{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как управлять подчиненным через его невроз?

Если кто не знает, в бизнесе на постсоветском пространстве наступили тяжёлые времена. На рынок выходит мало рабочих рук, потому что в 90-е рождалось мало детей.

В складывающейся ситуации есть как минимум одно последствие для управленцев. Выбор невелик и приходится работать с тем, кто есть. И среди новых инструментов управления сотрудниками я бы выделил один, который сильно облегчает жизнь. Его можно считать следующим этапом развития менеджмента после управления в стиле коучинга, но как мне представляется, он более естественен чем тот самый новоявленный коучинг. Это управление подчинённым с учётом его невроза.

Давайте рассмотрим примеры ситуаций, в которых подобный стиль управления работает.

Вот у вас появляется новый подчинённый. Вы даёте ему задание, а он как будто специально каждое даже самое простое задание делает не так, как вы хотите. Либо не в срок. Либо добавляет кучу ненужной хрени. Либо бесконечно пререкается по поводу задания и вы замечаете, что на выяснение отношений с таким подчинённым (почему он не так сделал) вы тратите все больше сил и энергии. Часто вы обнаруживаете, что нянчась с ним, как-будто включаетесь в давно разыгрываемую вами в вашей личной жизни игру. К примеру ту, в которую вы играете с вашим старшим сыном. Раньше бы вы уволили такого к чертовой матери, а сейчас вы вынуждены отвлекаться от стратегических задач на отношения с этим подчиненным. Причем, повторяю, эта ваша игра постоянно сопровождается сильными эмоциями с обеих сторон.

Почему это невроз? Потому что сами того не осознавая, подчинённые подменяют работу отношениями, которые для них травматичны, и заряжены очень сильными эмоциями. Рабочие цели затмеваются аффектами.

Для того, чтобы разобраться в этой ситуации я бы предложил вам достаточно упрощённый инструмент из психотерапии, ориентированный на перенос. Вам следует проанализировать, какой тип отношений воспроизводится неврозом вашего подчинённого. В анализе ситуации есть всего три элемента: субъект (подчинённый), объект (вы, но как олицетворение некоего первичного объекта вроде папы или мамы) и действия и чувства, которые делаются одним по отношению к другому.

Ну например, подчинённый постоянно не выполняет задание, чтобы вы на него орали (действие), тем самым он становится мазохистической жертвой (субъект), вы садистическим агрессором (объект), он по отношению к вам испытывает смесь ненависти и наслаждения, и вам, судя по всему, положено испытывать примерно тоже, но с другим знаком. Невроз заключается в том, чтобы все ситуации обернуть именно на разыгрывание этих ролей и, пока вы эту ситуацию не проработаете, вряд ли вам удастся начать нормально управлять подчинённым.

Как это исправить? Я сомневаюсь, что вы прямо на рабочем месте сможете излечить невроз подчинённого. А психотерапия слишком длительна, чтобы сразу получилось изменить этот конкретный симптом. Максимум, чего вы можете добиться - показать подчинённому, что вы не его садистический папа, что у вас нет намерений сделать все, чтобы у вас был повод его наказать.

Как конкретно это делать?

Мне больше всего нравится метод, предложенный Крисом Арджирисом. Лучше всего, конечно, это делать с участием консультанта, но можно и самостоятельно, если вы хотите быть руководителем джедаем.

Итак, вы записываете на диктофон вашу беседу с подчинённым, когда в очередной раз обсуждает с ним результаты его работы. В этой беседе, естественно, вам не удастся обойтись без обвинений, агрессии и прочего эмоционально контента.

Затем вы расшифровываете эту запись и записываете ваш диалог в колонку. Затем пишете, что вы подумали и почувствовали про то, почему подчинённый произносит те или иные слова. Тоже вы прописывание и про себя. И даете такое же задание подчинённому, чтобы он расписал то же.

Затем садитесь с ним и разбираете, что вы думали о мыслях и чувствах друг друга и что было на самом деле.Я не верю, что это радикально улучшит ваши отношения, но как минимум вы с подчинённым сможете понять, что отличаетесь от тех фигур (папы и мамы), которые обычно в схожей ситуации говорят определенные слова и делают определенные дела.

Вы только не обольщайтесь, в рамках этого упражнения вы заметите и у себя кучу невротических реакций. Достаточно пару раз сделать это упражнение, чтобы в дальнейшем не прибегать к работе с текстом, и улавливать невротизм тех или иных отношений, в которые вы выступаете на работе.

Здесь может возникнуть два вопроса: а можно ли управлять человеком, пользуясь его неврозом.

и...

Можно ли вообще иметь рабочие отношения без невроза (без того, чтобы закидываться, как говорят в нашей тусовке)? Отвечая на первый вопрос я скажу следующее. Часто мы и принимает невроз за деловые качества человека. Только в режиме ограничений: что не может делать тот или иной человек или что он не может не делать. И часто рассчитываем, что он сделает что-то конкретное, исходя из его заряженности на то, что мы ему предлагаем. И часто черты характера, которые появились как невротическая реакция, после излечения невроза остаются. Но главная проблема невроза в том, что она истощает энергию. И поэтому, если вы хотите работать в подчиненным вдолгую, получить сотрудника, которого психологически работа будет обогащать, а не истощать, отправляйте его на психотерапию.

Если еще до сих пор этого не сделали.

Больше материалов по психологии бизнеса смотрите на моем сайте.

0
22 комментария
Написать комментарий...
Чайка О.

"На рынок выходит мало рабочих рук" - знакомые работодатели говорят, что на каждую вакансию - вал откликов от разновозрастных претендентов, преимущественно молодых.
Допускаю, что претенденты часто меняют работу, создавая видимость большого объёма рабочей силы.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Источники не впечатляют, но я о другом. Нужно ли рынку увеличение количества "рабочих рук"? Может, достаточно того, что есть, а нужно изменить кадровую и корпоративную политику? Посмотреть на тех, кому 35+? Или, страшно сказать, вспомнить о 45+ :)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Упомянутый вами факт игнорирования категорий 35+ является лучшим доказательством того, что никаких проблем с "рабочими руками" нет.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

В своё время открыл для себя удивительную категорию сотрудников +50! Работают качественно, глупых вопросов не задают и большой опыт позволяет им работать с меньшим количеством ошибок.

Так что нет проблем с персоналом, есть проблема с пониманием где и как его искать.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Прекрасные вопросы!

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Вот тут на цифрах: https://republic.ru/posts/l/1051893

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Прекрасно все закрывается гастарбайтерами. Все проблемы, описанные в вашей статье от неумения строить нормальные бизнес модели, как следствие крошечные зарплаты, на которые соглашается исключительно никчемный материал.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Давно устаревшая инфа, всё открыто, абсолютное большинство желавших вернутся уже тут. Не обратили внимания, как внезапно смолкли все разговоры о привлечении заключенных к работам?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Пару недель сейчас - это очень большой срок. Все, фсиновцы упустили свой шанс на расширение штата и получение доп финансирования.
Проблема строек решена, во всяком случае в мск и спб. По другим городам информацией не владею.

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Дичь. Это вообще о чём? Если руководитель орет, то значит это он больной. Я вообще не представляю себе внутренний мир людей, которые способны орать на своих подчененных. Может ещё и пальцы кусачками кусают? Вы прям претендент на звание нового Макиавелли.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Я не очень понимаю, вы не представляете начальника, орущего на подчиненного, потому что вы такого никогда не видели?

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Да, я такого не видел и даже не слышал... Даже представить не могу.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Вы счастливый человек, вам очень повезло! 

Ответить
Развернуть ветку
Game Topia

Вот в том-то и дело, что самый обычный человек, да ещё из небольшого города. Даже был свидетелем конфликтов на строй площадках и то, дальше упрёков они не заходили. 

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Ну вот не обобщайте свой опыт, пожалуйста. Случаи, когда руководители орут на подчиненных весьма распространены. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов
упрощённый инструмент из психотерапии, ориентированный на перенос

Или что начальник - огромный фаллос, на который подчиненный хочет вскочить, бла-бла-бла...

делает не так как вы хотите

"Как вы хотите" и "как правильно" - очень часто диаметрально противоположные вещи. Может это нормально, если работник не умеет сходу угадывать, как у вас принято? Или вы имеете в виду новичков? Так тут другая банка червей: косячат все, в особенности новички. А проблема бизнеса в том, что институт "шефства" (наставничества, патронажа...) умер вместе с совком. Оно и понятно, никто не хочет обучить специалиста, чтобы он потом уволился. Проще заплатить больше и взять обученного. Соответственно, на рынке 2 большие группы сидят: неумех за 3 копейки и спецов не по карману.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Miroshnichenko
Автор

Не очень понял вашего коммента. Но вопрос в статье другой: вы осознаете все свои реакции? Никакие из ваших реакций на поведение подчиненных не обусловлены неизвестно откуда взявшимся эмоциям?

Ответить
Развернуть ветку
A V

А ещё их можно палкой бить, очень помогает 😀

Ответить
Развернуть ветку
Валерий

Лучше бы оставить психотерапию подготовленным людям. А то может сложиться ложное чувство, что психотерапевтические методики можно освоить и применять, прочитав статью. Это превратиться в манипуляцию - и толку не будет, и отношения будут испорчены.

Для работы менеджера есть профильные "инструменты": положительная и отрицательная обратная связь, методика делегирования, беседа по ценностям и т.д. А то есть заблуждение, что наорать, или за кофе сказать о своём недовольстве, или "поболтать за жизнь" - это и есть качественная обратная связь. Важно знать о профессиональных методиках и осваивать их.

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Раскрывать всегда