Как управлять подчиненным через его невроз?

Если кто не знает, в бизнесе на постсоветском пространстве наступили тяжёлые времена. На рынок выходит мало рабочих рук, потому что в 90-е рождалось мало детей.

В складывающейся ситуации есть как минимум одно последствие для управленцев. Выбор невелик и приходится работать с тем, кто есть. И среди новых инструментов управления сотрудниками я бы выделил один, который сильно облегчает жизнь. Его можно считать следующим этапом развития менеджмента после управления в стиле коучинга, но как мне представляется, он более естественен чем тот самый новоявленный коучинг. Это управление подчинённым с учётом его невроза.

Давайте рассмотрим примеры ситуаций, в которых подобный стиль управления работает.

Вот у вас появляется новый подчинённый. Вы даёте ему задание, а он как будто специально каждое даже самое простое задание делает не так, как вы хотите. Либо не в срок. Либо добавляет кучу ненужной хрени. Либо бесконечно пререкается по поводу задания и вы замечаете, что на выяснение отношений с таким подчинённым (почему он не так сделал) вы тратите все больше сил и энергии. Часто вы обнаруживаете, что нянчась с ним, как-будто включаетесь в давно разыгрываемую вами в вашей личной жизни игру. К примеру ту, в которую вы играете с вашим старшим сыном. Раньше бы вы уволили такого к чертовой матери, а сейчас вы вынуждены отвлекаться от стратегических задач на отношения с этим подчиненным. Причем, повторяю, эта ваша игра постоянно сопровождается сильными эмоциями с обеих сторон.

Почему это невроз? Потому что сами того не осознавая, подчинённые подменяют работу отношениями, которые для них травматичны, и заряжены очень сильными эмоциями. Рабочие цели затмеваются аффектами.

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации я бы предложил вам достаточно упрощённый инструмент из психотерапии, ориентированный на перенос. Вам следует проанализировать, какой тип отношений воспроизводится неврозом вашего подчинённого. В анализе ситуации есть всего три элемента: субъект (подчинённый), объект (вы, но как олицетворение некоего первичного объекта вроде папы или мамы) и действия и чувства, которые делаются одним по отношению к другому.

Ну например, подчинённый постоянно не выполняет задание, чтобы вы на него орали (действие), тем самым он становится мазохистической жертвой (субъект), вы садистическим агрессором (объект), он по отношению к вам испытывает смесь ненависти и наслаждения, и вам, судя по всему, положено испытывать примерно тоже, но с другим знаком. Невроз заключается в том, чтобы все ситуации обернуть именно на разыгрывание этих ролей и, пока вы эту ситуацию не проработаете, вряд ли вам удастся начать нормально управлять подчинённым.

Как это исправить? Я сомневаюсь, что вы прямо на рабочем месте сможете излечить невроз подчинённого. А психотерапия слишком длительна, чтобы сразу получилось изменить этот конкретный симптом. Максимум, чего вы можете добиться - показать подчинённому, что вы не его садистический папа, что у вас нет намерений сделать все, чтобы у вас был повод его наказать.

Как конкретно это делать?

Мне больше всего нравится метод, предложенный Крисом Арджирисом. Лучше всего, конечно, это делать с участием консультанта, но можно и самостоятельно, если вы хотите быть руководителем джедаем.

Итак, вы записываете на диктофон вашу беседу с подчинённым, когда в очередной раз обсуждает с ним результаты его работы. В этой беседе, естественно, вам не удастся обойтись без обвинений, агрессии и прочего эмоционально контента.

Затем вы расшифровываете эту запись и записываете ваш диалог в колонку. Затем пишете, что вы подумали и почувствовали про то, почему подчинённый произносит те или иные слова. Тоже вы прописывание и про себя. И даете такое же задание подчинённому, чтобы он расписал то же.

Затем садитесь с ним и разбираете, что вы думали о мыслях и чувствах друг друга и что было на самом деле.Я не верю, что это радикально улучшит ваши отношения, но как минимум вы с подчинённым сможете понять, что отличаетесь от тех фигур (папы и мамы), которые обычно в схожей ситуации говорят определенные слова и делают определенные дела.

Вы только не обольщайтесь, в рамках этого упражнения вы заметите и у себя кучу невротических реакций. Достаточно пару раз сделать это упражнение, чтобы в дальнейшем не прибегать к работе с текстом, и улавливать невротизм тех или иных отношений, в которые вы выступаете на работе.

Здесь может возникнуть два вопроса: а можно ли управлять человеком, пользуясь его неврозом.

и...

Можно ли вообще иметь рабочие отношения без невроза (без того, чтобы закидываться, как говорят в нашей тусовке)? Отвечая на первый вопрос я скажу следующее. Часто мы и принимает невроз за деловые качества человека. Только в режиме ограничений: что не может делать тот или иной человек или что он не может не делать. И часто рассчитываем, что он сделает что-то конкретное, исходя из его заряженности на то, что мы ему предлагаем. И часто черты характера, которые появились как невротическая реакция, после излечения невроза остаются. Но главная проблема невроза в том, что она истощает энергию. И поэтому, если вы хотите работать в подчиненным вдолгую, получить сотрудника, которого психологически работа будет обогащать, а не истощать, отправляйте его на психотерапию.

Если еще до сих пор этого не сделали.

Больше материалов по психологии бизнеса смотрите на моем сайте.

22 комментария

"На рынок выходит мало рабочих рук" - знакомые работодатели говорят, что на каждую вакансию - вал откликов от разновозрастных претендентов, преимущественно молодых.
Допускаю, что претенденты часто меняют работу, создавая видимость большого объёма рабочей силы.

4
Ответить

Вот тут на цифрах: https://republic.ru/posts/l/1051893

Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Я не очень понимаю, вы не представляете начальника, орущего на подчиненного, потому что вы такого никогда не видели?

1
Ответить

упрощённый инструмент из психотерапии, ориентированный на переносИли что начальник - огромный фаллос, на который подчиненный хочет вскочить, бла-бла-бла...
делает не так как вы хотите"Как вы хотите" и "как правильно" - очень часто диаметрально противоположные вещи. Может это нормально, если работник не умеет сходу угадывать, как у вас принято? Или вы имеете в виду новичков? Так тут другая банка червей: косячат все, в особенности новички. А проблема бизнеса в том, что институт "шефства" (наставничества, патронажа...) умер вместе с совком. Оно и понятно, никто не хочет обучить специалиста, чтобы он потом уволился. Проще заплатить больше и взять обученного. Соответственно, на рынке 2 большие группы сидят: неумех за 3 копейки и спецов не по карману.

2
Ответить

Не очень понял вашего коммента. Но вопрос в статье другой: вы осознаете все свои реакции? Никакие из ваших реакций на поведение подчиненных не обусловлены неизвестно откуда взявшимся эмоциям?

Ответить