Далее, новость — это переупакованная в медийный продукт научная статья. Иными словами, это даже не реферативное изложение, а самостоятельный текст, где по сравнению с оригинальной статьей чаще всего упрощается язык, вводится много дополнительных объяснений, нередко через метафоры, расставляются совсем иные акценты, упускаются многие важные для учёных, но бессмысленные для широкого читателя подробности и т.д. Довольно часто вводится дополнительный, в том числе исторический контекст.
Новость — это история о научном исследовании, которая конструируется новостником по особым правилам и рассчитана не на других учёных, а на максимально широкого потенциального читателя. Поэтому она выполняет пять функций: привлекает внимание (заголовком, подзаголовком и заходной картинкой). Информирует об исследовании, давая возможность самостоятельно добраться до всех источников и спикеров — и проверить содержание заметки. Образовывает читателя, давая ему новые знания и формируя научную картину мира. Развлекает читателя чем-то любопытным, неожиданным, интересным. И, факультативно, побуждает к действиям (например, носить респираторы в разгар пандемии или отказаться от приёма лекарств с недоказанным эффектом).
У Саши Амзина же это было, не?
У Саши Амзина было очень давно про новости вообще, а скорее даже про новости на старой Ленте)) Но строго говоря, я тоже вырос на этой школе новостников, только у нас специфика другая была, научные новости на порядок сложнее всё же. А так я работал вместе с Ириной Якутенко, Андреем Коняевым, Александром Ершовым — редакторами научных новостей в Ленте, а затем в различных научпоп-изданиях.
Этот текст был написан мною для студентов, чтобы из раза не повторять одни и те же вещи, а также для самоподготовки.