Учебные аудитории вместо офиса в IT-гиганте: почему финалист ICPC предпочел карьеру учителя работе в индустрии

Привет! Меня зовут Филипп Рухович. В прошлом я победитель Всероса и финалист ICPC, сейчас — преподаватель информатики в школе. Меня часто спрашивают, почему я стал учителем, ведь программистов такого уровня мечтают схантить многие IT-гиганты. В статье я решил наконец ответить на этот вопрос.

Учебные аудитории вместо офиса в IT-гиганте: почему финалист ICPC предпочел карьеру учителя работе в индустрии

Who I am

Сейчас я преподаю школьникам и студентам — 50/50. Я учитель информатики в московской школе № 57 и методист в Олимпиадных школах МФТИ, где мы с детьми разбираем сложные алгоритмические задачи. Со студентами я работаю в родном Физтехе: веду лекции и семинары по алгоритмам и структурам данных, а ещё тренирую команды МФТИ для участия в соревнованиях по программированию.

Не хочу грузить своей биографией. Скажу только одно: я должен был стать профессиональным пианистом (учился в МССМС им. Гнесиных), но в 7 классе увлекся математикой и понял, что в ней в определенном смысле творчества гораздо больше, чем в музыке.

Карьера

Мое первое место работы — одна из крупнейших IT-компаний. Я туда попал еще в студенчестве: сначала был стажером-разработчиком, после — вырос до исследователя-разработчика. В течение 2,5 лет я занимался внедрением поисковых факторов в один из самых популярных поисковиков.

На 6 курсе я стал преподавать и тренировать олимпиадников для участия в топовых национальных и международных соревнованиях по программированию. Совмещать это с работой было непросто — пришлось выбирать что-то одно. Мне понравилось обучать, поэтому работой в IT-гиганте пришлось пожертвовать. Многие удивляются, но о своём выборе я ни разу не пожалел.

Не в мейнстриме

Единственный негативный фактор, с которым мне пришлось столкнуться, — общественные стереотипы. Многие думают: если программист не работает в крупной IT-компании, то не такой уж и хороший он специалист. Но это не так. Большая часть моих одногруппников с Физтеха попала в такие компании, как Google и Facebook, а я остался преподавать. Первое время меня не покидало ощущение, что я какой-то не такой, белая ворона. Но потом я понял, что в первую очередь важно слышать себя и свои желания, а не пытаться казаться кем-то другим или быть в тренде. Только так можно быть счастливым. Других причин переживать за то, что я выбрал такой путь, больше не возникало. Приношу пользы обществу, на мой взгляд, я не меньше, чем сотрудник любого IT-гиганта. Да и зарабатываю сопоставимо.

Учебные аудитории вместо офиса в IT-гиганте: почему финалист ICPC предпочел карьеру учителя работе в индустрии

Почему преподавание

Здесь идет речь не только о коммуникации, но и о вопросах знания самого предмета. Хорошему учителю недостаточно просто знать алгоритм или теорему — подобные сведения легко гуглятся. Чтобы обучать, важно понимать, почему тот или иной алгоритм работает, какие идеи стоят за определенной технологией. Только обладая такими знаниями, можно научить ребят думать шире, заглядывать «под капот» стандартных алгоритмов, совершенствовать их и придумывать что-то новое. Это под силу только первоклассному специалисту.

Олимпиадная информатика круто прокачивает мозг. Программист ценится, если он не просто умеет применять уже существующие алгоритмы, но и может придумать что-то нетривиальное. В процессе обучения я вижу всю палитру точек зрения, с которых ученики смотрят на предмет. Случается, что методы решения, которые они предлагают, оказываются лучше, чем мои. Я не совру, если скажу, что школьники и студенты и меня чему-то учат.

Следующий момент — более гибкий график. Преподаватель может не ограничиваться работой в каком-то одном месте, а одновременно обучать в вузе, школе, репетиторствовать, заниматься дополнительным образованием. К примеру, я методист отделения информатики Олимпиадных школ МФТИ. Здесь ребят готовят к всероссийским и международным олимпиадам — Всеросу, IOI. Знания, которые здесь получают, выходят за рамки обычной школьной программы, они больше про науку и творчество.

Учебные аудитории вместо офиса в IT-гиганте: почему финалист ICPC предпочел карьеру учителя работе в индустрии

«Преподаватель не знает, что происходит в индустрии»

Это один из главных контраргументов в мою сторону.

Студентам в МФТИ я преподаю алгоритмы и структуры данных. Это такая фундаментальная математика внутри программирования, только решения здесь пишут на языке С++. Предмет достаточно сложный и специфический, поэтому в моем случае развитие в качестве ученого имеет больше пользы, чем работа в индустрии. А вот преподавателям, чей предмет более прикладной, наоборот, лучше параллельно работать в какой-нибудь IT-компании. В таком случае студенты получат не просто абстрактные знания, но и ценные советы действующего специалиста.

Так или иначе, чтобы быть хорошим преподавателем или айтишником, нужно постоянно развиваться. В компании сделать это проще. Например, разработчик беспилотных автомобилей (кстати, эту должность занимает призер ICPC и золотой призер IOI Сергей Федоров) и так постоянно придумывает что-то новое — работа такая. Он всегда в курсе, что происходит в индустрии. А вот школьному учителю нужно самостоятельно искать способы, как знакомиться с инновациями.

Про деньги

Многие считают, что IT-специалист в крупной компании точно зарабатывает больше, чем преподаватель. Когда я ушел с должности исследователя-разработчика и взял больше учебных групп, уровень моей зарплаты не изменился.

Скажу банальную вещь: финансы здесь не главное. Значение имеет только любовь к своему делу, желание работать от души, вера в свои силы и понимание, что здесь ты нужен и можешь дать миру что-то хорошее. Только имея такое мировоззрение человек будет счастлив.

И да, если бы мне сейчас позвонили из Google и предложили там работать, я бы отказался.

99
3 комментария

Повезло ребятам с преподавателем!

2
Ответить

Теперь жалею, что не ушла преподавать )

2
Ответить

Вспомнила своего препода по информатике, прослезилась. Завидую школьникам, которых учит финалист icpc

1
Ответить