Что важнее: решать проблемы или красиво о них рассказывать?
С чего это умение красиво упаковать провал стало супернавыком? Раньше же как было? Провалился, значит провалился. А теперь ты не говоришь про провал, а говоришь, что у меня была очень смелая гипотеза или я проводил эксперимент. Например, запустил с партнёрами неудачный стартап, он не выстрелил, но можно сказать, что я проверил гипотезу и вышел из бизнеса раньше, чем рынок созрел. Похоронил огромный бизнес-проект, в который вкладывал душу, из-за жадности, неправильных управленческих и финансовых решений? Всё просто, рынок изменился и приоритеты изменились. А если уволили, то рассказываешь про смену траектории личного, мать его, роста.
Не трудно заметить, что мы с вами живём в эпоху, где наша биография важнее, чем наши результаты. Эпоха, в которой даже провал, упакованный в красивую историю, котируется в разы выше, чем скромный успех без харизматичного нарратива. А самый парадокс для меня в том, что искусство самопрезентации стало ценнее, чем сами достижения.
В обратную сторону это тоже работает. Никому не интересно слушать про то, как вы подняли продажи на 20% - скууууучна. Зато рассказать, как вы провели компанию за ручку в кризисный для рынка момент на фоне изменений налогов, комиссий, ставок, тарифов, да ещё и с приростом в продажах - да ты, парень, просто герой! Короче, умение красиво говорить может сделать из самых скромных цифр грандиозную историю.
Если смотреть разные площадки, включая VC и социальные сети, то всё это отдаёт фабрикой альтернативной реальности. Такой, знаете ли, театр, где каждый пост или статья о неудаче - это спектакль об устойчивости, храбрости. Чем больнее было падение, тем красивее должен быть рассказ о полёте. На истину всем плевать - важен резонанс. И чем он сильнее - тем круче. Фокус переводится с ошибок к выученным урокам и опыту, через пост героизация, где ты представляешь себя не жертвой, а исследователем. А ещё свалить свою ошибку на тенденции рынка.
Вся эта история приводит к исчезновению культуры ответственности, ведь если любой провал можно превратить в историю успеха, то зачем стараться не ошибаться. Молодые специалисты считывают не тот сигнал и учатся не делать, а бесконечно трындеть, не решать проблемы, а создавать контент о проблемах. На рынке просто вал успешных неудачников с красивыми историями, но пустыми руками, которые занимают места тех, кто просто хорошо работает, но не умеет себя красиво упаковать.
Если у вас стоит задача отличить флёр успешности от реальных достижений, поинтересуйтесь у человека, что именно он сделал. То есть какие шаги и к чему конкретно это привело. Не про рынок и индустрию, а про действия. Спросите про способ измерения результата в цифрах. Спросите про то, что было бы, если бы он не допустил ошибку. Это полезно для интервью с соискателями, например. Фильтруйте!
Умение объяснять неудачи - это классный навык. Но он не должен становится главным критерием успеха, иначе мы попадаем в мир, где видимость компетентности ценится выше самой компетентности. Для реальный профик не тот, кто идеально упаковывает свои провалы и преувеличивает скромные показатели роста, а тот, кто минимизирует необходимость этот делать.
Рад комментариям и оценкам! Подписывайтесь - будет интересно!