10 миллионов рублей за нарушения авторских прав: новый закон кратно увеличит ответственность
Президент на днях подписал закон, который увеличит взыскания по нарушениям авторских прав, брендов и патентов. Изменения коснутся всех — от махровых продавцов контрафакта до тех, кто случайно использовал чужой бренд или картинку. Там, где раньше требовали пять миллионов, теперь будет десять. Что нас ждет и как к этому подготовиться — разбираемся вместе.
Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».
Скорее всего, вы уже подписаны, но если еще нет — заходите, и погнали.
Представьте ситуацию: вы владелец собственного бренда, а ваш конкурент без спроса берет ваш бренд и использует его в своем бизнесе. Точно такое же или очень похожее название, а может даже и логотип.
Или другая история: вы работали себе спокойно и никого не трогали. Тут вам приходит претензия, мол, использовали чужую картинку, нарушаете авторские права. Или название ваше слишком похоже на зарегистрированный знак, платите деньги.
Каждый год наши суды рассматривают десятки тысяч подобных дел. Все эти дела, как правило, заканчиваются взысканием компенсации с нарушителя.
Давайте расскажу, что изменится в ближайшее время и что стоит сделать уже сейчас, чтобы не влететь.
Главное нововведение: размер компенсации вырастет вдвое
Чаще всего как товарные знаки в Роспатенте регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Если кто-то использует такое же или очень похожее обозначение в аналогичном бизнесе — это нарушение. Раньше за такие нарушения компенсации насчитывали так:
- от 10 тысяч до 5 миллионов рублей
- в размере двойной стоимости контрафакта
- в размере двойной стоимости лицензии
В большинстве споров двойную стоимость контрафакта посчитать было сложно, а лицензий не было. Поэтому считали пресловутую «до пяти миллионов рублей».
И «пять миллионов» здесь не просто слова. Я уже рассказывал на VC историю предпринимателя с маркетплейсов, который продавал игру «Какой ты мем?», а нарушитель сделал почти такую же «Что за мем?». Тогда мы взыскали и получили все пять миллионов.
Конечно, большинство споров за бренды — это споры на миллион-два, но и на пять тоже бывают.
Новый законопроект увеличивает максимальный порог компенсации вдвое — до 10 миллионов рублей.
Не обошли стороной и авторские права. Бренды это одна история, а вот картинки, тексты и видео — совсем другая.
Раньше по авторским правам компенсация тоже была ограничена порогом в пять миллионов рублей.
Больше удавалось взыскивать только в тех случаях, когда речь шла об очень масштабных нарушениях прав на несколько объектов сразу.
Как это было, например, в нашем судебном деле по книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай», где суд присудил нам 6,5 млн рублей — эту историю рассказывал здесь в прошлом году.
Нюанс: авторские права — это не только про художественные произведения.
Тексты на сайте компании, фотографии каких-нибудь вентиляторов на маркетплейсах и прочие «рабочие» тексты и графика тоже вполне себе объекты авторских прав. Больше всех об этом знают те, кто уже получал иски за такие нарушения — или отправлял.
Новый закон увеличивает верхнюю планку компенсации за нарушение авторских прав тоже до 10 миллионов рублей.
Недавно я рассказывал историю, как патентные тролли требовали с нас пять миллионов рублей — видимо, скоро в аналогичных ситуациях начнут просить десять.
Не обошли стороной и патенты. Теперь за нарушения прав на изобретения и дизайн грозит от 50 тысяч до 10 миллионов.
Кого коснутся изменения: спойлер — всех
На территорию товарных знаков заходит каждый, кто занимается бизнесом. ИП, компании — если есть свое название у самой компании или у товара, значит есть и потенциальный товарный знак.
Вопрос только в том, в реальности он ваш или не ваш.
С авторскими правами история похожая. Сайт, картинки, тексты, рекламные макеты, фото и видео — даже если это суперскучная съемка товара, это все равно объект авторских прав.
И главный вопрос тут тот же: кому на самом деле принадлежат права на эти объекты — вам, у подрядчика-автора они остались, или вообще на самом деле правообладатель совсем другое лицо, с которым мы познакомимся, когда получим претензию.
Короче, если вы продаете какие-то товары или услуги, если у вас есть свой сайт или магазин на маркетплейсе — вы тоже в игре.
Снижение ответственности в отдельных случаях
Новый закон не только повышает компенсации, но и дает несколько, хоть и достаточно спорных моментов, которые позволяют эту компенсацию снизить.
Одно нарушение — одна компенсация.
Раньше компенсацию считали по количеству использованных объектов, а не по товарам.
Например, нарушитель продает на ВБ шампунь, логотип которого зарегистрирован как товарный знак, дизайн флакона запатентован как промышленный образец, а картинка на этикетке — объект авторских прав. Раньше за такое могли потребовать 15 миллионов — три объекта по пять за каждый.
Теперь всё это будут считать одним нарушением на 10. Чуть легче, но не для всех и не всегда.
Снижение до 500 тысяч для тех, кто не знал, что нарушает.
Раньше позиция судов была железобетонной: предприниматель должен проявлять должную осмотрительность — проверять и бренды товаров, которые он продает, и по авторским правам тоже вникать и не допускать нарушений чужих прав.
Отговорки типа «я не знал, что это товарный знак» суды не принимали — незнание не освобождало от ответственности.
Новый законопроект добавляет положение о том, что размер компенсации снижается до 500 000 рублей для нарушителя, который «не знал и не должен был знать, что нарушает права».
Главный вопрос для нас с вами — как это положение будет работать на практике и что будут считать «как не знал». Получил претензию — точно узнал? А если видел такой продукт на рынке — это «должен был знать»?
В общем, пока что вопросов больше чем ответов, а вот подход про «должную осмотрительность» ходит по судам уже лет пять.
Общая ответственность цепочки нарушителей.
Производитель выпустил товар под чужим брендом, продал его оптовику, а тот продал его ИП, торгующему в розницу на маркетплейсе. Раньше взыскать компенсацию могли с каждого из них.
Теперь будут считать, что для правообладателя три компенсации вместо одной в таком случае слишком много. Компенсацию будут взыскивать одну: или со всех сразу и солидарно, или сначала с любого из участников цепочки, а потом он уже сам будет требовать свою часть убытков со своих контрагентов, которые его подставили.
Что всё это значит на практике
Для правообладателей — хорошие новости. Защищать свои права стало выгоднее. Компенсации будут взыскивать больше. И действительно, на практике есть немало случаев, которые достойны взыскания больше пяти миллионов рублей.
Для нарушителей — новости так себе. Цена ошибки выросла вдвое. Воспользовались чужим логотипом или другим объектом — придется платить больше. Появились новые основания для снижения ответственности, но как их будут применять на практике и будут ли — большой вопрос.
Когда закон вступит в силу и как подготовиться к изменениям
Закон уже подписан Президентом и вступит в силу 3 января 2026 года.
Вот что имеет смысл сделать сейчас.
Проверьте свой бизнес на нарушения. Убедитесь, что все используемые вами названия, логотипы, дизайн и контент не нарушают чужие права. Лучше выяснить и поправить это сейчас, чем потом платить миллионы.
Зарегистрируйте собственные права. Если у вас есть собственные разработки, названия или дизайн — защитите их регистрацией в Роспатенте. Тогда сможете сами требовать компенсации с нарушителей и не упустите свои права.
Ведите документооборот правильно. Сохраняйте документы, подтверждающие законность использования чужих материалов. Договоры, акты, приложения — все документы с фрилансерами, подрядчиками и сотрудниками имеет смысл привести в порядок.
Если вы настоящий правообладатель всех этих объектов — круто, значит всё в порядке и новый закон вам скорее поможет.
Если же где-то есть непонятные моменты или нюансы, лучше привести документы в порядок заранее: зарегистрировать свои товарные знаки, перестать использовать чужие и так далее.
На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо помочь проверить свои права, спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом, с документами по авторским правам,— пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если в принципе тема брендов и технологий «ваша» — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».
Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь. Гляньте, возможно пригодится.