Социальный бизнес: правовое регулирование и особенности оформления

Может быть, ваш бизнес - социальный? Проверьте. Собрали главное о правовом регулировании и документальном оформлении социального предпринимательства.

Одна десятая всех действующих сегодня социальных предприятий была открыта в течение 2024 года и в начале 2025. В некоторых регионах они появились впервые, для некоторых предпринимателей это начинание стало первым бизнес-опытом. Новые компании и стартапы — это, безусловно, хорошо. Однако в любом бизнесе, включая социальный, важно не ошибиться с оформлением регламентирующих документов.

Какой закон регулирует социальный бизнес

Социальный бизнес: правовое регулирование и особенности оформления

Официально определение социального предпринимательства в России содержится в федеральном законе № 245-ФЗ от 26 июля 2019 года. Он внес изменения в федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. Третья статья этого закона устанавливает для социального предпринимательства три критерия:

  • предприятие стремится к достижению общественно полезных целей;
  • предприятие решает социальные проблемы;
  • предприятие осуществляет работу в соответствии со статьей 24.1 закона № 209-ФЗ (что это значит, поясним чуть ниже).

Восьмой пункт статьи определяет, что социальным предприятием может быть только малый или средний бизнес в виде юридического лица или ИП. Микробизнес законом отдельно не выделяется и относится к малому.

Что делает бизнес социальным

Часть первая статьи 24.1 закона определяет пять критериев, по которым бизнес может быть признан социальным:

  • в компании трудоустроены представители социально уязвимых категорий;
  • для этих людей производятся товары или оказываются услуги;
  • предприятие продает товары, сделанные людьми из социально уязвимых категорий;
  • предприятие существует в форме ИП (в любой сфере), и оно создано инвалидом, который работает без наемных сотрудников;
  • предприятие помогает решать социальные проблемы.

При этом для соответствия первому критерию нужно, чтобы:

  • к уязвимым категориям относилось не менее 50% сотрудников предприятия (не менее двух человек);
  • на зарплаты сотрудников, представляющих социально уязвимые категории, приходилось не менее 25% фонда оплаты труда предприятия.

Закон устанавливает 11 уязвимых категорий населения: инвалиды, одинокие и многодетные родители, пенсионеры и предпенсионеры, выпускники детских домов не старше 23 лет, беженцы и вынужденные переселенцы, малоимущие, ветераны боевых действий и все нуждающиеся в социальном обслуживании.

Этим людям социальное предприятие может:

  • предоставлять социально-бытовое обслуживание;
  • оказывать медицинскую помощь и профессиональный уход;
  • обеспечивать психологическую поддержку, помощь в социальной адаптации, социальное сопровождение;
  • продавать или сдавать в аренду медицинскую и другую специализированную технику;
  • организовывать оздоровление и отдых.

Социальным не может быть предприятие, продающее подакцизные товары: этиловый спирт и его производные, табачную продукцию, легковые машины и топливо для них.

Решение социальных проблем предполагает широкий спектр направлений. Например, создание учреждений детского образования, поддержку материнства и детства, организацию культурно-просветительской деятельности, в том числе — для людей с ограниченными возможностями здоровья и т.п. Регионы могут устанавливать дополнительные категории граждан и виды деятельности, как указано во второй части статьи 24.1.

Первые шаги

Социальный бизнес: правовое регулирование и особенности оформления

Чтобы зарегистрировать собственный социальный бизнес, необходимо предпринять следующие шаги:

  • Выбрать сферу деятельности, организационно-правовую форму и основания, по которым бизнес могут признать социальным.
  • Открыть предприятие и зарегистрировать его в налоговой инспекции. В одной из статей мы рассказывали, где найти деньги на запуск такого проекта, если для старта нужны вложения.
  • Подать заявление в уполномоченный орган о признании бизнеса социальным, приложить подтверждающие документы.
  • Получить соответствующее решение уполномоченного органа.

Порядок признания бизнеса социальным определен приказом Министерства экономического развития от 29 ноября 2019 года № 773. Уполномоченный орган — это региональное министерство (управление, департамент, комитет) в сфере экономического развития и инвестиционной политики.

В каждом регионе при таком ведомстве создан центр «Мой бизнес». В структуре этого учреждения действует Центр инноваций социальной сферы (ЦИСС). Именно он рассматривает поступающие заявки и присваивает заявителям статус социальных предпринимателей.

Статус социального предприятия продлевается ежегодно. Заявка и необходимые документы подаются до 1 июня.

Как доказать социальность

Социальный бизнес: правовое регулирование и особенности оформления

Набор подтверждающих документов различается в зависимости от оснований признания бизнеса социальным. Например, при трудоустройстве граждан из уязвимых категорий предусмотрен следующий список:

  • копия актуального штатного расписания компании;
  • копии трудовых договоров с работниками из социально уязвимых категорий;
  • копии документов, подтверждающих, что эти работники относятся к уязвимым категориям населения;
  • согласие работников на обработку персональных данных;
  • сведения о численности и заработной плате этих работников.

Региональные власти могут установить список дополнительных документов. Индивидуальному предпринимателю-инвалиду достаточно представить копию справки, подтверждающей присвоение категории инвалидности.

Образцы всех документов, включая рекомендуемый бланк заявления, приложены к приказу Минэкономразвития. Срок рассмотрения заявки — до 30 рабочих дней.

Решение о признании бизнеса социальным придет по адресу электронной почты, указанному в заявлении. В карточке ИП или юрлица в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы появится запись «является социальным предприятием».

В какой форме можно открыть социальный бизнес

Социальным бизнесом может заниматься:

  • физическое лицо в статусе индивидуального предпринимателя (ИП);
  • юридическое лицо в виде товарищества, хозяйства, кооператива, общества (акционерного или с ограниченной ответственностью).

ИП и юридические лица с годовой выручкой до 150 миллионов рублей в год и штатом до 100 человек могут использовать упрощенную систему налогообложения (УСН):

  • 6% с доходов предприятия;
  • 15% на разницу доходов и расходов;

Также для ИП возможна патентная система (ПСН) со ставкой 6% с законодательно установленной величины дохода.

Часть 1.1 части 4 закона № 209-ФЗ утверждает, что социальный бизнес может относиться к одному из трех форматов:

  • микробизнес (по закону — разновидность малого): до 15 человек в штате, до 120 млн рублей годового дохода;
  • малый бизнес: от 16 до 100 человек в штате, до 800 млн годового дохода;
  • средний бизнес: от 101 до 250 человек в штате, до 2 млрд дохода в год.

Скорее всего, на старте социальное предприятие будет относиться к микробизнесу.

11
Начать дискуссию
Всевидящая налоговая: что знает про ваш бизнес

В статье разберем налоговые аспекты онлайн-бизнеса.

Налоговый консультант, бухгалтерский аутсорсинг
11
Начинаем свое дело: самозанятость.

Всем, привет!

11
Вложили 1,5 млн рублей в кондитерский отдел — закрылись через 4 месяца с долгом в 350 000

Хочу поделиться с вами своим отрицательным опытом в бизнесе. Рассказать про ошибки, которые мы совершили с мужем, когда открывали кондитерский отдел: как мы подходили к запуску бизнеса, выбору помещения и о других нюансах работы в этой нише.

Важное примечание: эту картинку нам сгенерил чат ДжиПиТи-шка — в этой статье это единственная бурная фантазия нашего редактора
11
Список из 6 шагов: как зарегистрировать свой стартап
Список из 6 шагов: как зарегистрировать свой стартап
55
33
11
Как открыть ИП самостоятельно без отказа: пошаговая инструкция на 2025 год.
Как открыть ИП самостоятельно без отказа: пошаговая инструкция на 2025 год.
11
Как перейти с самозанятости на ИП в 2025: пошаговая инструкция
Как перейти с самозанятости на ИП в 2025: пошаговая инструкция
ТОП-40 агентств недвижимости Москвы: лучшие агенты по жилой, коммерческой и элитной недвижимости 2025 года

Выбор агентства недвижимости влияет на безопасность и выгоду сделки. В Москве работает сотни риэлторских компаний, но не все из них одинаково надёжны.Мы собрали 40 агентств, которые доказали свою компетентность в работе с жилой, коммерческой и инвестиционной недвижимостью. В рейтинг вошли компании с подтверждённой репутацией, прозрачными условиями…

ТОП-40 агентств недвижимости Москвы
Громкие дела в инфобизнесе: кто оказался в центре внимания
Бухгалтерский аутсорсинг

В статье разберем жизненные уроки для успешного ведения своего дела.

11
11
Развитие бизнеса. Развитие малого бизнеса.

#бизнес #хобби #бухгалтер #бухгалтерскиеуслуги #бухгалтерия #бухгалтерскийаутсорсинг #саморазвитие #развитиебизнеса #продвижение #предприниматель

11
реклама
разместить
Как зарегистрировать ИП без беготни по налоговой?

До сих пор думаете, что для регистрации ИП нужно вставать в 7 утра, брать талончик в налоговую и ждать своей очереди? Добро пожаловать в 2025-й!

Сервис бесплатной регистрации ИП и ООО продлили
Регистрировать ООО с одним учредителем и ИП 
11
От хобби к прибыльному бизнесу: как правильно организовать финансы в начале пути

В статье разберем, как научиться считать свои деньги; налогообложение и юридические аспекты.

От хобби к прибыльному бизнесу 
22
[]