Создаем востребованный продукт

Лекция основательницы сервиса по доставке продуктовых наборов Elementaree Ольги Зиновьевой.

Ольга Зиновьева
Ольга Зиновьева

Третья лекция школы стартапов Russol посвящена созданию своего проекта: от старта и формирования команды до совершенствования и удержания продукта на рынке на примере сервиса Elementaree.

Видеозапись лекции

Создание проекта необходимо начинать с определения типа продукта, который вы хотите создать. Именно с него мы начинали Elementaree. Все продукты можно поделить на три типа: революционный, эволюционный и существующий масс-маркет.

Elementaree относятся к революционному продукту. Революционный продукт меняет существующую, отработанную в головах людей систему поведения, которая чаще всего требует выполнения действий рутинного характера. Мы хотели сделать сервис, который подбирает индивидуальное меню вместо стандартного похода в магазин за продуктами и часовыми готовками у плиты.

Второй вид продукта — эволюционный. Он должен быть лучше по заданным параметрам на уже существующем рынке и совершенствовать его. То есть, вы видите нишу, которая сейчас плохо освоена, — и рвётесь туда. Например, в России до сих пор нет достойной сети локальных магазинов у дома. Есть Stopexpress (аналог американского «7-Eleven»), «Азбука вкуса» начинает развиваться в этом направлении с её проектом «Азбука daily», но пока этого недостаточно.

Масс-маркет — это продукт, который вы создаёте по аналогии с уже существующим у конкурента. Например, вы считаете, что «Азбука» работает плохо. И создаёте свой магазин, абсолютно идентичный ей, но с другим названием, и думаете, что ваш будет работать лучше.

Почему важно понимать, что за продукт вы делаете? Потому что все остальные решения с точки зрения MVP (минимальный работоспособный продукт) этого проекта, модели его финансирования — всё будет зависеть от классификатора.

Например, если вы делаете революционный продукт, то вам придётся искать тех людей, которые поверят, что ваш проект будет расти и приносить прибыль. Это может оправдать риски, которые берут на себя инвесторы на старте, когда им говорят: «Слушайте, ну вот мы хотим сделать такую штуку — её, в принципе, нет, мы пока не знаем, как это будет работать, но думаем, что хорошо».

С эволюционными продуктами существует другая форма финансирования. Это уже скорее про таких хороших стратегов или частных инвесторов, которые интересуются темой.

С продуктами масс-маркета сейчас становится всё тяжелее и тяжелее. Скорее это ниша для малого и среднего бизнеса и бизнеса, где происходит заёмное финансирование с банками.

Итак, после того, как вы чётко определили вид продукта, необходимо понять, в чём ваш MVP. То есть, что будет минимальной версией вашего продукта. Эту версию нужно продавать. На основе этой торговли вы сможете сделать выводы.

И здесь подпункт: нужно понять проблему, которую вы решаете. В какой-то момент кажется, что всё понятно: «Мы хотим накормить людей. Что тут вообще объяснять?». Но это не так. Необходимо зафиксировать гипотезы на проверку.

Например, мы начали с модели ужинов по подписке. Гипотеза, которая лежала в основе: практически основной или единственный приём пищи, который нужен людям дома, — это ужин. Мы понимали, что клиенты хотят ресторанных блюд и готовы за них заплатить.

Также мы определили ценовую категорию: средняя и выше среднего уровня. Мы думали, что подобная модель избавит наших клиентов от походов в супермаркет. Соответственно, потом можно сделать вывод, правда это или нет.

После того, как вы сформулируете гипотезы и проблему, можно задумываться о том, как же будет выглядеть MVP.

На этом этапе очень просто сделать ошибки и потратить время и деньги на то, что к этим гипотезам не относится. Например, можете сделать красивый сайт или нанять контент-редактора, который напишет вам удивительные статьи. Если это не относится к тому, что вы хотите проверить прежде всего, на первом этапе вам это вряд ли нужно.

Сначала вы должны четко понять проблему, сопоставить её с теми особенностями продукта, которые должны эту проблему решить. Записать их и понять, как вы будете замерять нужные показатели.

Заранее очень важно определить, как и какими инструментами вы будете измерять аудиторию: что за пользователи к вам пришли, сколько их было, откуда они. То есть всё, что связано со стандартным онлайн-маркетингом и привлечением, но в то же время и с установленными гипотезами.

Вам нужно будет много общаться с аудиторией: либо разговаривать с клиентами лично, либо через опросы. Это поможет определить, какая из гипотез работает.

История изменения продукта Elementaree — переход от ужинов по подписке к правильной еде и различным видам диет на полный день. Мы искали в продукте те сегменты, которые обеспечивают наибольшую «возвращаемостью» клиентов.

Важным шагом в развитии нашего проекта стала персонализация: каждому клиенту мы доставляем уникальное меню. Соответственно, под это необходимо разработать систему компьютерного обеспечения, специальный способ сборки заказов, поменять практически всю внутреннюю начинку компании.

Эту гипотезу мы вытащили исходя из данных, оставленных людьми во время опросов и звонков. Мы выявили, что основная причина невозвращения клиентов заключается в том, что их не устраивает что-то конкретное в меню. Покупатели хотят, чтобы компания учитывала все их личные особенности и предпочтения в еде. Но если сервис не принимает это во внимание — человек не становится постоянным клиентом.

Взяв эту гипотезу, мы де-факто вложили сотни тысяч долларов, чтобы она отработала. Когда запустили первые персональные заказы, возвращаемость выросла в 2,5-3 раза по разным параметрам. Этот результат невозможен, если просто ориентироваться на рынок.

Следующий важный вопрос при создании продукта — команда. Вам необходимы сильные игроки. Те, кто смогут добиться результата лучше, чем остальные 90%. Именно с такой командой вы сможете подтвердить свои гипотезы.

Вы должны выделить максимум двух ключевых сотрудника. Их стоит отбирать по сложной процедуре. Также необходимо написать «скор-карт» (конкретные цели, которые вы ожидаете от этих сотрудников в определённый срок).

Отбор команды ведётся по сценарию, в котором прописаны все желаемые от кандидатов результаты, их компетенции. Интервью проводится в два этапа.

Первый этап: быстрое отсеивание кандидатов. Это можно сделать по телефону, задав пять вопросов про профессиональную жизнь человека, его успехи, планы. Так вы поймёте, насколько кандидат подходит с точки зрения его амбиций и потенциала.

Во второй этап входит длинное полуторачасовое интервью: больше узнаёте про опыт, рассматриваете каждую строчку в его резюме. Ретроспективно: с самого старого к самому новому, пытаясь выявить, обладает ли кандидат необходимыми компетенциями, и будет ли он себя вести в определённых ситуациях так, как вы хотите.

На первых этапах в Elementaree большинство сотрудников выполняли смежные функции. То, что сейчас выполняют десять разных людей, в какой-то момент выполнялось одним. Это нормально. Готовность первых сотрудников брать на себя очень много не связанных задач заслуживает уважения. Если тебя берут в команду на первых этапах, то будь готов к этому. Команде нужны те работники, которые на всё скажут: «Вперед, побежали!».

После формирования команды необходимо сделать план на запуск. Чем выше скорость, тем больше она становится ключевым фактором. Мир быстро меняется, и конкуренты тоже не спят. Поэтому если вы что-то не делаете сегодня, это делает кто-то другой. Возможно, в этом же прекрасном цехе, где-нибудь в другой комнате.

Допустим, случился запуск, клиенты пошли, что делать дальше? Дальше нужно сделать выводы по гипотезам исходя из поступивших данных.

Но не стоит забывать, что может быть очень много разных мнений не потому что люди плохие или они чего-то другого хотят, а потому, что все мы —субъективны, поэтому нужно верить цифрам.

Итак, вы запустились, посмотрели на цифры. В этот момент необходим самый важный навык — уметь отпускать свои собственные верования «эпохи до запуска». Потому что, скорее всего, вскроется, что вы всё поняли неправильно или половина из того, о чём вы думали, далеко от правды. Очень важно это признать не так: «Окей, давайте вольём больше денег в маркетинг», а так, чтобы быть готовым поменять свою стратегию. Потому что продукт — это прежде всего про бизнес-модель.

Никогда не говорите себе: «Ой, ну вот это я не поменяю никогда, потому что меня так учили и вообще в комсомоле говорили». Такого не должно быть. Чтобы этого избежать — нужно перестать быть собственником.

Все известные мне предприниматели — собственники. И я сама такая. Мы все держимся за то, что наша идея правильная, все остальные вообще ничего не понимают, и только мы сможем всех научить.

Главное — уметь отпускать: не работает, признал свою ошибку, поменял, пробуем дальше. Не факт, что получится со второго и третьего раза, но, как мы знаем по примеру Эдисона, с тысячного или с десятитысячного получится точно.

После того как вы забыли всё, во что верили, честно посмотрели на цифры, честно поняли, что и где нужно менять, запускается самоповторяющийся цикл.

На чуть более поздних стадиях, когда ваш механизм уже работает, важно не отходить от подхода с небольшими запусками, тестами и улучшением. Очень просто сказать: «Ну, хорошо. Вот сейчас мы продукт сделали, всё. Он как бы работает, давайте мы просто теперь отмасштабируемся и завоюем мир». А мне кажется, что это неэффективно.

Работа над продуктом должна быть постоянной и регулярной. Вы должны составить план гипотез, которые вы хотите протестировать. Потом —пробовать их.

Например, Elementaree в сентябре обновил сайт, где официально выпущена наша технология персонализации EE.Chef. Она подбирает меню на основании предпочтений клиента. Также мы расширили линейку: есть ужины, завтраки, перекусы, салаты, фрукты — что угодно. Тем не менее, мы останавливаемся на том, что уже создано: собираем обратную связь тех, кто идёт по траектории персонализированных заказов. Также мы составили план, по которому определяем, какие особенности ещё должны появиться, чтобы показатель «возращаемости» увеличивался.

Ещё одна важная вещь — каннибализация собственного продукта. Когда у нас была только правильная еда за семь тысяч рублей в неделю и пятиразовое питание, то все мне говорили: «Слушай, Оля, нельзя запускать дешёвый продукт, если ты его запустишь, все перестанут покупать это, станут покупать то, и вообще — будет кошмар, нельзя!».

Конечно, мы его запустили. Почему? Потому что очевидно, что существующая ниша доступной еды пустовала.

И что произошло в итоге? Мы анализировали: перешли ли клиенты с более дорогого продукта на дешевый. Да, очень многие клиенты его попробовали. Но очень немногие на нём остановились, потому что потребности к еде разные. Здесь так же, как с супермаркетами: кто-то ходит в «Азбуку вкуса», кто-то — в «Перекресток». Но это не говорит о том, что есть лучше или хуже. Люди разные, и каждый выбирает то, что подходит ему.

Ещё одна история про понимание себя на рынке: либо вы частично связаны с продуктом, либо вы инноватор, идущий впереди всех. Если второе, то вокруг созданного продукта нужно образовывать информационное поле, чтобы люди вас понимали. Нужно чётко транслировать те ценности, которые продукт несёт. У нас это пока средне получается, но зато получается вторая вещь — все нас копируют.

Так у нас было с «правильной едой»: через три месяца после нашей новинки у других компаний появились разного рода диеты. Потом мы сделали «доступную еду» — опять история повторилась. Однако это хорошо, потому что так конкуренты развивают рынок вместе с нами.

Мы заметили, что к нам начали обращаться покупатели, у которых есть специальные потребности в еде: диабетики, астматики, аллергики, люди с болезнями желудка и другие. У них есть длинный перечень продуктов, которые нельзя употреблять. Они с ужасом смотрят на него несколько дней, потом кто-то ждёт, когда болезнь сама пройдёт. Те, у кого уже точно само не пройдет, пытаются что-то делать, но это очень сложно и долго. Поэтому мы создали для них специализированные продукты — это тоже сработало.

Именно поэтому очень важно, чтобы в вашей системе был канал нестандартной обратной связи. Мы никогда не спрашивали у клиентов про их болезни, но за счет того, что мы оставляли специальное поле для их высказываний, это стало потихоньку всплывать.

Важно отделять шум и тренд. В данных, в цифрах, во всем восприятии вашего продукта. Когда ограничены ресурсы, и не всегда всё идет по плану, нужно посмотреть на тренды и понять, что происходит и будет происходить в действительности в следующие полгода. Если в долгосрочных трендах что-то не так, то тогда это повод вернуться и понять, что же там с клиентом, с продуктом, и где есть эта нестыковка.

Если в долгосрочных трендах у вас, наоборот, больше возвращаемости, лояльности, заказов, то вы идёте правильной дорогой.

Краткосрочных бурь не миновать. Однако краткосрочные бури всегда проходят. Будьте к ним готовы. Всегда держите при себе подушку безопасности.

Теперь затронем социальные моменты. Мы находимся на той стадии, где вся модель похода в супермаркет (несмотря на то, как технологически может работать эта модель для клиента) и с точки зрения качества продуктов, и с точки зрения стоимости продуктов, и с точки зрения времени человека — проигрывает модели персонального набора продуктов с учетом требований клиента. Составляется этот набор профессионалами, и готовка оптимизируется до пятнадцати минут вместо самостоятельного процесса. Это решение технологически лучше.

Но очень часто общесто социально-психологически не успевает за технологиями. То есть все истории, начиная от дронов-беспилотников и заканчивая самоуправляемыми машинами, могли быть уже на улицах каждого города, но этого не происходит, потому что в человеке очень сильны привычки. Поэтому важно понять, насколько проблемно для вашего продукта отставание от технологического прогресса. Если это серьёзно влияет, то лучше думать о решении на очень ранних стадиях.

Это больше относится к идеологической, коммуникационной составляющей проекта, которую по необходимости нужно будет включить. Более того, она является достаточно инвестиционно сложной, и это то, что мне изначально очень трудно было признать, потому что я росла в понимании: если продукт хороший, все просто побегут и будут им пользоваться.

Оказалось, что есть люди, технологически более продвинутые и открытые. Их называют «ранними последователями». Но чтобы оказаться на массовом рынке, нужно перепрыгнуть через «пропасть». Это требует от вас определённой стратегии, как работать с массовой аудиторией и клиентом, который до сих пор смотрит телевизор (по статистике, в среднем, три с половиной часа в день), а в соцсетях проводит всего по 30 минут. Чтобы быть массовым сервисом — продавать надо именно им. Это, конечно, требует денег.

С точки зрения маркетинга мы, наверное, пока наиболее отсталые, потому что для нас ключевую роль играют соцсети. Они исторически на очень ранней стадии начали давать конверсии именно на таргетированной рекламе.

Изначально мы работали в Facebook, и сейчас чувствуем, что этого недостаточно, начинаем подтягивать другие соцсети, и пока это довольно непросто.

Создавая новые сервисы и новые продукты, можно добавить себе сложностей и столкнуться с тем, что тебе придется отстраивать тот канал, который у большинства людей не работает на продажу. Я знаю очень мало игроков на рынке, у которых Facebook — это основной канал именно продаж. Не вовлечённости, охвата, узнаваемости, а именно продаж.

На самом старте мы работали на кухне моих родителей. Позже мы поняли, что нужен один повар, потому что самим готовить было сложно. Дальше мы сделали основной фокус на меню и на рецептах, потому что у нас была очень большая гипотеза о том, клиентам важно, сколько они сэкономят времени на готовке. Поэтому мы сразу оптимизировали рецепты, убирали оттуда все кулинарные слова, которые вводят в ступор среднестатистического человека. Доставка была очень базовая, все остальное было совсем «на коленке».

Мы не собираемся выходить на европейский и китайский рынок. Наша базовая концепция сводится к тому, что российский рынок очень большой, и нам нужно конвертировать покупателей, которые стабильно ходят в супермаркет. Если мы сделаем это в России, это можно будет делать где-то ещё.

Я думаю, что мы сейчас находимся на том этапе, где надо научится очень просто о себе рассказывать. Потому что пока даже я не могу быстро объяснить новому человеку, почему Elementaree удобнее, дешевле и лучше, чем самостоятельная готовка. И как раз это подтверждает то, что маркетинг достаточно долго не фигурировал в нашей деятельности. Но сейчас мы над этим работаем.

Стоит обратить внимание на доставку. Сейчас персональные заказы мы отправляем через день, и это тот барьер, который не всегда вписывается в стандартные патерны потребления. Покупатель хочет ещё более быструю доставку — на следующий или в этот же день.

Маркетинг — это коммуникация. Процесс от первого контакта покупателя с товаром до покупки составляет больше месяца. То есть люди долго «втыкают», что это. Лучшие клиенты — те, кто приходит от друзей. Видимо, им рассказывают про нас примерно так: «Смотри! Я вот приготовила борщ за 15 минут, вау!», и это привлекает.

44
3 комментария

Очень тяжело читать, не хватает нормальной структуры. А так вполне годно, читая урывками

1
Ответить

Прописные истины

Ответить

Первые 20 мин посмотрел и понял - это пиар конкретного человека с его успешным делом. Молодец человек, система заработала и начала приносить доход. Но статью приподносят как некий эталон в запуске и действиях. Действительно, многие вещи общие и так надо делать, но есть и специфика как по отрасли, так и по типу (автор на 3 типа разделил бизнес). Под каждую такую модель можно снять такой ролик - этот ролик только одну модель показал, урезанную, НО рабочую.
Как показывает практика успешного развития - либо удача, либо по тихому закрываем острую и маржинальную потребность на рынке (не пиаримся, а просто хорошо зарабатываем и кредиты партнёрам быстро возвращаем).

Ответить