Почему 2026 год может стать мощным стартом для нишевых маркетплейсов?
Всем привет! Сегодня мы поговорим про маркетплейсы — гигантов и нишевые платформы. Почему 2026 год может стать мощным стартом для нишевых маркетплейсов? Что не так с Озоном? Почему продавцы не знают, куда бежать? И самое главное — как сохранить онлайн-бизнес?
Сегодня мы все настолько привыкли к маркетплейсам, что даже не замечаем, насколько удобным стал процесс покупки. Ты заказываешь любой товар — от носков до кофемашины — и он приезжает через день, ну или максимум через неделю, в ближайший ПВЗ, который обычно находится либо в твоём доме, либо в двух шагах от него. Казалось бы, всё идеально.
Но многие уже заметили, что, например, на Озоне заказы стали задерживаться через раз. И у меня всё чаще возникает ощущение, что система катится в какую-то чёрную дыру.
Крупные магазины, конечно, выживут. Но что делать мелким предпринимателям, маленьким магазинчикам и частным продавцам?
Мой личный опыт в сэллерстве имеет место быть
Я сама пробовала продавать на Озоне и на Яндекс.Маркете. Заказала из Китая небольшую партию товаров для животных, сделала классные карточки товара (потому что сама дизайнер :)) ), выложила всё это на оба маркетплейса. В интернете огромное количество курсов, таблиц, «формул успеха» и прочей инфоцыганщины. Разобраться, где правда, а где тебя пытаются развести, — нереально. Поэтому я решила попробовать сама, на небольшом объёме, чтобы хлебнуть дер*ма по полной, ой... я хотела сказать - прочувствовать процесс изнутри.
И очень быстро поняла, что мой товар — объёмный, а значит, наценку нужно ставить просто огромную, чтобы хотя бы выйти в ноль. С учётом доставки из Китая, комиссий маркетплейса, сборов за логистику, пиков на ПВЗ, доставку до ПВЗ получателя, последнюю милю и еще бесконечное кол-во пунктов— от прибыли не оставалось вообще ничего. Сейчас я в небольшом минусе, осталась еще парочка товаров и на этом мой “великолепный” заплыв в сэллерство закончится.
И да, мой опыт нельзя назвать профессиональным, но он показал главное: найти хороший выгодный товар очееень сложно, если у тебя нет огромных оборотов, большого склада и возможности завозить товар крупными партиями.
Но если все сделать правильно, то наверное же и прибыль будет хорошая?
Подождите ка. Комиссии маркетплейсов — просто конские. И тот же Озон повышает их каждые несколько месяцев — и не на половинку процента, а сразу на 5–10%. За доставку покупателю - плати! За доставку возврата, даже если покупатель не удосужился просто прийти и посмотреть товар - плати! За пики работниками ПВЗ - плати! Чтобы твой товар хоть кто-то увидел на маркетплейсе - плати! За размещение товара на витрине - плати! Как вообще выживать в таких условиях?
Но самое ужасное — не комиссии.
Самое ужасное — отношение маркетплейса к продавцам. И вот тут, к сожалению, Озон стал абсолютным чемпионом по неадекватности.У меня куча историй — своих и друзей-продавцов. Интернет завален жалобами, отзывами и возмущениями. Люди пытаются заработать свою копеечку, а получают только стресс, минусы и полное отсутствие уважения к своему труду.
Хотите реальный пример треша с Озона?
Расскажу свежий случай с моей подругой (со скринами и фото ниже). Она продаёт на Озоне товары для дома и ресторанов. Приходит заказ из Красноярска на два диспенсера для туалетной бумаги. Она всё аккуратно упаковывает (абсолютно новые, в новых коробках), клеит штрихкоды, сдаёт на ПВЗ.
Покупатель забирает заказ. В течении часа приходит обратно и оформляет возврат по причине «мне привезли БУ товар». Прикладывает фото использованных диспансеров, которые сам же подложил вместо новых!
И тут можно подумать: «А вдруг это продавец обманывает?»
НО: • У подруги все отзывы положительные. • Никакого смысла отправлять два одинаково изношенных БУ диспансера нет. • На возвращенном были явные следы голубой краски — эти диспенсеры висели у него на стене, которую красили в этот увет. • Фото он сделал как раз на фоне той же голубой стены, не подумав, что спалился (я отметила это красным цветом на фото ниже).
Когда она написала ему, что всё это зафиксировано и она будет жаловаться, он нагло потребовал видеозапись сборки заказа, понимая что скорее всего продавец не фиксировал все этапы сдачи товара и не сможет его разоблачить. Но к сожалению, одной видеозаписи сборки Озону недостаточно, нужно фиксировать вообще ВСЁ. Как погружаешь в машину, как выгружаешь, как передаешь на конкретный ПВЗ и кому.
И Озон, как обычно, встал на сторону покупателя. Да, здорово, что права покупателя защищают. Но когда покупатель обманывает, а маркетплейс просто закрывает глаза — это уже дичь. Покупатели сдают товары в ПВЗ как возврат, а приемщики даже не открывают коробку! То есть я могу туда даже свою использованную туалетную бумагу положить, вы меня извините. Когда продавцы перестали быть такими же людьми как и покупатели? На Wildberries хотя бы требуют вскрывать посылки под камерами, чтобы сразу проверять комплектность и брак товара. Это хоть какой-то контроль, какая-то защита продавца от мошенничества покупателей.
А вот еще несколько “ништяков” от маркеплейсов
Например, если ваш заказ отправлен в Калининград, вы можете подать заявку на компенсацию только через 150 дней. То есть полгода товар просто висит в лимбе. Иногда его находят, чаще — нет.
Плюс ко всему, многие продавцы неправильно платят налоги, потому что, например, ваша прибыль на расчетнике - это не доход, с которого нужно платить 6% ИПшникам на УСН. Но это уже отдельная больная тема.
А сколько товаров возвращают спустя много дней, попользовавшись ими, а сколько товаров просто не забирают из ПВЗ, забив на это? А продавец каждый раз платит за путь товара и туда и обратно. Никаких санкций для покупателя нет.
И вот в этих условиях люди продолжают продавать. Потому что крупные маркетплейсы дают объёмы, узнаваемость, стандартизированную логику: отнёс товар в ПВЗ — покупатель его получил через несколько дней (это, конечно, при идеальном раскладе).Но невольно возникает вопрос: а какие есть альтернативы?
И ответ уже виден на горизонте — нишевые маркетплейсы
Я работаю дизайнером в диджитал студии, и у нас в компании всё чаще приходят заявки не на интернет-магазины, а на маркетплейсы (мы работаем с платформой CS-Cart). Люди хотят делать свои площадки — тематические, локальные, специализированные.И у такой модели есть огромный потенциал.
Логистику, склад, доставку можно передавать сторонним компаниям — их сейчас огромное количество с адекватными условиями: Яндекс, Авито, Boxberry, СДЭК и так далее.
Мы настраиваем все “под ключ”: дизайн, интеграции, SEO продвижение, оказываем техническую и моральную поддержку :)
Так вернемся к нашей основной теме и подумаем почему же нишевые маркетплейсы могут «выстрелить»?
• Покупателю проще фокусироваться, нет миллиардов нерелевантных товаров.
• Продавцам — меньше комиссии и прозрачные правила.
• У тематической площадки выше доверие, потому что там ценится качество, а не гонка за оборотом.
• Интерфейсы сейчас довольно стандартные — пользователю не нужно переучиваться каждый раз.
• Владельцы нишевых платформ могут задавать более адекватные условия и строить здоровую экосистему, где продавцам не нужно выживать в аду.
По сути, нишевый маркетплейс может стать «глотком воздуха» для небольших продавцов. Комиссии ниже, условия мягче, ответственность повышается, но и потенциальная прибыль — реальная, а не «на бумаге».
И мне правда кажется, что 2026 год может стать переломным. Люди устали от хаоса гигантов. Малый бизнес хочет адекватных условий. Покупатели хотят честности и хорошего качества.И нишевые маркетплейсы вполне могут стать тем самым новым витком развития рынка.
Как самый очевидный пример, наверное, можно выделить Ламоду — маркетплейс одежды. Доверие к этой площадке у потребителя намного больше, о продавцах тоже позаботились: за хороший процент выкупа — скидка, а за большое количество возвратов — платная доставка в ПВЗ. Возможно, там тоже есть подводные камни — здесь у меня опыта со стороны продавца нет. Но и покупать на такой платформе приятнее, потому что на тебя не кричат баннеры со всех сторон, и к покупкам ты подходишь более осознанно, понимая, что за невыкуп ты заплатишь стоимость доставки.
Итого: человечное отношение должно быть не только к покупателям, но и к продавцам!
Если вам интересна тема создания интернет-магазинов или маркетплейсов, то наша команда будет рада вам помочь :)
А как вы считаете, реально ли нишевые маркетплейсы смогут стать альтернативой крупным гигантам? Или всё это утопия, и рынок так и останется монополизированным?
Пишите в комментариях — правда хочется услышать взгляд со стороны.