Второй удар силой до 5 миллионов: утильсбор с 1 января 2026, что подорожает и какие машины останутся «в зоне доступа»
Российский авторынок снова трясет утилизационным сбором. После декабрьских изменений 2025 года, когда льготный режим для физлиц перестал работать на бензиновые авто мощнее 160 л.с., с 1 января 2026 года стартует новый этап: индексация ставок на 20%
Ниже — понятная раскладка, что произойдет, кто попадет под удар и какие есть исключения.
Главное, что нужно знать сразу
- Порог 160 л.с. — ключевой. До него физлицо может остаться на льготных ставках. Выше — сотни тысяч и миллионы рублей.
- Утильсбор давно перестал быть экологическим. На практике это регулятор импорта и инструмент поддержки локальной сборки.
- Рост с 1 января — не «может быть», а плановое повышение. Судя по шкале, это не последний шаг.
История утильсбора и его влияние на цены
Утилизационный сбор появился в 2012 году, чтобы компенсировать снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО. Цель была понятной: защитить рынок от дешевого импорта и поддержать локальную сборку.
Сейчас сбор вырос из умеренного платежа в ключевой рычаг, который выглядит как заградительная мера и может добавить к цене авто миллионы рублей.
- До 1 декабря 2025 года действовали символические льготные ставки: 3400 ₽ для машин до 3 лет и 5200 ₽ для авто старше 3 лет.
- С 1 декабря включилась прогрессивная шкала, завязанная на объем двигателя и мощность. Для бензиновых авто мощнее 160 л.с. льготы отменены.
Пример: Geely Monjaro (2.0, 238 л.с.)
- Раньше (льгота): 3400 ₽
- После 1 декабря: 842 000 ₽
- После 1 января 2026: 1 010 400 ₽
Что произойдет с 1 января 2026 года
- Ставки вырастут на 20% для всех автомобилей.
- Для ДВС до 160 л.с. сохраняются льготные платежи: 3400 ₽ (до 3 лет) и 5200 ₽ (старше 3 лет).
- Автомобили выше 160 л.с. ощутят рост как прямое удорожание ввоза.
Пример расчета для Monjaro (старше 3 лет):1 398 000 ₽ → 1 677 600 ₽
И это только утильсбор... Произвести автомобиль в Китае, зачастую, дешевле, чем в России его утилизировать!
Новые ставки по категориям
Сначала учитывается объем двигателя, затем мощность.
Малолитражки (до 1 литра)
- До 160 л.с.: 3400 ₽ / 5200 ₽
- 160–190 л.с.: 307 200 ₽ / 568 800 ₽
- 190–220 л.с.: 316 800 ₽ / 585 600 ₽
- 220–250 л.с.: 324 000 ₽ / 602 400 ₽
Объем мотора 1–2 литра
Самый большой сегмент рынка и самые полюбившиеся Россиянам модели автомобилей попадают именно в эти рамки.
- До 160 л.с.: льгота
- 160–190 л.с.: 900 000 ₽ / 1 492 800 ₽
- 190–220 л.с.: 952 800 ₽ / 1 584 000 ₽
- 220–250 л.с.: 1 010 400 ₽ / 1 677 600 ₽
- 250–280 л.с.: 1 142 400 ₽ / 1 838 400 ₽
- 280–310 л.с.: 1 291 200 ₽ / 2 011 200 ₽
- 310–340 л.с.: 1 459 200 ₽ / 2 203 200 ₽
- 340–370 л.с.: 1 663 200 ₽ / 2 412 000 ₽
- 370–400 л.с.: 1 896 000 ₽ / 2 640 000 ₽
- 400–430 л.с.: 2 160 000 ₽ / 2 892 000 ₽
- 430–460 л.с.: 2 464 800 ₽ / 3 168 000 ₽
- 460–500 л.с.: 2 808 000 ₽ / 3 468 000 ₽
- От 500 л.с.: 3 201 600 ₽ / 3 796 800 ₽
Объем мотора 2–3 литра
- Практически весь сегмент попадает в дорогие ставки: 2 306 800 ₽ – 4 572 000 ₽
Объем мотора 3–3,5 литра
- Ставки 2 584 000 ₽ – 5 200 800 ₽
- Льготы почти нет
Объем мотора более 3,5 литра
- Максимальные ставки 3 290 600 ₽ – 6 885 600 ₽
Очень больно от этих цифр...
Льготный утильсбор: условия
- Доступен только для физлиц при личном ввозе.
- Не чаще 1 раза в год.
- Нельзя продавать или дарить 12 месяцев, иначе доплата до коммерческой ставки.
Что подорожает сильнее всего
- Авто выше 160 л.с.,
- Сегмент 1–2 л, 190–250+ л.с.
- Практически весь диапазон 2–3 л
Что останется относительно доступным
- Машины до 160 л.с., при соблюдении условий ввоза
- «Базовые» версии моделей с ограниченной мощностью
Практическая инструкция покупателю
- Проверяйте мощность, а не только объем двигателя.
- Чтобы сохранить льготу — держитесь до 160 л.с.
- Планируйте рост цен с 1 января 2026, новые поставки почти всегда уже с повышенными ставками.