[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u043a\u0430\u043d\u0434\u0430\u043b"], "comments": 66, "likes": 32, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26671" }
Никита Евдокимов
21 679

Спонсоры обвинили белорусского организатора конкурсов в Instagram в мошенничестве на пять миллионов рублей

Его соучастником называют популярного белорусского блогера Влада Бумагу.

Поделиться

В избранное

В избранном

Владислав Коношенко (слева) и блогер Влад Бумага. Кадр из видео «1000000 картошек фри дома»

5 сентября 2017 года тревел-блогер Никита Чернов опубликовал видео, в котором рассказал о своем опыте сотрудничества с организатором giveaway-конкурсов в Instagram Владиславом Коношенко и блогером Владом Бумагой.

Он рассказал, что Коношенко обещал в августе провести за деньги розыгрыш призов в Instagram и привести на его аккаунт 200 тысяч подписчиков. За это Чернов заплатил ему 150 тысяч рублей.

Однако Коношенко не справился с работой и пропал, добавив его в «черный список» в соцсетях и мессенджерах. Бумага, на которого подписано 1,9 млн человек в YouTube и 775 тысяч в Instagram, был «лицом» конкурса и гарантом качества.

По словам Чернова, жертвами Коношенко стали 35 других спонсоров конкурса, которые потеряли в общей сложности около пяти миллионов рублей. «Давайте попробуем разобраться еще раз. Берется известный видеоблогер, под его брендом команда собирает бабло, проваливает проект, обещает вернуть деньги и сваливает», — рассказал в видео Чернов.

Редакция vc.ru пообщалась с участниками конфликта.

Как проходит giveaway в Instagram

Причиной спора стал конкурс giveaway или «гив», как его называют SMM-специалисты. С его помощью спонсоры (люди и компании) могут увеличить количество своих подписчиков за счет подписчиков популярных блогеров.

Организатор создает в Instagram страницу конкурса и заключает соглашения с узнаваемыми лицами, на каналы которых подписаны от 200 тысяч человек. Их задача — призвать свою аудиторию принять участие в розыгрыше.

Чтобы выиграть приз, рядовым пользователям необходимо подписаться на страницу конкурса, а также на аккаунты, которые находятся во вкладке «Подписки». Это и есть спонсоры: они платят организаторам за трафик. Участие позволяет каждому из них за неделю конкурса привлечь 10-30 тысяч новых подписчиков.

Пример страницы для giveaway

Стоимость участия составляет 20-30 тысяч рублей в зависимости от бюджета конкурса. Спонсорами становятся SMM-агентства, которые продвигают аккаунты клиентов, или начинающие блогеры.

Блогеры с аудиторией более миллиона подписчиков, соглашаются на рекламу конкурса в обмен на вознаграждение. Например, промо-публикация в Instagram-аккаунте Амирана Сардарова («Дневник Хача») стоит 500 тысяч рублей, в аккаунте ведущей Ольги Бузовой — 600 тысяч рублей.

Задача организатора конкурса — спланировать бюджет. Как правило, он находит 30-60 спонсоров. Получив деньги, он передает их блогерам и обговаривает с ними формат рекламы — это может быть видео или фото со ссылкой на конкурс.

Популярные блогеры служат лицом конкурса. Для дополнительного охвата организатор может разместить их видео в тематических аккаунтах сообществ. Это стоит дешевле, чем реклама у медийных лиц — от 600 рублей для аккаунта с аудиторией более 100 тысяч подписчиков.

Пример рекламного видео

Во время конкурса рекламные публикации появляются каждый день — в аккаунтах сообществ или у блогеров. Частота зависит от контент-стратегии организатора. Когда конкурс завершается, организатор с помощью генератора случайных чисел определяет победителя.

Обязательное условие — пользователь должен быть подписан на аккаунт розыгрыша, а также на все аккаунты во вкладке «подписки». В противном случае приз получает другой участник.

Многие пользователи подписываются на спонсоров только ради приза. Поэтому по окончании конкурса происходит массовый отток аудитории.

Алексей Ткачук SMM-директор белорусского агентства Getbob и создатель блога о продвижении DNative

После конкурса всегда идёт очень активная отписка от аккаунтов спонсоров, их это убивает. Да, они часто окупаются и приносят прибыль, но дальше из-за резкого оттока аудитории алгоритмы Instagram режут органический охват аккаунта до 10%, и это ещё если повезёт.

Десятки пострадавших писали мне с просьбой помочь восстановить активность и охват, но это все очень сложно, долго и не гарантирует результат. Поэтому использовать в конкурсах свой основной аккаунт — это самоубийство.

График изменения количества подписчиков после начала и завершения конкурса

Новая модель «гива»

Ткачук выступает против giveaway-конкурсов из-за их спорной эффективности и несоответствия правилам Instagram, поскольку они «не поддерживают осмысленное и подлинное взаимодействие» аудитории соцсети.

В июле 2017 года он опубликовал интервью с одним из организаторов giveaway-конкурсов Владом Коношенко, в котором тот рассказал, что отказался от оригинальной модели проведения розыгрышей и придумал свою. Он назвал её «премиальной»: если раньше конкурсы рекламировали один-два крупных блогера, то Коношенко решил привлечь 35 блогеров поменьше и всего шесть спонсоров.

Влад Коношенко организатор розыгрышей в Instagram

​Суммарная аудитория нашего следующего гива превышает значение в 20 млн человек. Кстати, спонсоров будет всего лишь шесть. Думаю, так мы сможем выжать максимум из этого конкурса.

Дополнительная фишка — все размещения будут в формате видео: нам кажется, что к таким постам будет больше доверия у аудитории. Для блогеров это отличный вариант обменяться аудиторией, а спонсоры получают доступ просто к огромнейшей аудитории, которая не успела устать от постоянной халявы. Прогнозируем прирост от 100 тысяч человек, но надеемся на большее.

Коношенко планировал провести конкурс с 24 по 28 июля.

Владислав Коношенко (Конош)

Чернов участвует в конкурсе

Прочитав описание модели в интервью Коношенко, Чернов вспомнил о том, что его знакомая хочет продвинуть свой аккаунт: «Обычно организаторы конкурсов обещали 10-20 тысяч подписчиков. А эти ребята заявили, что приведут 100 тысяч человек».

Он предложил знакомой попробовать, но поскольку у неё не было опыта, она попросила Чернова взять ситуацию в свои руки. Коношенко оценил стоимость участия в 150 тысяч рублей, но снизил цену сперва до 120 тысяч рублей, а потом до 100 тысяч рублей. Чернов договорился, что переведет 80 тысяч сразу, а оставшуюся часть суммы — по завершении конкурса. Деньги он получил от знакомой.

За время проведения конкурса на страницу, которую продвигал Чернов, подписалось 83 тысячи человек. Это было меньше, чем обещал Коношенко, но организация розыгрыша ему понравилась, и он не стал возмущаться: «Была понятная рекламная кампания и утвержденный список блогеров. Они понимали, кто, что и во сколько публикует. Все было супер».

Никита Чернов

Результат мог быть связан с тем, что финальное количество блогеров оказалось меньше заявленного — в списке, который Коношенко отправлял спонсорам накануне розыгрыша, было 25 фамилий вместо 35. Среди участвовавших — белорусские видеоблогеры Ильдар Хабибуллин (Приятный) и Влад Бумага, а также Диана Шурыгина.

У Хабибуллина — 1,3 млн подписчиков на YouTube и 193 тысячи в Instagram. У Бумаги — 1,9 млн на YouTube и 770 тысяч в Instagram. У Шурыгиной — 564 тысячи в Instagram.

«В Белоруссии два крупных блогера — я и Влад. Я давно его знаю. Он мне позвонил и предложил принять участие в гиве. Я очень скептически отношусь к таким конкурсам, поэтому сперва отказался», — рассказывает Хабибуллин.

В конце концов, блогер уговорил его поучаствовать. Не последнюю роль в принятии решения сыграла возможность привлечь новых подписчиков, продолжает Хабибуллин: «[Бумага] сказал, что там 30 крутых блогеров будет, максимальный охват — 20 миллионов человек. Я подумал: "Я же не дебил отказываться"».

От Хабибуллина требовалось записать рекламный ролик для конкурса. Он согласился появиться в кадре только вместе с Бумагой, чтобы «переложить на него часть ответственности».

На запись промовидео Бумага приехал вместе с Коношенко. Хабибуллин предположил, что это его менеджер и администратор Telegram-канала. Он ему не понравился: «Мутный тип. Мне ребята потом скидывали сообщения, что он кому-то деньги должен. Ты смотришь человеку в лицо и понимаешь, что что-то неладное происходит».

Он удивился, что организацией розыгрыша в Instagram будет заниматься Коношенко, но отказываться от записи ролика не стал.

Промовидео Хабибуллина и Бумаги

По словам Хабибуллина, он вышел из розыгрыша почти сразу после начала конкурса из-за того, что ему не понравилась организация: накануне старта Коношенко сказал блогерам, что в графе «Подписки» конкурсной страницы будет всего 30 аккаунтов, но их количество постоянно менялось.

Ильдар Хабибуллин блогер

​Он ничего не отвечал. Была максимальная дезорганизованность. Мы ему: «Ты говорил, что будет 30 человек, почему аккаунт конкурса подписан на 32 человека?» А он: «Ой, у меня что-то Instagram лагает. Можешь отписать кого-нибудь?» И дает мне логин и пароль от конкурсной страницы, а я не понимаю, кого удалять.

Предположу, как он действовал — взял больше спонсоров, чем собирался. Потом с каждого взял тысяч по сто рублей и по очереди каждые 10 минут менял их, чтобы больше денег заработать.

Мне кажется, что все это должен блогер организовывать — собрать корешей и сделать конкурс. А тут какой-то левый чувак врывается и все. Я начал участвовать только из-за Влада Бумаги, потому что думал, что это он делает конкурс.

По словам Хабибуллина, блогеры рекламировали конкурс бесплатно и обменивались друг с другом аудиторией. Стоимость участия для спонсоров он оценил в 100-120 тысяч рублей. Он больше не принимал участия в розыгрышах Коношенко.

Коношенко затрудняется назвать точное количество спонсоров. С его слов, в конкурсе было «от четырех до шести» платящих участников. Если первоначально он предлагал Чернову заплатить 150 тысяч рублей, а затем снизил ценник до 100 тысяч рублей, то общая выручка организатора могла составить от 400 до 900 тысяч рублей.

Чернов теряет деньги

29 июля, спустя сутки после завершения конкурса, Коношенко написал Чернову, что вместе с партнером открыл продажу спонсорских мест в очередном розыгрыше, который состоится с 14 по 24 августа. Как раз о нем Чернов рассказывал в видео.

​На этот раз тревел-блогер решил поучаствовать от своего имени. Коношенко пообещал, что приведет в его блог 200 тысяч подписчиков за 180 тысяч рублей.

Поскольку Чернов участвовал в первом гиве и недополучил аудиторию, ему сделали скидку в 20 тысяч рублей. Кроме того, ему удалось «скинуть» еще 10 тысяч рублей благодаря тому, что он оперативно перевел часть суммы и помог Коношенко «хорошо провести субботу».

Обсуждая сделку, Чернов поинтересовался, что будет в том случае, если к нему придет меньше 200 тысяч подписчиков. Коношенко заверил, что этого не произойдет, потому что он планирует купить рекламу в 50 Instagram-сообществах, привлечь 40 блогеров и настроить таргетирование рекламы.

Также Чернов спросил, что будет в том случае, если количество отписок превысит 5%. Коношенко ответил, что «расцелует ему ноги, привезет фуру арбузов» и вернет «столько процентов от стоимости, сколько [людей] отпишется».

С 29 июля по 1 августа Чернов перевел требуемую сумму (копии квитанций есть в распоряжении vc.ru). Заключать договор он отказался, потому что не верил в его ценность в интернете и полагался на негласные нормы, принятые среди SMM-специалистов.

Также как и Хабибуллин, Чернов думал, что Бумага — один из соорганизаторов конкурса. При обсуждении Коношенко упоминал, что у него есть партнер, затем — прислал фотографию Бумаги с комментарием «Работаем».

За две недели до начала розыгрыша Чернов так и не получил финальный список блогеров, которые будут рекламировать конкурс. «Либо они это сделали осознанно, либо случайно — не смогли договориться с людьми. Были просто обещания: "Мы подключили кучу людей, кучу блогеров-миллионников". Но когда гив стартовал, все пошло не так», — рассказывает он.

По данным Чернова, за двое суток до начала розыгрыша на его Instagram было подписано 28 тысяч человек. Но после конкурса его аудитория увеличилась на 64 тысячи человек вместо обещанных 200 тысяч, а спустя 10 дней после завершения от него отписалось 22 тысячи человек. Статистика аккаунта в период с 14 августа по 3 сентября есть в распоряжении редакции.

Количество новых подписчиков оказалось меньше, чем обещал Коношенко, на 134 тысячи, а количество отписок — больше на 18%. Чернов решил рассчитать планируемую стоимость привлечения подписчика. Для этого он разделил 150 тысяч рублей на 200 тысяч человек. Получилось, что один подписчик должен был стоить ему 0,75 рублей.

Он привлек 64 тысячи человек, то есть потратил почти 49 тысяч рублей. Чернов попросил Коношенко вернуть ему разницу — чуть больше 100 тысяч рублей. Коношенко признал, что розыгрыш был неудачным, но удивился, что Чернов требует деньги назад.

Никита Чернов

​Мир организаторов giveaway очень маленький и круглый. Гив может не состояться по разным причинам. Поэтому у организаторов есть правило — либо они проводят следующий гив бесплатно, чтобы не портить свою репутацию, либо возвращают часть денег. Почему? Потому что подписчики важнее.

21 августа конкурсная страница розыгрыша была удалена. По мнению Чернова, Коношенко сделал это сознательно, потому что конкурс шел неудачно, и он хотел замести следы. Также рекламные видео пропали из аккаунтов блогеров. По словам Коношенко, страницу заблокировала администрация соцсети.

22 августа Чернов напомнил Коношенко о возврате денег, но организатор отвечает, что ему 20 лет, и он не достиг того возраста, когда может самостоятельно совершать международные переводы. Поэтому он пошел в банк вместе с мамой, но пришел слишком поздно и платежный агент уже ушел. Он пообещал, что деньги поступят через 72 часа (25-26 августа), но пропал. ​

Как Коношенко ведет дела

Редакция vc.ru связалась с другими людьми, которые требуют от Коношенко возврата денег. Одна из них — девушка по имени Ольга Хармс. По ее словам, организатор конкурсов должен ей и еще десяти спонсорам от 28 до 34 тысяч рублей. Всего — около 400 тысяч рублей.

О Коношенко она узнала 6 июня благодаря публикации в сообществе «SMMщики» во «ВКонтакте»: он рассказывал о своем неудачном опыте участия в розыгрыше организаторов конкурсов Тимура Калимулина и Александра Соколовского.

К публикации стали оставлять комментарии другие спонсоры розыгрыша, включая Хармс. Чтобы их скоординировать, Коношенко создал в Telegram чат. Он сообщил им, что объединился с другим организатором по имени Данила Богач и собирается устроить свой собственный розыгрыш.

​Хармс заинтересовалась: она работала в SMM-агентстве и хотела продвинуть аккаунт клиента. Она поинтересовалась у Коношенко, хватит ли у него опыта для этой задачи. Он рассказал, что это его первый самостоятельный конкурс, но ситуация с Соколовским его «многому научила». Также он отметил, что занимается SMM более 7 лет.

​​Я, наверное, единственный организатор, который перечитал условия Instagram по поводу конкурсов, поэтому наш соответствует всем правилам, и заблокировать его невозможно. Никто его не заблокирует и никогда — таких проблем у нас не будет.

из переписки Ольги Хармс и Влада Коношенко

В конкурсе должны были принять участие шесть известных блогеров — Ида Галич, Ольга Кузьмина, Никита Старушко, Наталья Зубарева, Анна Левадная и Амиран Сардаров. Впоследствии некоторые из них отказались от участия по разным причинам. Например, Ольгу Кузьмину заменили на Елену Сажину («Яркая Блондинка»). Суммарная аудитория их подписчиков — более 6 млн человек.

Наталья Зубарева приглашает подписчиков принять участие в конкурсе Богача и Коношенко

За 28,7 тысяч рублей организаторы обещали привлечь 25 тысяч новых подписчиков для 40-45 спонсоров, а в противном случае — вернуть деньги. Они планировали разыграть пять iPhone 7. За три дня до начала конкурса стоимость участия выросла до 34,4 тысяч рублей.

Хармс и ее клиента устроили такие условия. 30 июня они перевели Коношенко 29,8 тысяч рублей — на 1,1 тысячу рублей больше. Организатор обратил внимание на ошибку: «Давайте мне ваш "Яндекс.Кошелек", я верну вам разницу обратно. Видите как хорошо, что у честных людей покупаете конкурс: так бы вам уже давно сказали: "Все хорошо, принято" и оставили бы себе лишнее».

Через четыре дня, когда начался конкурс, он перестал выходить на связь со своим партнером Данилом Богачем и похитил деньги своих спонсоров — около 400 тысяч рублей. Об этом Богач сообщил в Telegram-канале для спонсоров.

Хармс узнала, что каждый из организаторов искал спонсоров самостоятельно, а перед стартом они планировали объединить списки и вскладчину купить рекламу у блогеров.

​​Мы обсудили детали и распределили обязанности (основная задача Влада заключалась в поиске и оплате блогеров). Сначала все шло хорошо, но как только он получил деньги для оплаты, начали происходить странные вещи.

За день до гива я пытался уточнить у него детали предстоящего мероприятия, а так же получить подтверждение его оплат. За весь день он отправил мне несколько сообщений без какой-либо конкретики.

В день старта Владислав пропал окончательно, начался полнейший игнор меня во всех соцсетях. Сегодня с утра я почему-то везде в чёрном списке. Человек полностью неадекватен, на контакт не идёт.

Мне пришлось самому искать контакты блогеров, с которыми он «общался». Как выяснилось, никакие даты он не бронировал, никаких денег не переводил.

— из сообщения Данилы Богача

В письме организатор опубликовал скриншоты переписки, а также домашний адрес Коношенко и его контакты, предложив обманутым спонсорам добиваться возврата средств самостоятельно.

В результате Богач провел розыгрыш только для своих подписчиков, но его результаты оказались предсказуемо ниже. В Telegram-канале, посвященном его розыгрышу, спонсоры периодически публиковали новости из другого лагеря — канала, где Коношенко собирал аудиторию для своего конкурса. Сейчас он удален.

Например, они обратили внимание на то, что организатор удаляет тех, кто требует вернуть деньги. Также спонсоры Богача сообщили, что Коношенко якобы вернул деньги трем спонсорам из одиннадцати.

В разговоре с vc.ru Коношенко сперва сообщил, что решил вопросы со всеми своими спонсорами. Позднее он заметил, что не принимал участие в организации этого конкурса.

Хармс пыталась выйти на связь с Коношенко. 12 июля он прислал ей аудиосообщение: «Вы мне ответьте, вы можете ждать два дня или не можете? Чтобы я точно понимал, как срочно мне нужно [деньги] находить». Через два для деньги не пришли, Хармс регулярно писала ему в Telegram, но он не отвечал.

По словам Хармс, Коношенко писал в чате, что вернет спонсорам средства, когда проведет следующий конкурс — в котором участвовал Чернов с аккаунтом своей подруги. Однако Хармс до сих пор не получила денег — 11 августа Коношенко добавил ее в черный список во всех соцсетях и мессенджера и больше не выходил на связь.

Чернов собирает союзников

После того, как 23 августа Коношенко перестал отвечать на сообщения, Чернов решил написать его маме, чтобы узнать, действительно ли она ходила вместе с ним в банк. Он нашел ее среди друзей Коношенко во «ВКонтакте».

24 августа Марина Коношенко ответила, что ее сыну заблокировали конкурсный аккаунт, он решает эту проблему, чтобы закончить розыгрыш. Она не сказала, действительно ли была с ним в банке, но подтвердила, что он «вернет деньги согласно договору». Когда именно это произойдет — Коношенко не уточнила.

Вечером она написала, что Коношенко выслал деньги и они придут еще через 72 часа. Каким именно способом он это сделал — она не сообщила. После этого он неоднократно писал ей, но Коношенко сперва игнорировала его сообщения, а потом внесла его в черный список.

25 августа Коношенко ответил Чернову в WhatsApp и подтвердил, что деньги были отправлены несколько дней назад, и они уже должны скоро прийти, нужно «просто дождаться».

Вечером деньги так и не пришли, и Чернов пригрозил обратиться в полицию. «В Минске я себя комфортно чувствую, угрожать мне бессмысленно. <…> Мне ***** на самом деле», — ответил Коношенко.

Ранее Коношенко говорил Чернову, что хранит деньги наличными в валюте. Чернов предложил организатору передать их своему знакомому, тот согласился. Тогда спонсор связался с основателем DNative Алексеем Ткачуком. Как и Коношенко, он живет в Минске.

Чернов объяснил ему ситуацию и Ткачук согласился выступить посредником, но встреча так и не состоялась — организатор конкурсов сообщил, что работает, и не может найти время, чтобы передать деньги.

Позже он уточнил, что перевел $1000 и попросил сообщить, какая именно сумма придет Чернову, чтобы отправить оставшееся. Чернов изучил данные по отпискам и напомнил, что раз количество превысило 5%, то он ждет компенсацию и за отписавшуюся аудиторию.

Коношенко ответил, что ничего не помнит про такие договоренности. «Разве мы договаривались на возврат эквивалентный отписке? В чем тогда вообще смысл? Что-то я не помню, чтобы говорил, что возмещу за тех, кто отпишется. В чем тогда смысл гива? Там в любом случае будет отписка».

Чернов и Коношенко обсуждают порядок возмещения за отписавшихся пользователей

Взять средства у родственников он не мог по семейным обстоятельствам. Чернов экономил деньги, кроме того, он заболел, и ему требовались лекарства. Он писал об этом Коношенко и просил войти в положение.

26 августа Чернов получил перевод. Вместо $1000 Коношенко прислал ему 3 тысячи рублей. Он пояснил, что денег на карте у него нет, но он занимается организацией следующего конкурса, и как только получит деньги от очередного спонсора — сразу переведет их Чернову.

В этот момент Чернов понял, что деньги ему, скорее всего, не вернут. Он стал искать союзников — спонсоров последнего конкурса, а также других людей, которые могли пострадать от Коношенко, чтобы объединиться, попробовать вернуть деньги сообща, а если не получится — обратить внимание аудитории на опасность сотрудничества с Коношенко.

Никита Чернов

​Я до последнего не хотел поднимать шума, но мне хочется предупредить других людей, которые могут оказаться в такой же ситуации. [Организаторы] просто гребут бабки лопатой и не несут никакой ответственности — просто кидают людей на деньги по-всякому. Я не знал как действовать в этой ситуации.

Положа руку на сердце, я никогда не попадал в такую сложную и стрессовую ситуацию.​

Историю Чернова опубликовал Алексей Ткачук из DNative, а также сооснователь сообщества «SMMщики» Сергей Пантелеев. По словам Чернова, при подготовке к конкурсу Коношенко не стал создавать чат для спонсоров, хотя это обычная практика. Это осложняло ему поиски недовольных.

Он нашел несколько человек — это были подростки из богатых семей, которые хотели сделать свои аккаунты в Instagram популярнее. По словам Чернова, им было все равно, сколько тратить на привлечение подписчиков: «Они сказали мне: "Чего ты паришься? Все было круто. Ну, отписались некоторые, подумаешь"», — рассказывает он. Однако ему удалось связаться с сотрудницей SMM-агентства Slog Аленой Харченко.

Харченко колебалась, стоит ли принимать участие в конкурсе. У нее вызывал подозрение возраст Коношенко и его обещания — привести от 180 тысяч подписчиков за неделю за 180 тысяч рублей.

Она решила перестраховаться — попросила его прислать контакты спонсоров, которые уже участвовали в его конкурсах. Они дали хорошие рекомендации. Также она стала искать информацию о нем во «ВКонтакте» и в интернете. Ей не удалось найти ничего отталкивающего.

Она посовещавшись с клиентом и предложила Коношенко сперва заключить договор. Организатор согласился — копия договора есть в распоряжении редакции vc.ru.

Вместо расчетного счета Коношенко прислал адрес кошелька «Яндекс.Деньги». У Харченко возникла проблема с отправкой суммы, и она попросила прислать реквизиты карты «Сбербанка». Коношенко сказал, что счета в этом банке у него нет, но есть у его знакомого. Им оказался Влад Бумага.

Харченко и ее клиента смущало, что в договоре указан один человек, а деньги нужно отправить другому. Коношенко торопил их перевести сумму — якобы ему нужно срочно расплатиться с блогерами.

По словам Коношенко, он потратил деньги на покупку рекламы. Где именно — он не сообщил. 3 августа Харченко отправила 180 тысяч на карту Бумаге (копия квитанции есть в распоряжении редакции vc.ru).

Фото карты Влада Бумаги, на которую Коношенко попросил перевести деньги

По мнению Харченко, Бумага мог быть одним из организаторов, однако утверждать наверняка она не берется: «Мы скидывали деньги ему на карту, значит, в этих вещах он помогал Коношенко. Но, кстати, Коношенко его нигде не упоминал и говорил, что организует все сам. Я до последнего не знала, что они связаны».

Бумага отрицает свою причастность к организации конкурсов и называет себя рядовым участником. По словам Коношенко, из всех его знакомых карта российского банка была только у Бумаги, поэтому он помогал ему принимать платежи.

В разговоре с vc.ru Коношенко отметил, что у него есть собственное юридическое лицо, но денежный перевод из России в Белоруссию занимает от недели до двух, а ему требовалось получить деньги до начала конкурса. Харченко переводила деньги за 11 дней до старта розыгрыша.

Назвать регистрационный номер для проверки по Единому государственному реестру юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Коношенко отказался. Сперва он назвал юридический адрес, который совпал с адресом рекламного агентства Pingvin. Позже признал, в этой компании он — «никто», это юрлицо его друга, но все переводы принимаются «с учетом налогов». Агентство Slog заключало договор с Коношенко как с частным лицом.

По словам Харченко, после этого Коношенко перестал выходить на связь. Когда начался конкурс и она увидела, что прирост подписчиков ниже планируемого, Харченко стала искать другие способы связаться с Коношенко. Она нашла его в WhatsApp.

«Он мне сказал, что уехал по делам в Прибалтику и не может отвечать из-за плохого интернета. Меня это удивило — у него идет конкурс, а он сидит в Прибалтике без интернета», — рассказывает она.

​ Он появился только под конец гива, когда я стала заваливать его везде сообщениями и спрашивать: «Вы думаете, что все в порядке и проходит нормально?»

По условия договора Коношенко был обязан привести от 180 тысяч подписчиков, а количество отписок за месяц не должно превысить 5%. Однако 21 августа, когда конкурсная страница оказалась удалена или заблокирована, на аккаунт Харченко подписалось всего 63 тысячи человек. А к 20 сентябрю 31 тысяча отписалась.

Она также стала искать других спонсоров, чтобы узнать их мнение о розыгрыше. Она обнаружила, что все платили разные суммы — например, 20-летний «блогер из Барвихи» сказал ей, что он заплатил 70 тысяч рублей, и результаты его устраивают.

​В конце августа Харченко поинтересовалась у Коношенко, когда он планирует вернуть деньги. Организатор предложил добрать недостающую аудиторию на следующем конкурсе, который он запланировал на 11 сентября.

Харченко и ее клиент согласились. Коношенко предупредил, что состав блогеров изменится, а после просьбы прислать финальный список снова пропал, рассказывает менеджер проектов Slog. По ее мнению, это могло быть связано с тем, что Чернов начал привлекать к неудавшемуся конкурсу внимание SMM-специалистов и лидеров мнений, а Коношенко предпочел «залечь на дно».

5 сентября Чернов опубликовал «разоблачающее» видео о Бумаге и Коношенко на YouTube. После этого на ситуацию обратило внимание белорусское издание «Наша Нива». Оно обратилось за комментариями к Бумаге и Коношенко, а после организатор заблокировал Чернова во всех социальных сетях.

В разговоре с vc.ru он сообщил, что предупреждал Чернова о том, что если увидит «хоть одно сообщение с жалобой [на конкурс, то] никаких возвратов ему не видать». «Сообщения увидел — отозвал платёж и все на этом», — рассказывает Коношенко.

Владислав Коношенко

​Я сразу пошел навстречу Никите [Чернову], у него была тяжелая жизненная ситуация в жизни, я решил ему помочь. Но он начал мне угрожать, потому что я тянул с переводом денег, которые были заработаны мною по праву, к которым он больше никакого отношения не имеет. После того, как он начал кидать мне угрозы, денег я переводить ему не стану.

Договоренности о 200 тысячах подписчиков — это устные договоренности. Я предлагал ему оформить договор, в котором было бы прописано количество прихода, количество отписки. Все согласились — в договоре прописан приход 120 тысяч подписчиков и отписка не более 30%, по факту так и оказалось.

По словам Коношенко, он публично объявлял о блокировке страницы конкурса и проводил розыгрыш призов. Однако в комментариях к его фотографиям в Instagram недовольные участники утверждают обратное.

В отличие от Чернова, Харченко сохранила контакт с Коношенко. 11 сентября он написал ей о том, что конкурс переносится на 18 сентября: якобы он не хочет проводить его в день траура по жертвам терактов 2001 года. Харченко договорилась с руководителем и клиентом, что если конкурс сорвется и в этот раз, то агентство даст организатору три дня на возврат денег, а после — будет требовать возврата через суд.

«Он постоянно оправдывается, а как только мы начинаем серьезный разговор, он либо уходит от ответа, либо пропадает. Это очень странно — я его клиент, а он даже не может сказать, будет ли конкурс, и если будет, то какие блогеры примут участие. Я же тоже должна отчитываться перед клиентом», — рассказывает Харченко. 18 сентября конкурс так и не начался, и агентство Slog собирает документы для обращения в правоохранительные органы.

По мнению Чернова, в розыгрыше было 35 спонсоров. Коношенко отрицает это: с его слов в каждом конкурсе было «от четырех до шести» спонсоров, а все остальные — блогеры.

Редакции vc.ru не удалось найти других спонсоров августовского розыгрыша кроме Чернова и Харченко. Достоверно известно, что по итогам трех конкурсов Коношенко остался должен чуть больше 300 тысяч рублей трем спонсорам — Чернову, Харченко и Хармс.

Редакция vc.ru просит всех спонсоров, которые могли пострадать от действий Владислава Коношенко, прислать свою историю, копии банковских переводов и договоров по адресу nikita@vc.ru.

#скандал

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Команда калифорнийского проекта
оказалась нейронной сетью
Подписаться на push-уведомления