Как протестировать идею стартапа за 5255,44 рублей

Привет, с вами всё ещё Егор из «Эй, Стартапер!», и сегодня я расскажу вам, как мы протестировали идею стартапа чуть больше, чем за 5000 рублей. Ещё мы тратили своё время и время своих друзей, но его мы в деньги не переводили. Иначе заголовок был бы не такой привлекательный :)

Важное замечание перед прочтением статьи

Есть куча фреймворков, как протестировать идею стартапа, какие шаги нужно сделать и что учесть. Мы попробовали сделать это максимально дешево и просто. Конечно, мы могли упустить что-то очень важное и выводы могут быть совсем другими. Но мы постараемся объяснить почему сделали именно так. Вы же всегда можете поучить нас в комментариях:)

Идея

Как протестировать идею стартапа за 5255,44 рублей

В США существуют такие сервисы, где малый бизнес может получить какие-то маркетинговые услуги по подписке. Это может быть ведение соцсетей, email рассылки. Т.е. уже готовые стандартные штуки, с которыми можно быстро стартовать и значительно сократить расходы на маркетинг.

Вот пример из первой страницы гугла:

Наша идея состояла в том, что в России достаточно много локальных бизнесов и самозанятых специалистов, которые очень любят своё дело, но не очень любят разбираться в маркетинге. Из-за обилия предложения в нижнем ценовом сегменте, получить некачественную работу очень просто. А кто-то просто не готов платить за ведение соцсетей 10-40 тысяч ежемесячно, т.к. это ломает всю экономику их «бизнеса».

Поэтому мы решили предложить малому бизнесу дешевую услугу по регистрации и оформлению сообществ, которую могут предложить не только лишь все фрилансеры. Всё это за счёт готовых шаблонов дизайна для соцсетей, шаблонов постов и всего такого. Платим дизайнеру несколько тысяч за шаблон оформления и продаем сотням бизнесов. Профит!

Анализ рынка

У нас не нашлось примера в России, кроме Яндекс.Бизнес или сервисов, где какие-то части идут вместе с подпиской на сервис (типа, шаблонов писем). Первый сигнал, что это особо никому не нужно или люди еще не готовы. Но мы же прогрессивные стартаперы и верим в свою идею, поэтому идём дальше.

Малого бизнеса в РФ достаточно для того, чтобы получить много миллионов рублей выручки. А мы еще нацелены и на самозанятых.

Можете посмотреть Данные Росстата за 2020 год. Больше 1,5 млн. малых и микропредприятий и выручка порядка 26 трлн. рублей. Есть, где развернуться со своим небольшим сервисом.

Кастомер девелопмент/ интервью с потенциальными потребителями.

Конечно, мы его не делали. Разве настоящие стартаперы не знают лучше, что нужно потребителям?

А на самом деле это займёт больше времени, чем собрать лендинг и протестировать всё на реальных пользователях. Тем более, к нам часто обращаются небольшие бизнесы и мы примерно знаем их проблемы и потребности. Иначе откуда бы мы решили, что это может сработать.

Мы хотим просто протестировать потенциальный спрос, а идея сервиса достаточно проста, значит мы идём сразу считать сколько денег мы сможем заработать.

Расчёт юнит-экономики

Куда же без него:) Скажу сразу, что считали мы очень грубо, без налогов, первоначальных затрат на дизайн, разработку и всё такое. Во-первых, мы придерживаемся мнения, что при большом количестве платных подписчиков расходы на разработку, ФОТ и прочие расходы должны стремиться к нулю. Конечно, если это не сервисный бизнес, где нужно масштабировать команду с ростом количества пользователей. Пример — Skyeng. Чем больше людей изучают английский на платформе, тем больше нужно преподавателей, саппортов и т.д. Мы же мечтаем о почти что автоматизированной платформе, которая просто приносит нам деньги.

Вы можете посмотреть примерный файл с разными сценариями. Что характерно: при любом сценарии мы в плюсе. Значит, можно спокойно запускаться, а по пути подкручивать экономику и заниматься гроусхакингом, попивая смузи в коворкинге.

Готовим лендинг

На основе своего богатого опыта и не обремененные касдевами, быстро делаем лендиг на Тильде. Кстати, вот он.

Название тоже выбирали из первых пришедших в голову в лучших традициях БМ с цифрами.

Чтобы лендинг выглядел максимально серьезно, просим нашего товарища записать видео для тех, кто не привык скролить вниз. Кстати, смотрели его не особо активно.

Больше сказать о лендинге нечего. Он максимально прост для того, чтобы понять насколько сильна потребность в нашем сервисе. Спорный аргумент, но как есть.

Платное продвижение

Для первых тестов мы выбрали рекламу вконтакте. Там проще найти тех, кто нам нужен. А нацелились мы на владельцев небольших сообществ. Идея состоит в том, что они пробовали развивать свои соцсети, но что-то пошло не так. И тут-то мы им и предложим наш мега-сервис.

Майнд-карт мы не делали, но у нас их больше 200, т.к. мы использовали этот лендинг в качестве тестового задания, когда искали начинающих маркетологов:) Нам просто осталось отсечь лишнее.

Собрали порядка 15 аудиторий, например, пекарни, автосервисы, стоматологи, производства и т.д. Подготовили стандартные креативы и креативы с плохим дизайном. Опять же придерживаясь фокуса на полезности продукта, а не на красивой обертке. Кто-то скажет, что это не правильно. Но мы всегда готовы оспорить это в комментариях.

Также мы запустили пару объявлений по стандартным интересам, вроде бизнеса. С них был самый дешевый трафик и приблизительно 0 конверсий.

Прекрасные в своей простоте креативы

Результаты

Мы потратили 5255,44 р., получили 313 кликов и 3 лида. Всем перезвонили, пообщались и окончательно поняли, что мир еще не готов к нашему прекрасному сервису в таком исполнении. Да и стоимость лида была значительно выше запланированной.

В платном продвижении мы придерживаемся мнения, что на старте стоимость лида и платного пользователя должна быть гораздо ниже запланированной. Иначе, при масштабировании, мы столкнемся с ценой привлечения (или CAC) улетающей в небеса и горизонтом окупаемости гораздо дальше, чем наше банкротство.

Статистика объявлений за которую нас будут ругать настоящие таргетологи :)
Статистика объявлений за которую нас будут ругать настоящие таргетологи :)

О чём ещё не рассказали

В статье были планы написать, как мы планировали делать тестовый онбординг, первые продажи и всё то, до чего не дошли. Возможно, в одном из следующих тестов идеи какого-нибудь стартапа мы обязательно кому-нибудь что-то продадим и поделимся с вами всеми подробностями. А интересующие вопросы вы всегда можете задать под статьей.

Выводы

У нас появилась идея крутого сервиса, мы её быстро протестировали и сэкономили сотни тысяч рублей. Совершили кучу ошибок начинающих стартаперов, не учли тонну факторов и вообще могли сделать лучше. Но мы готовы были вложить только немного времени и еще меньше денег. Считаем задачу выполненной, а любопытство удовлетворенным.

Если бы у нас были серьезные планы и серьезные ресурсы, то мы бы начали с предоставления бесплатного сервиса, сделали бы крутой лендинг и задействовали другие каналы привлечения. Но это уже совсем другая история.

Как протестировать идею стартапа за 5255,44 рублей

П.С. Если кто-то видит потенциал в этом сервисе, готов личным примером доказать, что можно сделать лучше — пишите. Мы с удовольствием поделимся всеми материалами, дадим вам лендинг и пожелаем удачи.

А так же не забывайте подписываться на наш самый ненавязчивый телеграм-канал https://t.me/youngfounder

До скорых встреч!

55
14 комментариев

Интересно узнать, как вы после общения с лидами поняли, что это не то, какие вопросы задавали?

Я не то, что хочу всё растоптать, но есть мысли, интересно, как вы видите это

Думаю, что по "красивой обёртке" в рекламе спорить не о чем - есть статистика, которая подтверждает прямую зависимость конверсии с качеством креатива и релевантностью коммуникационного сообщения, причём прогрессия растёт с увеличением частоты показов объявления

Понятно, что нужно было как можно дешевле проверить, но тут статистика скорее всего подтверждается

+ Сообщения.
Вы в данном случае хотите получить заявку на покупку/демку. Не очень понятен cta "Расскажи от своём бизнесе" - это зачем мне о нём рассказать надо, что такое, кто это
И "Пакет сообществ в социальных сетях": я вот прочитал статью, ок, понятно, а если б не читал и увидел это сообщение - что оно такое, оно мне не надо, свайп вниз
Ну и видео опять же. Почти 2 минуты, камон) Вам самим не скучно было его смотреть?)
Думаю поэтому и не активно смотрели. Ну типа мы же не смотрим видео, потому что оно есть просто, тут не нужно подавать, как "Кстати, смотрели не очень активно", оно просто не располагает к этому)
К тому же с самого начала видоса возникает чувство "Ой, опять эти ноунейм специалисты и тренеры" и выключаешь сразу - рынок уже перенасыщен этим, а вам нужна отсройка от такого (это к той же обертке относится)
Ну и в купе с "999" в нейминге чувство, что у тебя сейчас спиздят личные данные, не дай бог куда-то нажать

Так что с хорошими креативами (не равно "дорогими") и ком.стратегией, мне кажется, результаты были бы поинтереснее

По отсутствию конкуренции и выводу, что "первой звоночек, что никому не нужно" — тоже не очень согласен.
Вы в данном случае конкурируете, например, с фрилансерами, курсами "для собственника", где дают базовые знания и начинающими не дорогими специалистами, которые малый бизнес может потянуть
Да, прямых конкурентов нет, но эта работа выполняется сейчас другими способами и на это есть спрос
Вы вот пишите, что "люди ещё не готовы", но к чему не готовы? Получать то, что уже получают, просто другим способом? Люди вон уже готовы с Безосом, Маском и Брэнсоном в космос летать туристами. Понятная ценность: более быстро + невероятно зрелищно - барьер "Опасно". И все готовы уже
Есть ещё такая штука, так "Диффузия инноваций" и, в теории, существует как минимум 16% всей ЦА, открытых к новым, инновационным, "другим" продуктам
Если посмотреть на размер рынка диджитал услуг - рынок точно есть и точно растёт, особенно со старта пандемии
По подпискам у нас тоже всё окей: есть и лайвдюны, и серпстаты, и мэилчимпы
Так что лично моё, возможно не нужное (и это ок) мнение - проверили не очень эффективно. Сейчас уже так не продают)

Очень буду рад вашему ответу в ветке, повторюсь, что я без хейта пишу, просто интересно с вашей стороны более опытное мнение получить на мои мысли, так как тема очень интересна с тестированием идей)

4
Ответить

Спасибо за такой подробный комментарий :) Прошу прощения, если отвечу сжато, т.к. сейчас немного тороплюсь. 
Насчёт колхозного оформления, креативов и всего такого было сделано намеренно.
Во-первых, мы ориентировались на аудиторию локального бизнеса. Зачастую такие бизнесмены прям совсем не понимают, что происходит в интернете. Это мы здесь на виси шарим за диджитал, а огромный сегмент предпринимателей живут в прошлом. И вот на них, по нашим наблюдениям, работают такие топорные креативы, стиль БМ и всё то, что считается ужасным и пошлым.
Потребность в решении проблем с соцсетями есть и её решают разными способами. Мы хотели проверить насколько наша идея откликнется у сегмента, который описали выше. Получилось не очень ). Конечно, можно было расписать всё подробно, проводить бесплатные вебинары "как быстро раскачать соцсети" и всё такое. Но задачи хоть как-то изменить рынок мы себе не ставили.
В общении с потенциальными клиентами стало понятно, что им скорее нужен живой СММщик недорого, чем бездушный сервис с какими-то готовыми решениями. Учитывая с какой скоростью заводы онлайн-курсов выпускают маркетологов, можно ожидать только снижения цен на специалистов. 

Если я на какие-то вопросы не ответил или ответил не полностью — спрашивайте. 
Вообще мы ожидали много комментариев с критикой, но похоже, что у всех комментаторов виси каникулы 😁

1
Ответить

Спасибо за ответ)
Если ждали критику - я попался))

А получилось разобраться в причине, почему живой сммщик недорого лучше, чем бездушный сервис? Чем они аргументировали?

——
"Учитывая с какой скоростью заводы онлайн-курсов выпускают маркетологов, можно ожидать только снижения цен на специалистов."
——
Я думаю, что "качественный" специалист с хорошими кейсами всегда будет стоить своих денег. А недорого и некачественно почти всегда не подходит, особенно у дядек, которые считают каждую вложенную копейку и смотрят работает или нет. Там всё просто, без kpi и romi: есть заказ из канала - хорошо, нет - меняем кадры. Все уже видят и знают, что этот канал работает и что это нужно, есть как минимум такой тезис в голове)

——
"Зачастую такие бизнесмены прям совсем не понимают, что происходит в интернете. Это мы здесь на виси шарим за диджитал, а огромный сегмент предпринимателей живут в прошлом. И вот на них, по нашим наблюдениям, работают такие топорные креативы, стиль БМ и всё то, что считается ужасным и пошлым."
——
ну разве эти ребята находятся в другом контексте? Реклама повсюду, особенно из разряда бм, которая буквально преследует и парит им успешный успех
К тому же чуваки, шарящие за смм, хоть что-то уже понимают
Особенно если говорить о более молодых предпринимателях, которые жизнь без интернета не видели
И вот
Видят сеттерс, например - это уже мощный креатив. Бабок на них нет, а на что есть - всё бм, а бм уже не хочется, когда есть такой сеттерс (гипотеза)
Вы просто стали частью огромного медиа шума, хоть и имеете уникальный на рынке продукт, от формата бм нужно прям отстраиваться в коммуникациях, это где-то 2015 пусть остаётся


Я думаю, что вывод: "продукт - не очень" не совсем аргументирован и данные не репрезентативные для формирования вывода
Не имея мвп и даже демки, коммуникации - единственный доступный инструмент
В коммуникациях самые главные вещи — отстройка от конкурентов, релевантность стратегического сообщения + креатива для ЦА и соответствие продукта
Продукта нет, остаётся 2 пункта
С отстройкой помог бы анализ коммуникаций конкурентов поверхностный, с релевантностью сообщения - просто 5-6 глубинных интервью, чтоб хотя бы сформулировать сообщение +- симпатичное
Поэтому думаю, что идею хоронить прям не стоит, выводы не очень отображают суть на мой взгляд

2
Ответить

Уважаемые редакторы вц, ну как вы пропускаете такие статьи? 133 клика для оценки стартапа, серьезно? Статью надо было назвать "как мы потратили 5к, не получили даже близко достаточных данных и передумали потому что расхотели". Нельзя гипотезы проверять на таких объемах! 

Ответить

Здравствуйте, вы нам запрещаете? :)

1
Ответить