В России запретят иностранные слова в названиях брендов и рекламе: что известно уже сейчас и к каким штрафам готовиться
В регионах нашей страны уже начали запрещать рекламу и вывески на иностранных языках. На днях спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил, что Госдума в приоритетном порядке рассмотрит введение этого запрета на федеральном уровне.
Давайте заранее разберемся, кого коснется новый закон, какие есть исключения и что нужно сделать заранее, чтобы не попасть на штрафы.
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей». Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Новый закон затронет каждую компанию и предпринимателя
Весь бизнес в нашей стране работает по правилам Федерального закона «О рекламе». И когда в этот закон вносят серьезные изменения, они касаются всех.
Под новый запрет попадёт вся реклама: баннеры, вывески, билборды — вообще всё.
И речь не только про оффлайн-бизнес. Интернет-реклама сюда же.
Сайты, страницы в соцсетях и на маркетплейсах, контекстная и таргетированная реклама тоже попадут под действие этих правил.
Обратите внимание: в законопроекте речь идет не только про названия компаний и товаров. Речь идет о принципиальном запрете использования «некириллических алфавитов» в бизнесе.
Это значит, что запрет распространится не только на названия компаний и продуктов, но и на всякие «надписи» типа «sale», «discount», «shop», «coffee» и подобных.
Получается, после вступления нового закона в силу, нашим компаниям будет вообще нельзя использовать иностранные слова на вывесках и в рекламе.
Штрафы для нарушителей — до 500 000 рублей
В Госдуме считают, что отечественный бизнес «агрессивно использует вывески, надписи и информацию на иностранном языке», а реклама «повсеместно пестрит привлекающими внимание иностранными словами».
Задачей нового закона депутаты видят защиту нашей культуры и языка.
С учетом современной политической обстановки логично предположить, что за принятием и исполнением нового закона будут следить достаточно серьезно.
Сообщение спикера Госдумы о «приоритетном порядке рассмотрения» по сути именно об этом и говорит.
Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ). Когда в этот закон внесут поправки о запрете латиницы, штрафы привяжут именно к этой статье.
Отдельный интересный вопрос — как будут считать количество нарушений и количество штрафов.
Допустим, название моего товара на латинице, и у меня есть вывеска, сайт и реклама в интернете. Это все одно большое нарушение, за которое выпишут один штраф, или штрафовать будут за каждое слово отдельно?
Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков
Товарный знак (он же «торговая марка») — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки в России регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.
Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье на VC.
В новом законе будет важное исключение: владельцам товарных знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском или каком-то еще языке.
Итого, логика такая: если вы используете в бизнесе некириллические названия и слоганы, то после вступления нового закона в силу продолжать работать так же будет нельзя.
Но если у вас есть свои товарные знаки на эти названия — можно.
Когда новый закон вступит в силу
Вообще тема запрета латиницы в рекламе появилась еще в конце 2022 года. Тогда появился первый законопроект на эту тему. В 2023 году появился второй законопроект, а параллельно рассматривался третий.
В конце 2024 года история резко активизировалась: несколько регионов по своей инициативе уже приняли аналогичные поправки в региональное законодательство — Краснодар, Саратов и Ярославль. Там просто так брать и вешать англоязычные вывески уже запрещено.
В январе 2025 Вячеслав Володин сообщил о рассмотрении нового закона в «приоритетном порядке».
Раньше таких заявлений не было, поэтому ожидаем нововведения в ближайшее время, где-то к середине 2025 года.
Как подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы
Скорее всего, изменения вступят в силу достаточно быстро. А штрафовать точно будут — стране сейчас нужны деньги.
Чтобы не попасть на новые штрафы, есть два варианта действий.
Первый — заранее убрать все надписи на иностранных языках из своей рекламы. Скорее всего, замена условного «sale» на «скидка» особо не помешает бизнесу.
Второй вариант — если в вашем бизнесе есть важные для вас названия на иностранных языках, то заранее зарегистрировать их как товарные знаки.
Тут логика простая: если вы вкладываетесь в рекламу и развиваете бренд именно под таким названием, то имеет смысл сделать так, чтобы права на это название принадлежали вам.
Если название не имеет для вас особого значения — проще сменить его на русскоязычное и не привлекать лишнего внимания проверяющих органов.
Только при смене названия точно стоит проверить, не попадаете ли вы на использование чужого уже зарегистрированного знака.
Всё-таки у нас в стране больше 900 000 регистраций и каждый год подают еще по 140-150 тысяч заявок, а ответственность за нарушение прав на чужой товарный знак — до 5 миллионов рублей.
И это не просто цифра — в одной из статей на VC я рассказывал, как мы взыскали пять миллионов рублей с нарушителя товарного знака на маркетплейсе.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Возможно пригодится.
Одна девушка решила открыть свой детский центр. Придумала название, нарисовала логотип и обратилась к юристам, чтобы зарегистрировать лого на себя как товарный знак в Роспатенте.
Присмотритесь к этому логотипу. Вы бы и не узнали об этой истории, если бы не жестокий обман, на который рискует попасть каждый предприниматель.
«FixPrice, Coffix, One Price Coffee исчезнут в России. В Госдуме приняли новый законопроект — теперь всё должно быть на русском языке» — такие новости разлетелись вчера по крупным ТГ-каналам.
Давайте разберемся, к чему реально готовиться тем, кто использует в своем бизнесе иностранные слова для названий компаний и товаров, в онлайн и оффлайн реклам…
Может быть, ваш бизнес - социальный? Проверьте. Собрали главное о правовом регулировании и документальном оформлении социального предпринимательства.
Новый рекорд минувшего года — 149 242 заявки на регистрацию товарных знаков в России. Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заран…
Представьте: вы строите бизнес, вкладываетесь в рекламу, а потом — БАЦ! — оказывается, что ваше название уже давно принадлежит кому-то другому.
Как быть? Тратить сотни тысяч на полный ребрендинг? Работать под угрозой миллионных взысканий? В такую ситуацию рискует попасть каждый, поэтому давайте расскажу, что случилось у нас.
Даже случайная ошибка с товарным знаком на маркетплейсе может обернуться блокировкой карточек, утилизацией товаров и взысканием компенсации до 5 миллионов, а иногда и в размере двойной стоимости всего товара.
В такую ситуацию рискует попасть каждый селлер. Сегодня расскажу, что точно стоит знать заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.
Классика жизни. Человек открыл свой бизнеc, название компании взял просто какое понравилось. А потом выяснилось, что это название давно зарегистрировано в Роспатенте как товарный знак другой фирмой.
Как быть? Тратить сотни тысяч на полный ребрендинг? Платить миллионные компенсации? В такую ситуацию рискует попасть каждый предприниматель, поэтому да…
А "спикер" - это иностранное слово? Его не стоит на русский перевести? Например, "болтун" или "пи*дабол"?
Вспомнилась такая картинка в тему :)
Однозначно!
Ох уж этот сарказм...
Закон не об этом ведь. Написано же "некерелическое написание". Что тут приплетать?
Ну наконец-то! Я бы еще все названия заставил не переводить транслитом, а в прямую на великий могучий.
Bounty – щедрость, нарада, дар.
Dove - голубь
Snickers – хихиканье
Ну и конечно просто необходимо возродить Старославя́нский
Это точно :))
А вы бы куда лучше сходили, в «Король бургеров» или в «Кентуккийская Жареная Курица»?)