Второй удар силой до 5 миллионов: утильсбор с 1 января 2026, что подорожает и какие машины останутся «в зоне доступа»

Российский авторынок снова трясет утилизационным сбором. После декабрьских изменений 2025 года, когда льготный режим для физлиц перестал работать на бензиновые авто мощнее 160 л.с., с 1 января 2026 года стартует новый этап: индексация ставок на 20%

Повышение утилизационного сбора с 1 января 2026 г.
Повышение утилизационного сбора с 1 января 2026 г.

Ниже — понятная раскладка, что произойдет, кто попадет под удар и какие есть исключения.

Главное, что нужно знать сразу

  • Порог 160 л.с. — ключевой. До него физлицо может остаться на льготных ставках. Выше — сотни тысяч и миллионы рублей.
  • Утильсбор давно перестал быть экологическим. На практике это регулятор импорта и инструмент поддержки локальной сборки.
  • Рост с 1 января — не «может быть», а плановое повышение. Судя по шкале, это не последний шаг.

История утильсбора и его влияние на цены

Утилизационный сбор появился в 2012 году, чтобы компенсировать снижение таможенных пошлин после вступления России в ВТО. Цель была понятной: защитить рынок от дешевого импорта и поддержать локальную сборку.

Сейчас сбор вырос из умеренного платежа в ключевой рычаг, который выглядит как заградительная мера и может добавить к цене авто миллионы рублей.

  • До 1 декабря 2025 года действовали символические льготные ставки: 3400 ₽ для машин до 3 лет и 5200 ₽ для авто старше 3 лет.
  • С 1 декабря включилась прогрессивная шкала, завязанная на объем двигателя и мощность. Для бензиновых авто мощнее 160 л.с. льготы отменены.

Пример: Geely Monjaro (2.0, 238 л.с.)

  • Раньше (льгота): 3400 ₽
  • После 1 декабря: 842 000 ₽
  • После 1 января 2026: 1 010 400 ₽

Что произойдет с 1 января 2026 года

  • Ставки вырастут на 20% для всех автомобилей.
  • Для ДВС до 160 л.с. сохраняются льготные платежи: 3400 ₽ (до 3 лет) и 5200 ₽ (старше 3 лет).
  • Автомобили выше 160 л.с. ощутят рост как прямое удорожание ввоза.

Пример расчета для Monjaro (старше 3 лет):1 398 000 ₽ → 1 677 600 ₽

И это только утильсбор... Произвести автомобиль в Китае, зачастую, дешевле, чем в России его утилизировать!

Новые ставки по категориям

Сначала учитывается объем двигателя, затем мощность.

Малолитражки (до 1 литра)

  • До 160 л.с.: 3400 ₽ / 5200 ₽
  • 160–190 л.с.: 307 200 ₽ / 568 800 ₽
  • 190–220 л.с.: 316 800 ₽ / 585 600 ₽
  • 220–250 л.с.: 324 000 ₽ / 602 400 ₽

Объем мотора 1–2 литра

Самый большой сегмент рынка и самые полюбившиеся Россиянам модели автомобилей попадают именно в эти рамки.

  • До 160 л.с.: льгота
  • 160–190 л.с.: 900 000 ₽ / 1 492 800 ₽
  • 190–220 л.с.: 952 800 ₽ / 1 584 000 ₽
  • 220–250 л.с.: 1 010 400 ₽ / 1 677 600 ₽
  • 250–280 л.с.: 1 142 400 ₽ / 1 838 400 ₽
  • 280–310 л.с.: 1 291 200 ₽ / 2 011 200 ₽
  • 310–340 л.с.: 1 459 200 ₽ / 2 203 200 ₽
  • 340–370 л.с.: 1 663 200 ₽ / 2 412 000 ₽
  • 370–400 л.с.: 1 896 000 ₽ / 2 640 000 ₽
  • 400–430 л.с.: 2 160 000 ₽ / 2 892 000 ₽
  • 430–460 л.с.: 2 464 800 ₽ / 3 168 000 ₽
  • 460–500 л.с.: 2 808 000 ₽ / 3 468 000 ₽
  • От 500 л.с.: 3 201 600 ₽ / 3 796 800 ₽

Объем мотора 2–3 литра

  • Практически весь сегмент попадает в дорогие ставки: 2 306 800 ₽ – 4 572 000 ₽

Объем мотора 3–3,5 литра

  • Ставки 2 584 000 ₽ – 5 200 800 ₽
  • Льготы почти нет

Объем мотора более 3,5 литра

  • Максимальные ставки 3 290 600 ₽ – 6 885 600 ₽

Очень больно от этих цифр...

Льготный утильсбор: условия

  • Доступен только для физлиц при личном ввозе.
  • Не чаще 1 раза в год.
  • Нельзя продавать или дарить 12 месяцев, иначе доплата до коммерческой ставки.

Что подорожает сильнее всего

  • Авто выше 160 л.с.,
  • Сегмент 1–2 л, 190–250+ л.с.
  • Практически весь диапазон 2–3 л

Что останется относительно доступным

  • Машины до 160 л.с., при соблюдении условий ввоза
  • «Базовые» версии моделей с ограниченной мощностью

Практическая инструкция покупателю

  1. Проверяйте мощность, а не только объем двигателя.
  2. Чтобы сохранить льготу — держитесь до 160 л.с.
  3. Планируйте рост цен с 1 января 2026, новые поставки почти всегда уже с повышенными ставками.
2
3 комментария