Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса»

В недавнем выпуске новостей отец русского дизайна прошёлся по спору между «Яндексом» и «Рамблером» за товарный знак «Афиша». Давайте разберёмся, где ошибся Лебедев и почему предпринимателям опасно слушать такие советы.

Предыстория. «Рамблеру» с 2003 года принадлежит товарный знак «Афиша». В 2019 году Роспатент зарегистрировал товарный знак «Яндекс. Афиша» на те же виды деятельности, что уже были заняты знаком «Рамблера». «Рамблеру» это ожидаемо не понравилось и они пошли в Палату по патентным спорам, чтобы аннулировать регистрацию знака «Яндекс.Афиша».

Лебедев встал на сторону «Яндекса»:

Понятно, что слово «Афиша» нельзя зарегистрировать, потому что это общеупотребительное словарное слово и любой патентный поверенный конечно же скажет, что это невозможно.

Артемий Лебедев

Не скажет. Я — патентный поверенный РФ №2151 и я скажу, что вот эта история про «общеупотребимое слово нельзя зарегистрировать как товарный знак» — это одно из самых опасных и в то же время самых распространенных заблуждений, которое выливается многим предпринимателям в сотни тысяч рублей штрафов и компенсаций.

Давайте разберемся, как работает «общеупотребимость» на самом деле.

Открываем п.1 ст. 1483 ГК РФ: «Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений… вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида».

Это значит, что нельзя зарегистрировать товарный знак «Шаурма» на шаурму, а вот зарегистрировать название «Шаурма» как бренд веб-студии — вполне себе можно. Товарные знаки защищаются не сами по себе, а в отношении конкретных товаров и услуг. Если название указывает на сам товар, то в регистрации откажут, а если не указывает, то зарегистрируют. «Белая ромашка» на цветы — откажут, «Белая ромашка» на кафе — зарегистрируют.

Про словарные слова Лебедев тоже не прав. Если бы Роспатент регистрировал бы только абсолютно выдуманные новые слова типа «Яндекс» или «Инстаграм», то товарных знаков в России регистрировали бы не по 60 000 каждый год, а раз так в десять меньше. За последние три года работы через меня прошло больше тысячи товарных знаков, и большая часть названий — это обычные слова вроде «Серебряная скважина» (доставка воды) или «Волшебные детки» (магазин детской одежды).

Если раньше не было детского садика «Хоровод», то это название зарегистрируют как товарный знак для услуг детских садов. Если не было ресторана «Каштан», значит зарегистрируют «Каштан» на услуги общепита. И не важно, есть эти слова в словаре или нет, главное, чтобы они не указывали на свои же товары и услуги и не были уже кем-то заняты.

Ровно та же история и с «Афишей».По словарю «афиша» — это объявление о спектакле, концерте или фильме. Получается, что зарегистрировать слово «афиша» на товары «объявления» и однородные им товары и услуги нельзя. Но вот зарегистрировать слово «Афиша» как название журнала или веб-сервиса вполне себе можно. Именно это и сделал «Рамблер».

«Афиша на самом деле называется не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве» — как раз потому, что просто слово «Афиша» нельзя запатентовать.

Артемий Лебедев

Дальше Артемий показывает обложку журнала Афиша и говорит, мол, на самом деле журнал назывался не «Афиша», а «Афиша на две недели в Москве».

Окей, открываем Реестр товарных знаков Роспатента и ищем знак «Афиша».

Артемий Лебедев и опасные заблуждения о товарных знаках: разбираемся в деле «Афиши». «Рамблер» против «Яндекса»

Товарный знак «Афиша» был зарегистрирован еще в 2001 году издательским домом «Коммерсант». Никаких «двух недель в Москве» тут нет.

«Рамблер» в 1998 году запустил сайт afisha.ru и в 2003 году выкупил у Коммерсанта права на товарный знак «Афиша». По сей день знак принадлежит ООО «Компания Афиша», которая входит в состав «Рамблера». Именно поэтому, когда Роспатент в 2019 году зарегистрировал «Яндекс.Афиша», «Рамблер» пошел в Палату по патентным спорам за аннулированием этого товарного знака.

Требования «Рамблера» абсолютно незаконны.

Артемий Лебедев

Законны. Палата по патентным спорам в итоге согласилась с «Рамблером» и вынесла решение, которым «Яндекс.Афише» прекратили охрану товаров и услуг, занятых «Афишей» «Рамблера».

Я соглашусь с Лебедевым только в одном — последний год юристы «Рамблера» то и дело попадают в новостные сводки по каким-то странноватым поводам. Чего стоит только дело NGINX, когда «Рамблер» попытался безуспешно засудить программистов, работавших в компании бог знает сколько лет назад. Но в споре по товарному знаку юристы «Рамблера» поступили вполне логично.

Проведу аналогию: представьте, что вы зарегистрировали товарный знак «Глашатай» и запустили свой веб-сервис. Развиваете его пятнадцать лет, а потом приходит «Яндекс» и подает заявку «Яндекс.Глашатай». Эксперты Роспатента с большим пиететом относятся к заявкам крупных компаний — в итоге товарный знак регистрируют, несмотря на то, что должны были отказать. Вряд ли бы вы обрадовались такому решению Роспатента. Вот и «Рамблер» не оценил — пошел в Палату по патентным спорам и Палата с ним согласилась.

Да, «Яндекс» теперь хочет обжаловать решение Палаты в суде, но это не значит, что суд удовлетворит требования «Яндекса». По сути весь спор сведется к тому, что суд будет выяснять, в каких случаях слово «афиша» указывает на товары и услуги, а в каких — нет. И учитывая, что Палата по патентным спорам уже вынесла достаточно обоснованное решение, шансов у «Яндекса» прямо скажем немного. Но спор намечается очень неоднозначный и оттого вдвойне интересный.

К сожалению, миф «если слово словарное, значит кто угодно может использовать его в своем бизнесе» очень распространен. Именно в это заблуждение и попал Лебедев, именно из-за этого заблуждения несколько тысяч предпринимателей каждый год попадают в разбирательства из-за товарных знаков.

Например, открывает человек детский магазин. Как назвать? Да называет его не долго думая «Детский мир». Общеупотребимое же название, вроде как. А потом выясняется, что «Детский мир» — это зарегистрированный товарный знак, который принадлежит тому самому ОАО «Детский мир» с 1985 года. Дальше начинаются претензии, суды, штрафы и компенсации.

Ответственность за нарушение чужого товарного знака — от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ. Конечно, миллионы в таких делах взыскивают не часто, но 500-700 тысяч рублей взыскать вполне могут. Поэтому если название компании более оригинально, чем «Ремонт обуви» для ремонта обуви или «Автосервис» для автосервисов, лучше заранее посоветоваться с патентным поверенным и выяснить, можно ли использовать выбранное название в бизнесе или нельзя.

Поверенный проверит название по официальным базам Роспатента, посмотрит зарегистрированные знаки и поданные заявки и даст отчет. Это надежнее, чем полагаться на слова блогера про «общеупотребимые названия» и «словарные слова».

Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии, частные вопросы по именно вашей ситуации (споры, проверка названия по базам Роспатента) — пишите мне в личку, в телеграм @bchlf или ВКонтакте.

Если товарные знаки вам пока что не актуальны, но показалась полезной сама публикация — заходите ко мне в Telegram-канал «Бизнес-юрист». Там я разбираю самые частые юридические ошибки предпринимателей и рассказываю, как их избежать, при этом стараюсь сделать каждый материал максимально понятным и полезным.

Мои прошлые публикации на vc.ru о товарных знаках:

В таких спорных делах часто доходит до того, что ВЦИОМ проводит опрос, чтобы помочь суду дать взвешенный ответ на какие-то субъективные вопросы. Давайте проведем свой:

Кто прав, «Яндекс» или «Рамблер»?
Прав «Рамблер». Они с 1998 года развивают сайт afisha.ru, им принадлежит товарный знак «Афиша» и действия «Яндекса» сейчас выглядят как попытка отобрать бренд, под которым «Рамблер» работает почти двадцать лет.
Прав «Яндекс». Слово «Афиша» воспринимается как указание на вид деятельности, а значит кто угодно может открыть свой сайт с объявлениями и назвать его «афишей».
125125
90 комментариев

В целом, ничего нового, Тёмыч опять подорвался на непроверенной новости. а вообще полезненько, да

42
Ответить

Татьяныч — популист. В его стиле нести чушь, подедрживаемую массами и переобуваться в полёте

32
Ответить

Дед вообще чёто испортился. Началось всё с частыми перепостами самого себя. Я многие годы читаю его блог (как свежак, так и сильно углубляясь в прошлые записи на много лет назад). Поэтому сразу прочухал его кризис.

Потом начались глупые отмазки типа "нет ничего лучше повтора хорошего поста". Ну-ну. Но ок, кому-то может и будет интересен rerun (хотя все люди всего мира ненавидят рераны и повторы развлекательного контента, отсюда неприязнь к баянам), кто реально не видел его старых записей.

Но потом всё чаще начал выпускаться какой-то откровенный бред, а добило меня две вещи: 1) его ютуб где он долго и муторно чешет языком, растягивая одну простую мысль на целые минуты бормотания, 2) его заявление что фриланс хуйня и надо работать в офисе.

Прощай, дед Лебедев, у тебя маразм.

4
Ответить

Алексей, благодарю за материал!
Впервые столкнулся с вашими статьями, если будет желание и время, расскажите, пожалуйста, о пошаговом процессе регистрации товарного знака: зачем это необходимо, сколько это стоит и сколько времени занимает? 
И сколько это будет стоить, если вы будете согласны выступать в роли партнера?

Уверен, что многие поддержат и с интересом ознакомятся. 
Просто, у нас несколько предприятий в IT, вроде бы не те обороты, чтобы товарный знак регистрировать, но начинаю задумываться о безопасности. 

13
Ответить

Вам спасибо, что читаете :)
Конечно, это интересные вопросы для многих предпринимателей. В прошлом году я написал статью «Как зарегистрировать товарный знак и зачем это нужно», там я как раз разобрал подробно такие детали. Спустя год статья по-прежнему актуальна, и цифры, к счастью, не изменились.

11
Ответить

Комментарий недоступен

13
Ответить

Штука в том, что «шаурма» — это вполне конкретный товар, а вот «афиша» — это не название товара или услуги. Афиша — это объявления. Но сами-то объявления никто не продает, продавали раньше журналы с таким названием, а потом стали вести сайт. Поэтому и вопрос получается неоднозначный, кто-то считает, что «афиша» не указывает на конкретный товар или услугу, а другие считают, что указывает.

2
Ответить