Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

Ситуация: в проекте много задач-фич, и совершенно неясно, что делать в первую очередь. Осложняется тем, что решение «что делать в первую очередь» влияет на всю компанию. Решение — использовать любую матрицу приоритизации задач.

То есть каждую задачу оценить по своим критериям, вроде «быстро», «легко», «полезно» и так далее. В работу взять только те, что набрали наивысшую оценку. Но есть нюансы! Разберемся с ними с помощью условного проект-менеджера Остапа.

Начало истории условного проект-менеджера Остапа

На картинке условный проект-менеджер Остап, сидит и грустит. История про Остапа, но мы-то с вами понимаем, что вместо Остапа будете вы или любой менеджер, которому приходилось принимать решение, «что делать в первую очередь».

У Остапа классическая проект-менеджерская ситуация: команда приносит классные идеи. Некоторые предложения улучшают продукт, а другие обещают принести больше клиентов. Задач о-о-очень много, и легко потеряться. За что браться и куда направить фокус внимания?

👉 В итоге Остап грустит, потому что не понимает, «что делать в первую очередь». Привычный таск-менеджер помогает всего лишь не потерять кажущийся контроль над задачей.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

В общем, Остапу кажется, что он постоянно что-то упускает, из-за чего можно сделать серьезную ошибку. К тому же есть стандартные нюансы вроде кто-то не хочет или не может делать задачу Х, нужно искать исполнителя, а задача Y потребует большого бюджета и непонятно, стоит ли за нее вообще браться?

Опытные проект-менеджеры скажут: в первую очередь избавляйся от срочных и важных задач, как завещал Дуайт Эйзенхауэр! Однако что делать, если «срочных» и «важных» слишком много?

Максим Дорофеев утверждает, что между «срочными» и «важными» мы выбираем самые понятные задачи, скорее всего, они будут ещё и интересными для исполнителя. Можно заявить, когда слишком много «срочных» и «важных» задач, то у нас появятся дополнительные факторы, которые будут влиять на «что делать в первую очередь».

<p>Если руководитель не может задать критерии «что делать в первую очередь», команда будет делать то, что захочет</p>

Если руководитель не может задать критерии «что делать в первую очередь», команда будет делать то, что захочет

Когда много важных и срочных задач, команда делает «интересное»

Когда люди делают интересные задачи — они развивают навыки, которые интересны им, и это значит, что на другие задачи не хватит времени и сил. Потребности бизнеса и клиентов идут во вторую очередь.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

Если долго игнорировать бизнес-задачи и потребности клиентов, может прилететь. Люди получат интересный опыт, положат проект в портфолио и будут искать новую работу.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

В общем, «понятная» задача, которая, «если повезет, будет срочной и важной», — плохой критерий для определения, «что делать в первую очередь». Чтобы меньше зависеть от «понятности» или «интересности», опытные проект-менеджеры проводят более глубокую оценку задачи и используют различные матрицы приоритизации задач: матрицу Эйзенхауэра или ее вариации, AARRR, RICE, WSJF и другие методики.

Впрочем, все методики работают по одному принципу: берешь задачу Х, оцениваешь ее по различным критериям вроде «важности». Добавишь много критериев — будет более точная оценка.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

Как обычно используют матрицу приоритизации

Матрица приоритизации задач — простой и известный инструмент. Самый популярный, пожалуй, матрица Эйзенхауэра.

Обычно ее используют так: берут задачу Х, задают к ней вопрос: «Эта задача важная?», и у нас два варианта ответа — да и нет. Если критериев «важности» и «срочности» не хватает, можно добавить «легко сделать», «наибольшее влияние на результат» и прочее. Тогда это будет уже другая матрица, но суть оценивания останется, а у горы задач появляется сортировка «задача важная, срочная и легко сделать».

Но даже используя матрицы, может быть путаница. Что делать раньше: «Х — то, что срочно, легко сделать и принесет больше охватов» или «Y — то, что не срочно, но принесет больше клиентов».

В классической матрице Эйзенхауэра две шкалы: важно и срочно и две оценки: да и нет или 1 и 0. Но не все задачи одинаково важны, поэтому можно добавить пятибалльную или десятибалльную шкалу оценки. Задача «прикрутить эквайринг» важна на 5, а «исправить отображение меню в Safari» — на 3.

А еще взгляд на одинаковые задачи у разных специалистов может быть разным. Поэтому можно одну задачу оценивать разными специалистами. Если к оценке задачи «меню в Safari» пригласить комьюнити-менеджера, маркетолога и веб-мастера, то тот, кто чаще всего получает жалобы на неработающее меню, поставит наивысший приоритет задаче, но все мнения помогут проект-менеджеру Остапу принять более объективное управленческое решение.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

Маленькая хитрость использования матриц приоритизации задач, которая меняет все

Проект-менеджеры, которые научились приоритизировать задачи достаточно объективно, могут использовать специальные шаблоны в гугл-таблицах, где вся команда в своих ячейках оставляет оценку. Можно даже каждому участнику добавить «значимость оценки». Скажем опытный сотрудник или инвестор получит дополнительный поправочный коэффициент, что-то вроде «в суммарной оценке, умножить оценку Игоря Петровича на 1,2».

👉 Все эти штуки можно оценить в банальной гугл-таблице. Сделай экспорт задач из «Жиры», накрути формулу расчета и сиди, расставляй оценки. Просто гуглим [название фреймворка + template + excel], ну или скачайте ту, которую я нашел.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

На самом деле гугл-таблицы — это костыль, задачи в них нужно перенести, хорошо, если есть экспорт. К тому же труднее отследить, кто оставил оценку, а кто нет. Есть вариант поудобнее — сервис приоритизации «Дукалис».

Ладно, что делает сервис «Дукалис» и как он поможет условному проект-менеджеру Остапу

Сервис сам заберет ваши задачи, по крайней мере, если работает в популярных таск-менеджерах: «Трелло», «Жира», «Асана», «Битрикс» и прочее. Синхронизирует задачи в реальном времени и покажет, «кто не проголосовал», а также — «вот у этой задачи слишком большая разница оценок». Помните пример с «меню в Safari», разработчик считает, что это не важная задача, а комьюнити-менеджер каждый день получает жалобы на это, поставит большую оценку — проект-менеджер увидит это и разрулит.

Выглядеть это может вот так ↓

Экран, где оцениваются задачи нужно оценить и можно посмотреть, кто и как оценил
Экран, где оцениваются задачи нужно оценить и можно посмотреть, кто и как оценил

Внутри есть всё, что может пригодится условному проект-менеджеру Остапу: различные фреймворки приоритизации, можно добавить свой критерий оценки, добавить вес сотрудников. И с помощью фильтров отображать только те задачи, которые важны прямо сейчас: хочешь реализовывать стратегию низко висящих фруктов — настроил, «что быстро сделать» и «дает больший результат» — и вперед.

Как проект-менеджер перестал грустить, определил приоритеты для команды с помощью матрицы приоритизации задач

Подробнее с «Дукалисом» можно познакомиться на сайте hello.ducalis.io. А можно использовать их шаблон в гугл-таблицах. Шаблон в гугл-таблице — это законно!

Что можно запомнить из истории условного проект-менеджера Остапа

  • Задач всегда много, если за ними и за командой не следить, все будут делать не то, что нужно здесь и сейчас, и забудут про задачи бизнеса.

  • Матрицы приоритизаций помогают только тогда, когда есть аргументированная оценка «почему задача Х важнее задачи Y».

  • Этого можно добиться, если добавить дополнительные критерии важности — вроде «легко сделать» или «даст больший охват» — и пригласить к оценке всю команду.

  • Это можно сделать в любой электронной таблице, но придется помучиться с копированием задач и проверкой, «кто из причастных еще не оценил задачи».

1212
16 комментариев

Комментарий недоступен

7
Ответить

ох, не хватило контекста получается? спасибо, я подумаю как улучшить. 

вроде не все проекты, точнее задачи, можно расставить в логическом порядке 1, 2, 3

например, в случае с ремонтом, я в нем слаб, поэтому не уверен в адекватности примера. но пусть будет такой пример «где раньше плитку класть, в кухне или туалете» ну или  «что лучше купить гриль или очиститель воздуха». о придумал, когда я помогал с ремонтом дома, то у нас была такая задача «поставить нормальную систему наблюдения и умные двери» или «сделать ремонт на третьем этаже, чтобы комнаты стали жилыми», без двери комнаты на третьем нельзя было сдавать в аренду, а без ремонта комната их тоже не сдашь в аренду, а так третий этаж пустует. вот с чего начать? 

в разработке, например, какого-нибудь сервиса, например сервиса отложенного постинга будет такое «пилить интеграцию с тиктоком, чтобы люди могли постить видео в тикток, так как есть запросы на это» или «пилить интеграцию с сервисом статистики, чтобы внутри нашего сервиса было видно, какие посты зашли, так как на это тоже запросы есть» или «пилить мобильное приложение на андроид или айфон, так как 40% пользователей используют сервис через телефон и ругаются в техподдержку, за то, что „неадаптивно“»

1
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

думаю без учета контекста — это неактуально. 

например, мэрия  вводит новые указания по поводу работы общепита. если не отреагировать, и дать отлежаться, то работать не получится, в итоге — расходы на содержание общепита те же, а прибыли нет.  

в моей рабочей практике есть кейсы, когда задача бывает срочной и нужно реагировать срочно, когда проходит какая-то конференция или выставка и нужно под ее сделать посадочные страницы, запустить трафик и все такое. про конференцию может быть известно за 3 недели, а то и за неделю. если не отреагировать, конференция прошла и не успел на ней «поживиться» 

но для большинства моих кейсов это правда, срочность совсем туфтовый критерий, гораздо важнее «сколько денег я с этого получу». наверное есть более подходящий термин. если я пропущу эти конференцию, ничего не получу, если задача кажется «срочной» но от ее реализации я получу меньше, чем от несрочной, то она по этому критерию получит меньший приоритет. возможно из-за других штук, вроде «очень легко сделать», я ее все равно сделаю раньше. 

1
Ответить

Остапы, Ибрагимы - это новый тренд? 😀

Ответить

Остап просто середнячок. Ибрагим - звезда и исключительный работник 😁

Ответить

не знаю почему вы говорите про «тренд» я использовал буратинок очень давно… а ибрагима придумал в 2016-2017 

Ответить