Как платформа для самозанятых «Моя смена» меняет российскую розницу

Привет, я Николай Гальянов, CEO Моя смена – коммуникационной платформы, соединяющей самозанятых и крупный бизнес. Мы помогаем людям выходить на подработки на короткие смены, а компаниям эффективно закрывать пиковые потребности.

Как платформа для самозанятых «Моя смена» меняет российскую розницу

Как пришла идея

В течение 15 лет, когда работал в корпоративном HR, я всегда обращал внимание на высокую текучесть персонала в ритейле, которая варьируется от 40% до 100% в год. Люди переходят из одной торговой сети в другую не глядя: из-за графика, зарплаты, расположения и нагрузки. В тот момент мне и коллегам пришла в голову идея создания мобильной платформы, которая позволит компаниям обмениваться сотрудниками.

В начале 2020 года началась пандемия, не продуктовые магазины закрылись: людей отправляли в простой, неоплачиваемые отпуска или увольняли. Торговые сети не смогли оперативно наладить обмен сотрудниками, формально сохраняли в штате и не давали возможность подработать в другой компании. К тому же сыграл эффект соревновательности, когда человек мог не вернуться обратно в компанию после подобной «командировки».

Тогда мы поняли, что настало время воплотить идею в жизнь и разработать платформу, которая агрегирует в себе людей, работающих в рознице, и тех, кто просто хочет подрабатывать, получая дополнительный доход к основному заработку. Во время создания платформы мы проводили фокус-группы и выявили интересный тренд – люди в принципе все меньше и меньше хотят оформляться в штат. Они хотят работать на себя:

  • прийти на смену
  • сделать определенную работу
  • получить деньги здесь и сейчас
  • самостоятельно заплатить налоги
  • не придерживаться графика отпусков и внутреннего распорядка

Так мы и сделали.

Актуальность платформы

Благодаря цифровизации бизнес-процессов и развитию технологий многие компании выявили, что нагрузка на персонал в течение дня в каждом магазине нелинейная – в разное время проходят пики продаж и наоборот простои. Чтобы не выводить сотрудников на полный день – стал расти тренд в потребности во временных специалистах, которые могут оптимально покрывать рабочую нагрузку и экономить ресурсы.

Интерфейс платформы и выбора смен
Интерфейс платформы и выбора смен

На развитие и востребованность платформы в том числе влияет и падение доходов населения, которое вряд ли изменится в ближайшие годы. Отсюда возникает вопрос: что делать людям? Искать подработку для совмещения с основной работой. Именно так по статистике ВЦИОМ ответили 70% жителей России, проявив заинтересованность в дополнительном заработке. Однако, большинство не знает, как найти надежный источник дополнительного дохода.

Тем более не все компании предоставляют работникам свободный выбор рабочего графика и возможность взять дополнительную смену. Такие сотрудники в поисках внешнего совместительства приходят на платформу для увеличения месячного дохода.

Приложение для поиска подработки – здоровый бизнес и хорошая альтернатива микрокредитов и кредитов до зарплаты

Наше ключевое отличие от других платформ, агентств и аутстафинга – самозанятые выбирают смены самостоятельно и могут также отказаться. Такой подход соответствует нормам ФЗ 422 (на самозанятых) и разъяснением Минтруда. Мы не заставляем людей отрабатывать определенное количество смен в месяц, можно брать даже одну или не брать какое-то время совсем и вновь вернуться при необходимости.

К тому же даем возможность в режиме онлайн загружать документы, проходить верификацию и обучение и сразу выходить на смену. Больше не нужно ехать в офис и проходить олдскульное обучение оффлайн. В диджитализации, как каршеринг и foodtech, наша страна идет авангардистом. Теперь это дошло до регулярной подработки для людей из разных сфер без квалификации.

Запуск платформы

На первом этапе стояла задача – поиск самозанятых. На тот момент (май 2020) работать в статусе самозанятого было в новинку – насчитывалось 600 тыс. человек в РФ, поэтому стали искать людей, которые активно ищут подработку. Далее этим людям индивидуально приходилось объяснять, как стать самозанятым и почему больше не нужно приходить в офис в отдел кадров для оформления. Да, люди хотели работать на себя, но не понимали, как это оформлять – мы помогли.

Параллельно с набором самозанятых искали первых клиентов в рознице, HoReCa и складах, которые в режиме пилота протестируют нашу гипотезу. Почти все, с кем нам удалось договориться на встречу, не понимали ценности вывода самозанятых на смену, ссылаясь на наличие аутсорсинговых агентств и собственных сотрудников.

С другой стороны, клиенты понимали, что рынок аутсорсинга сильно зарегулирован, большая часть штата таких компаний во время пандемии уехала на родину и не смогла вернуться. Помимо этого, на рынке много мошенничества и «серые схемы».

Мы же предлагали полную прозрачность – платформа оказывает услугу по поиску самозанятых, далее при выходе на смену самозанятый через нашу платформу заключает индивидуальный договор услуг и выполняет поставленную задачу. Спустя время в нас поверила крупнейшая сеть магазинов у дома и запустила пилотный проект.

Если самозанятый плохо выполнил задачи, в конце смены директор магазина может оставить оценку и закрыть доступ в конкретный магазин для этого человека. К тому же наша платформа несет материальную ответственность перед клиентом и берет все риски на себя.

Портрет самозанятого

Кто такой самозанятый? Это сосед, который живет рядом с магазином, складом или рестораном и который через приложение может увидеть смену и выйти здесь и сейчас либо запланировать подработки на ближайшие пару недель. Самозанятые «соседи» магазинов, выходящие на подработку туда же, где они обычно покупают товары, оставляют совсем другое отношение покупателям и влияют на бренд торговой сети.

Чем занимаются самозанятые? В классическом ритейле они обычно выкладывают товар и актуализируют ценники в торговом зале, работают на кассе или пекут хлеб – при должном опыте и квалификации. В последние месяцы усилился тренд доставки, появилось много самозанятых сборщиков.

Чтобы составить примерный портрет пользователя платформы, мы провели ряд встреч с нашими самозанятыми и хотим поделиться несколькими историями реальных людей, который совмещают работу и выходят на короткие смены.

Я Елена, живу в Москве, сейчас на пенсии, до этого работала в штате разных компаний и занималась индивидуальным предпринимательством. Зарегистрировалась на платформе и беру 5–10 подработок в месяц, что позволяет получать до 10 000 дополнительного дохода к пенсии.

Меня не заставляют брать подработки в неудобное время, я могу свободно планировать график работы и совмещать это с посещениями дачи, которую я очень люблю и провожу там много времени с мужем.

Елена, Пенсионер

Привет, я Руслан. Вырос в Ташкенте. Уже более 20 лет живу и работаю в Москве. По своей основной специальности я фитнес-тренер. Но иногда беру подработки на платформе, чтобы увеличить доход и порадовать своих близких.

Выбираю подработки, связанные с физическими нагрузками, это похоже на фитнес, но тебе ещё за это платят. Люблю работать с утра по 5 часов, – получается, как утренняя тренировка.

Руслан, Фитнес-тренер

Меня зовут Эля, моя основная работа – администратор. Работаю по графику 2/2. В один из выходных дней беру пятичасовую подработку через приложение в моём районе.

Хотя до этого я не работала в продуктовых магазинах, быстро научилась уже на первой смене, как пользоваться ТСД (такая штука с кнопками и сканером, чтобы сверять ценники) и делать красивую выкладку по стандартам магазина.

Эля, Администратор

Как работает платформа

Регистрация для самозанятого похожа на регистрацию в сервисе каршеринга. Все происходит онлайн:

  • пользователь загружает паспорт

  • делает селфи
  • загружает реквизиты и необходимые документы (мед. книжка и т.д.)

  • документы проходят верификацию и проверку статуса самозанятого и подлинности ЛМК

  • самозанятый проходит онлайн обучение

  • берет первую смену

После первой смены мы обязательно берем обратную связь от «владельца смены» по компетенциям самозанятого, его ответственности и скорости работы.

Схема работы платформы
Схема работы платформы

Развитие проекта

В 2021 году началось активное развитие платформенной занятости в рознице, логистике и HoReCa. Подобная занятость постепенно как приложение по поиску такси заменили частных таксистов, так же это заменит со временем аутстаф в рознице и сфере услуг. По нашим прогнозам, мы оцениваем данный рынок в 70–100 млрд рублей в ближайшие 3-5 лет.

Уже сейчас наша платформа работает в 12 городах: Москва, Санкт-Петербург, Туле, Воронеже, Белгороде, Краснодаре, Сочи и Калуге и пр. Сейчас рынок понял, что самозанятые приносят реальную помощь и закрывают множество проблем – поэтому в нашем портфеле появились клиенты не только из классического ритейла, но и HoReCa и логистики.

Мы понимаем, что дополнительный заработок актуален для всей страны, и ставим для себя амбициозную цель – помочь людям по всей России даже в небольших городах увеличить свои доходы и жить лучше.

88
27 комментариев

Отличный проект

2
Ответить

Отличный проект

2
Ответить

Интересно

2
Ответить

Отличный и нужный проект!

2
Ответить

Боты не заманались одинаковые комменты писать?

Ответить

Проект несомненно очень замечательный. Но самозанятые Моей смены в Воронеже столкнулись с проблемой. Дело в том, что уже начинается декабрь, а смен нет, и непонятно кто может эту проблему решить? Менеджер отвечает, чтоб мы брали смены для грузчиков. И мне непонятно почему этот человек не заинтересован в развитии этого проекта.

Ответить

Добрый день, Мария! Спасибо за ваш комментарий. Мы с командой «Моя смена» крайне заинтересованы в развитии проекта. Например, с января прошлого года, количество смен в приложении выросло почти в 37 раз!

Но, к сожалению, как и в любом бизнесе, здесь бывают «высокие» и «низкие» сезоны. Количество смен зависит не только от нашей работы, но и от потребности наших партнеров.

Но мы постоянно работаем над стабилизацией ситуации и загружаем в приложение новые варианты подработок. Надеемся, что в ближайшее время больше смен появится и в вашем городе.

1
Ответить