-то я доставкой

Ответить
Развернуть ветку
Andy Ch

Доводы уважаемого патентного поверенного РФ №2151 еще раз показывают, насколько несовершенно патентное право. Как впрочем и авторское - примеров наверняка каждый вспомнит порядком. 
И еще момент уже в рамках существующей несовершенной реальности - разве Яндекс использовал зарегистрированное название "Афиша"? "Афиша" и "Яндекс.Афиша" - это как бэ немного разное...

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Кукаев

тю, еще тема за жизнь 100 раз говорил, что хватит кормить дармоедов, пенсионеров, инвалидов и иже. теперь за месяц он 1000 раз поплакал что путен денег не раздает задарма.

это фигня. недавно тема сказал, что минералку ему возят ИЗ украины. ИЗ! это как В, только ИЗ. НА это С украины. а он ведь монтажера уволил за В.

жопа вертлявая он

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда
null