[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Albert Khabibrakhimov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 19, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26450" }
Albert Khabibrakhimov
5 893

Массовые эвакуации торговых центров

Какую прибыль упустили арендаторы и могут ли они рассчитывать на компенсации.

Поделиться

В избранное

В избранном

Что происходит

С 11 сентября в российских городах продолжаются ежедневные массовые эвакуации. Из-за анонимных звонков о «минировании» эвакуируют школы, вокзалы, торговые центры и другие здания. Поступают сообщения о «минировании» зданий в Перми, Челябинске, Уфе, Омске, Владивостоке, Магадане, Красноярске, Екатеринбурге, Новосибирске и других регионах.

13 сентября массовая эвакуация началась в некоторых общественных местах в Москве, а 14 сентября — в Санкт-Петербурге. В столице, в частности, были эвакуированы Казанский и Ярославский вокзалы, торговые центры «Метрополис», «Афимолл» и ГУМ. В Петербурге поступили сообщения о «минировании» ТЦ «Галерея», «Стокманн», «Сити молл», «Атриум» и других зданий. 17 сентября поступил звонок об угрозе взрывов торгово-развлекательных центров «Охотный ряд», «Мега Теплый Стан», «Океания», «Хорошо» и магазина IKEA в Химках.

18 сентября анонимные звонки о заложенных бомбах стали поступать в других городах. В частности, жертвами злоумышленников стали жители Чебоксар, Саранска, Сургута и Пензы.

По информации «РИА Новости», за шесть дней звонки о минировании затронули более 180 тысяч россиян, эвакуированных из 600 объектов по всей стране. МВД оценило ущерб в 300 млн рублей.

Организаторы ложных угроз не делали публичных заявлений и не выдвигали открыто своих требований. Связывались ли они с владельцами эвакуированных объектов или представителями властей — неизвестно.

Последствия для ТЦ и их арендаторов

При временном закрытии торгового центра прямые потери несут как арендодатель, так и арендатор. Эвакуация в следствии «телефонного терроризма» подходит под статью «форс-мажор» — убытки ритейлеров в таких случаях не подлежат компенсации в рамках договора аренды, объяснил vc.ru управляющий партнёр консалтинговой компании Knight Frank PM Дмитрий Атопшев.

Подтверждённый ущерб от эвакуации как правило присутствует в кинотеатрах в виде сданных билетов и ресторанах в виде неоплаченных счетов, в остальных случаях можно говорить об упущенной выгоде. ​

Дмитрий Атопшев, управляющий партнёр Knight Frank PM

Оценить сумму ущерба торговых центров в Knight Frank PM затруднились, но отметили, что подобные инциденты сказываются прежде всего на имидже объекта.

Выручка одного из крупнейших московских торговых центров «Афимолл сити» в первом полугодии 2017 года составила $39,8 млн (2,3 млрд рублей по курсу ЦБ РФ на 14 сентября). Это 12,67 млн рублей в день. Совокупная выручка арендаторов «Афимолла» достигает 70 млн рублей в день, подсчитал для The Bell неназванный консультант по недвижимости. По подсчётам РБК, при ставке для арендаторов в 10% от их собственной выручки один час простоя этого ТЦ обходится ритейлерам в $168 тысяч (9,68 млн рублей).

Очевидно, что бизнес несёт убытки от подобных событий, сообщили vc.ru в группе AFI Development, которой принадлежит «Афимолл», но от дополнительных комментариев отказались.

По оценке Knight Frank средняя дневная выручка успешного торгового центра арендопригодной площадью около 100 тысяч квадратных метров составляет от $5 тысяч до $15 тысяч в час. Таким образом, все арендаторы такого ТЦ могут терять $50-150 тысяч в час, пишет РБК.

Из-за угроз работу 14 сентября приостанавливали работу около десяти точек сети «Теремок», рассказал «Ведомостям» гендиректор компании в Петербурге Виталий Свидовский. Он оценивает ущерб более чем в 1 млн рублей. «Если эвакуация проходит быстро — в течение двух часов — мы не требуем никаких компенсаций, но если это будет повторяться, то мы будем обсуждать этот вопрос», — сказал Свидовский.

Подобные инциденты не влияют на показатели крупных торговых сетей, поскольку их салоны расположены и в других популярных проходимых местах, сказал vc.ru собеседник в одном из крупных ритейлеров. «Убытки крупных продавцов от таких звонков незначительны. Магазин не работает несколько часов, но ритейлеры часто договариваются с арендодателями о компенсации за временный простой. В результате доходность не страдает», — пояснил он.

Собеседник vc.ru отметил, что долго неработающий в магазине интернет или касса приносят больше убытка, чем подобные случаи, так как продажи теряются и в моменте, и в будущем: «Покупатель просто не пойдёт туда, где большая очередь, и уйдёт к конкуренту».

В практике «М.Видео» пока не было прецедентов пересмотра арендной платы из-за эвакуаций в связи с ложными сообщениями о минировании, сообщила vc.ru представитель ритейлера Валерия Андреева. «Тем не менее по закону арендатор может претендовать на компенсацию арендной платы», — добавила она.

Директор бренда «Эконика» Алина Степанова рассказала vc.ru, что из-за эвакуации торговых центров выручка магазинов упала на 20-30%. Помимо прямых потерь из-за вынужденного временного закрытия магазинов на потенциальной выручке сказывается падение спроса из-за нервозности клиентов, добавляет представитель компании.

В выходные сумма может увеличиться пропорционально росту продаж. Для «Эконики», салоны которой находятся в основном в торговых центрах, это критично. Мы работаем в fashion-сегменте, где есть очевидные пики продаж по полной цене.

Перенос визита клиентов на будущий период, помимо потерь в продажах сегодня, повлияют и на доходность коллекции, так как актуальные в середине сентября лодочки и слипоны в октябре можно продать только со скидками.​

Алина Степанова, директор бренда «Эконика»

Степанова также отметила, что в зависимости от длительности акции злоумышленников «Эконика» будет принимать решение об обсуждении компенсаций с арендодателями.

Генеральный директор Inventive Retail Group (открывает магазины брендов Nike, re:Store, Lego, Leap, Samsung, Street Beat) Тихон Смыков подтвердил vc.ru, что магазины из-за ложных сообщений и последующем закрытии торговых центров теряют выручку, но точную сумму убытков не назвал.

Это не только та выручка, которая недополучена в часы закрытия магазинов, но и возможная, которую магазины могут не дополучить, если в связи с возможной опасностью снизится трафик в торговых центрах. Конечно, мы рассчитываем, что торговые центры пойдут нам навстречу и разделят бремя потерь.​

Тихон Смыков, генеральный директор Inventive Retail Group

Из-за звонков злоумышленников пострадали 17 аптек сети «36,6» сообщил в разговоре с vc.ru представитель компании Алексей Киселев-Романов. Средний простой каждой торговой точки составил 2,5 часа, а размер упущенной выручки в целом — около 500 тысяч рублей.

По словам Киселева-Романова, «36,6» не рассчитывает на компенсацию от арендодателей.

Глава российского представительства сети магазинов Finn Flare также рассказала vc.ru, что выручка в дни звонков о заложенных бомбах была ниже, чем обычно. «Магазины компании однозначно пострадали, но точные цифры назвать не смогу, это всё относительно. Мы считаем, что государство должно компенсировать убытки в подобных ситуациях, но, конечно, вряд ли на это стоит рассчитывать», — заявила она.

Вице-президент Гильдии российских адвокатов Андрей Каюрин заявил vc.ru, что в подобных ситуациях владельцам торговых точек надо изучить соглашения и договоры, чтобы понять, попадает ли такое происшествие под понятие форс-мажорных ситуаций.

Если в соглашениях все обговорено, то в случае эвакуации всего торгово-развлекательного центра владелец своей торговой точки не будет терять свою прибыль в результате простоя. В договорах аренды в большинстве случаев это прописывается.

В данном случае приходится говорить о потерях брендов и ритейлеров, так как стоит учитывать тот факт, что в основном арендаторы торгово-развлекательных центров выплачивают собственнику от 5-15% со своей выручки, поэтому каждый час простоя может быть выражен в ста или двухсот тысячах долларов.

Андрей Каюрин, Вице-президент Гильдии российских адвокатов

Версии

13 сентября анонимный источник «Интерфакса» в ФСБ сообщил возбуждении уголовного дела о заведомо ложном сообщении об акте терроризма. Эту версию повторил источник РБК в силовых структурах — по его сведениям, звонки совершались с территории Украины с помощью виртуальных номеров IP-телефонии. Версию о том, что звонки исходят с территории Украины, называли также источники РИА Новости и «Интерфакса».

14 сентября два близких к ФСБ источника РБК рассказали, что сотрудникам службы удалось выяснить, кто стоит за анонимными звонками, и в ближайшее будет объявлено о розыске подозреваемых в телефонном терроризме. Кого ФСБ подозревает в организации массовых звонков о заложенных бомбах, собеседники не уточнили.

В свою очередь, источник РИА Новости в правоохранительных органах сказал, что к угрозам минирования причастны лица, связанные с «Исламским государством».

Адвокат Андрей Каюрин считает, что после того, как суд привлечет виновных к уголовной ответственности, пострадавшие от их действий смогут заявить гражданские иски в рамках уголовного судопроизводства о компенсации им упущенной выгоды и всех иных убытков.

Юрист признает, что шансы при этом минимальные. «Неизвестно когда полиция сможет найти злоумышленников, а так же привлечь их к уголовной ответственности», — добавляет Каюрин.

В подготовке материала участвовала Мария Лацинская.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления