[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Andrey Zagoruiko", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 166, "likes": 89, "favorites": 128, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26388", "is_wide": "" }
Andrey Zagoruiko
21 667

«Я приехал в Штаты с одной целью — запустить свой стартап»

Основатель vc.ru Андрей Загоруйко — о переезде в США, поиске жилья, автомобилях, еде, здоровье и своих бизнес-идеях.

Поделиться

В избранное

В избранном

Всем привет, меня зовут Андрей, и я тоже решил написать про свой переезд в Штаты. В начале 2016 года я стал собирать документы для получения визы О1, которая выдается людям с определенными способностями в некоторых сферах.

Я всегда хотел пожить (а если получится, и поработать) в Америке, в Кремниевой долине, про которую я так много читал и писал, и решил воспользоваться временным промежутком в карьере для того, чтобы осуществить давнюю мечту.

Виза и переезд

Для получения визы О1 необходимо собрать огромный пакет документов и подтвердить, что вы чего-то добились у себя на родине. Есть официальный список из восьми критериев, нужно соответствовать минимум трём из них. Это, например, национальные награды в вашей области деятельности, публикации в профессиональных СМИ, участие в конференциях, огромная зарплата и так далее.

С помощью здравого смысла, довольно большого количества денег и умелого адвоката я смог собрать необходимый пакет документов и отправить его на рассмотрение в USCIS (Служба гражданства и эмиграции).

Мне повезло, что на момент подачи документов я смог найти публикации своего авторства или непосредственно про меня в большинстве российских СМИ, пригодилась даже награда «редактор года 2012», про которую я и не помнил (но адвокаты нашли).

Спустя девять месяцев виза была получена; не без некоторой нервотрепки: первый раз петицию завернули по причине недостаточных доказательств моей исключительности. Несколько дополнительных рекомендаций от топ-менеджеров западных компаний решили вопрос в мою пользу, и в январе 2017 года я оперативно собрался, съехал с классной съемной квартиры напротив Нескучного cада, продал свой болид Peugeot 308 через Carprice (не реклама, продал за три часа, буквально за полдня до самолета) и с семьей улетел в Лос-Анджелес.

Обосноваться мы решили в городе Сан-Диего, который находится на юге Калифорнии совсем рядом с Мексикой. Сложно вспомнить, какие причины заставили нас выбрать именно этот город. Может быть, прекрасный климат круглый год, близость к национальным паркам, умеренная стоимость жизни (по сравнению с областью залива Сан-Франциско), высокие рейтинги, которые Сан-Диего занимал в списке лучших городов США для жизни. Так или иначе, еще из Москвы мы выбрали апартаменты недалеко от центра города, где и жили первое время.

Первые несколько месяцев я брал машины напрокат помесячно, что обходилось примерно в $1200 за 28 дней. За эти деньги мы получали среднеразмерный SUV (попадались Chevrolet Traverse и GMC Acadia) со всеми необходимыми страховками. Машины были практически новые, 16-17 годов, но довольно своеобразные. Вообще, американские автомобили — это тема для отдельной статьи на другом сайте. Но если вас привлекают огромные машины с семнадцатью подстаканниками, в которых чувствуешь себя так, как будто едешь на мягком кожаном диване, значит, вам понравится.

Chevrolet Traverse

Стоимость аренды жилья в основных городах Калифорнии для тех, кто не привык к местным ценам, кошмарная. Апартаменты с двумя спальнями в Сан-Диего стоили чуть меньше $3000. Это аналогично цене за просторную трехкомнатную квартиру в Москве, в хорошем жилом комплексе с парковкой, охраной и бассейном. Я слышал много историй про то, как люди переезжали и снимали комнаты или небольшие квартиры с одной спальней, но с семьей из четырех человек нам бы никто такую не сдал — это нелегально.

Я приехал в Штаты с одной целью — запустить свой стартап. Имея небольшой опыт запуска как относительно успешных медиапроектов, так и несколько провальных попыток, у меня был план. Он заключался в следующем: приезжаю на место, обживаюсь, смотрю, чем живут простые американцы, параллельно накидываю идеи, определяюсь с проектом, собираю команду, поднимаю посевные деньги, ну а дальше — пять лет работы по 12 часов в день и успех.

Сан-Диего оказался не очень подходящим для этого городом. Во-первых, он живет в довольно расслабленном формате, много туристов, сёрферов, но с точки зрения венчурных проектов там практически пусто. Есть много биотех-компаний, знаю, что где-то там живет Руслан Фазлыев со своим Ecwid, но мне показалось, что шансов запустить свой стартап больше в Долине, куда я и собрался переезжать через полгода.

Жильё

Поиск жилья в Долине — довольно депрессивный опыт практически с любой стороны. Во-первых, после жизни в апартаментах я решил искать дом. Любой американец хочет жить в своем доме. Апартаменты могут быть промежуточным вариантом для молодых бездетных профессионалов, которые работают в центре города и хотят жить поближе к работе, но в итоге все равно каждый мечтает о своём доме.

Тут и лужайка, где можно жарить бургеры, и гараж, где можно поставить все свои три машины и ковыряться в них в свободное время, и какое-то более четкое осознание неприкосновенности частной собственности, когда ты можешь делать на своем участке все, что угодно, и никто тебе ничего не скажет — если, конечно, дом не принадлежит к HOA (Homeowner association, аналог ТСЖ), которая может нагнуть за непостриженную траву или запретить менять масло в своей машине возле своего же гаража.

Дом в радиусе часа езды от Сан-Франциско стоит от $3000 и до бесконечности. Если вы успешный инвестор, то дом с четырьмя спальнями, лужайкой в полгектара, по которой утром бегают настоящие олени, где-нибудь возле Сан-Матео можно найти за $8-15 тысяч.

Для любителей сэкономить — можно найти дом где-нибудь в Стоктоне за $1500, но любая поездка в Сан-Франциско займет минимум 2,5 часа в одну сторону, а сам Стоктон регулярно занимает первые места в рейтингах вроде 'Most miserable city', 'Most illiterate city' или 'Most dangerous city in America', с соответствующей инфраструктурой и школами.

Так как у меня двое детей, старший из которых скоро пойдет в школу, мне пришлось выбирать промежуточный вариант и остановиться на городе с приятным названием Плезантон (Pleasanton), про который я слышал много хорошего как про вариант для семей.

Но если даже у вас есть деньги, желание и время заниматься поиском жилья, приятным этот опыт не будет. В большинстве объявлений указано, что владелец дома желает видеть в арендаторах опрятную семью, желательно без домашних животных, но с огромным кредитным рейтингом и подтвержденным месячным доходом в троекратном размере от стоимости аренды.

Простые прикидки показывают, что для того, чтобы снять дом за $3500, нужно иметь годовую зарплату гросс (до вычетов) в размере $180-200 тысяч только для того, чтобы удовлетворить этим драконовским требованиям.

К счастью, не все арендодатели настолько щепетильны, и после нескольких расслабляющих 500-мильных поездок из Сан-Диего в Плезантон и обратно удалось найти неплохой вариант за $3500, который бы мне подходил, и, что самое важное, хозяев, которых удалось убедить в том, что, несмотря на отсутствие кредитного рейтинга, я являюсь перспективным предпринимателем, которому можно доверять.

Американские дома — тема для отдельного материала. Большинство домов, которые я видел, построены из очень скромных материалов и не выглядят надежными. Есть легенда, что строят их из фанеры исключительно по причине частых землетрясений, но у меня в районе много домов, построенных в 60-е годы, и пока ни одно землетрясение их не снесло, а терпеть жару летом, холод зимой и тонкие стены люди вынуждены уже полстолетия. Возможно, в этом есть какой-то другой смысл, вроде отсутствия кирпичей в Америке, но я про это ничего не знаю.

Так как в таких материалах принято рассказывать про основные статьи расходов, я тоже попробую. Например, детский сад стоит в пределах $1000-1500. Это сравнимо со стоимостью частных детских садов в Москве, но здесь это базовый уровень, и никакого сервиса, к которому привыкаешь в Москве, хорошего питания и так далее, тут за эти деньги не будет.

Школы бесплатные, ведь родителям нужно как-то накопить несколько сотен тысяч долларов на высшее образование для детей. У школ есть баллы от 1 до 10, считается, что чем больше баллов, тем лучше школа. Возле меня несколько вариантов школ с 9 или 10 баллами, но это по большому счету мало что значит — все равно туда надо идти и смотреть всё на месте.

Транспорт

Автомобили в Штатах недорогие. В поисках семейного SUV я объездил с десяток небольших дилеров и частников, в итоге нашел хороший Mercedes-Benz ML350 2009 года со 100 тысячами миль за $13 тысяч. Примерно за столько же я пять лет назад купил в Москве Peugeot 308.

Так как жить в деревне и иметь всего одну машину не представляется возможным, пришлось купить себе вторую машину для того, чтобы ездить в коворкинг, пока жена возится с детьми (или наоборот). Без нескольких машин тут тяжело, у многих семей по три-четыре автомобиля, например: commute car для жены, для мужа, большой минивэн формата Honda Odyssey для общих поездок и еще какой-то десятилетний корч для бабушки, которая иногда прилетает из Индии.

Тут я поступил не самым очевидным образом и купил себе недорого Jaguar XJ-S 1988 года, про который мечтал с 10 лет. Двенадцатицилиндровый двигатель и тридцатилетний возраст превращают любую поездку в калейдоскоп эмоций, и я многому научился в отношении автомобилей.

Питание

Про закупку еды не могу рассказать ничего интересного. Вначале я регулярно ездил в Walmart, Costco и Whole Foods. Если вы стараетесь покупать здоровую еду, правильно питаться и употреблять поменьше сахара, в Walmart и Costco будет довольно сложно.

В Walmart ходят в основном мексиканцы или американцы, которым наплевать на то, что они едят — это видно по количеству людей, которые ездят по магазину на тележках, так как не могут ходить самостоятельно из-за большого веса. В Costco хороший выбор свежих продуктов и овощей, но сложно купить другие повседневные продукты хорошего качества.

Из-за простоты логистики еду мы либо заказываем через Amazon и Instacart, либо покупаем в Whole Foods и Trader Joe’s. TJ напрягает количеством собственных торговых марок, которых там, по ощущениям, больше 80%, а Whole Foods — ценами и количеством людей в одежде для йоги.

В среднем в месяц на семью из четырех человек уходит $800-1000, что вполне стандартно. В кафе и рестораны мы практически не ходим, готовить тут нигде не умеют. В Сан-Франциско иногда бываем в заведениях, но там тоже не сказать, чтобы везде было вкусно — нужно долго подбирать путем проб и ошибок через Zagat (а не Yelp — ошибка многих туристов).

Спорт и здоровье

Со спортом тут все отлично. Стандартный абонемент практически в любой зал стоит от 70 до 150 долларов. C тренерами проблем тоже нет, например, в Сан-Диего, в зале, куда я ходил, тренировал бывший боец UFC Крис Лебен, сейчас я хожу в хороший зал в соседнем городе Дублин, где нас тренирует черный пояс по BJJ и чемпион разных соревнований.

На тренировки ходят толпы народу, некоторым по 50-60 лет. В Москве я такого не видел, там если и проходит групповая тренировка по какому-то единоборству, то на нее ходят в основном молодые парни, много спортсменов. А здесь люди в возрасте активно борются, бегают и ездят на маленьких спортивных машинах.

Это отличие очень заметно — здесь в 50-60 лет у многих жизнь по большому счету только начинается, а в России у многих уже заканчивается. Это не хорошо и не плохо, это мое субъективное наблюдение, и я могу быть не прав.

Курить сигареты в Калифорнии как-то не принято, это штат с самым маленьким процентом курящего населения — около 3%. Такое впечатление, что по приближению к Восточному побережью отношение к сигаретам резко меняется и процент курильщиков доходит до 30% где-то на Среднем Западе.

Пачка Parliament стоит около 12 долларов, поэтому курить финансово невыгодно. Из забавного — местные, когда стреляют сигарету, предлагают доллар. К марихуане отношение более лояльное, упарываться никто никому особо не мешает. По слухам, разрешение для медицинской марихуаны делает условный доктор Геворкян по Skype, но меня это никогда не перло, поэтому я даже не интересовался.

Презрительное отношение к сигаретам довольно странно, особенно если посмотреть на рацион типичного американца, который шарахается от сигаретного дыма, но везет домой в багажнике десять литров напитка Kool Aid для детей и заезжает каждый день в Starbucks за фрапуччино с сиропом, где под 200 грамм сахара.

Бизнес

Если вернуться к стартапам, то похвастаться мне пока особо нечем. Придумывать что-то новое тут непросто. Например, пришла тебе в голову какая-то идея, ты ее вертишь, крутишь, нравится. Потом начинаешь копать глубже, выясняешь, что в этой области уже с десяток только крупных компаний, из которых две публичных, и все работают по 20 лет.

С одной стороны, это демотивирует, с другой стороны — стартапы как раз и должны дисраптить рынок и вытеснять существующих игроков. Я пробую реализовывать несколько разных идей, одна касается здорового питания, вторая — медиа, которые меня как-то не отпускают.

#Колонка

Статьи по теме
5 советов о том, как провалить проект
Как система рейтингов Booking.com вынуждает выставлять отелям высокие оценки
Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления