Почему в период турбулентности опасно инвестировать в высшее образование
Если 20-30 лет назад наличие высшего образования автоматически обеспечивало рост дохода и карьерные перспективы в будущем, то сейчас диплом уже не гарант профессионального успеха. Чтобы быть успешным, необходимо получить образование, которое поможет человеку стать адаптивным и будет развивать у него предпринимательские способности, умение договариваться, способность быть внутренне устойчивым, управлять своим здоровьем, энергетическим ресурсом. Почему в периоды изменений и нестабильности опасно делать ставку на традиционное высшее образование и какие есть альтернативы, на проектно-образовательном интенсиве “Архипелаг 2121” рассказал ведущий российский футуролог, основатель инициативы “Глобальное будущее образования” Павел Лукша.
Массовизация высшего образования. За и против
В течение 19-20-го века высшее образование носило элитарный характер, к примеру, в СССР высшее образование получало только 17% населения. Сейчас заветный диплом есть более чем у 70% россиян. На первый взгляд кажется, что это хорошо, поскольку растет грамотность населения, развивается мышление людей. Однако эффекты от распространения высшего образования, его массовизация привели к обесцениванию самой его сути. Раньше, когда люди получали высшее образование, они могли сразу претендовать на определенный карьерный рост. Сейчас же мы оказались в ситуации, где технологические изменения и социальные сдвиги приводят нас к тому, что могут отменяться или сворачиваться целые сферы деятельности. Люди регулярно сталкиваются с тем, что их ставка на определенную карьеру не сработала. При этом многие до сих пор ориентируются на примеры пап, мам, дедушек и бабушек. В каждой семье есть определенные ожидания в отношении подрастающего поколения, и все артефакты другой эпохи тянут за собой нерешенные задачи старшего поколения, которые сегодня, к слову, уже не актуальны. Получается, что люди тратят гигантские ресурсы на получение образования, которое потом, с точки зрения результативности, оказывается для них бесполезным.
Сегодня более половины российских выпускников не работают по специальности. Для многих видов прфессиональной деятельности наличие диплома о высшем образовании пока еще открывает больше карьерных возможностей. Но мы входим в ситуацию, когда высокооплачиваемые работы разного рода становятся массовыми и дешевыми, например, работа дизайнера.
Конкуренция между дизайнерами крайне высокая, и с каждым годом получение диплома дизайнера все реже будет гарантировать человеку прирост дохода, который был еще 10-20 лет назад. Те же программисты, раньше были элитой, а сейчас они постепенно становятся новым пролетариатом.
Мы всё быстрее движемся к ситуации, где возможность человека окупить высшее образование будет сокращаться и в 2020-е годы этот процесс может резко ускориться. Сегодня работодатели переводят огромное количество сотрудников на дистант, до 20% офисных сотрудников в ближайшие 5 лет могут перейти на постоянную удаленку (по России и развитым странам). Здесь важно держать в голове несколько процессов. Как только вы переводите людей на удаленную работу, вы не можете за ними следить, и в итоге вы с них будете спрашивать не за процесс работы, а за результат, не сколько времени человек провел в офисе, а сколько он сделал. В результате огромное количество типов занятости может превратиться в стандартный продукт. Причем в стандартный продукт превращается высокосложная, высокоинтеллектуальная занятость, которая требует высшего образования.
И получается, что высшее образование, в которое вы инвестировали в течение 5 лет, с большой долей вероятности не отобьет вложения. А если вы, как в США, берете огромный кредит на обучение, вы в итоге можете оказаться в ловушке. И скорее всего, к концу 2020-х годов, эта ситуация “рванет”, поскольку она политически заряжена. В результате – серьезный кризис.
Про минусы образовательных кредитов
Ситуация с образовательными кредитами в целом достаточно опасная и представляет системную угрозу, в том числе для рынка труда. Кредиты создают неправильную долговую кабалу: вы платите за 4-6 лет обучения, а потом самостоятельно разруливаете ситуацию со своим трудоустройством и пр. Есть и другая схема, которая предполагает разделение доходов. Вы можете заключить контракт, с инвестором и университетом относительно того, что вы будете зарабатывать определенную сумму, когда закончите обучение. В этом случае у университета и работодателя или инвестора появляется интерес в том, чтобы у вас был доход.
Какие изменения нужны в высшем образовании
- Сегодня высшее образование не несет ответственности за успех выпускника, поэтому необходимо менять экономические схемы взаимодействия основных игроков.
- Должна возникнуть заинтересованность университета в долгосрочном карьерном успехе своих выпускников. Это предлагает экономическую модель и определенный тип отношений между университетом и выпускником, когда последний, продвигаясь по карьерной лестнице, имеет партнера в лице университета.
В итоге высшее образование становится персонализированным сервисом, который ориентирован на разные интересы учащихся всех возрастов и предлагает точечные, короткие, интенсивные программы, которые сопровождают человека в течении всей его жизни.
Что можно сделать сейчас
К сожалению, или к счастью, поведенческих стратегий множество. Пока не возникнет система, которая будет сопровождать человека, мы вынуждены брать ответственность за своё развитие на себя. И в этом смысле очень важно критически относиться к выбору образовательной программы, важно прокачивать в себе предпринимательскую компетенцию, даже если вы не планируете запускать свой стартап, это даст вам больше шансов на успех. На переходных этапах надо быть осмотрительным и требовательным к своему образованию и развивать в себе предпринимательскую компетенцию. Весь спасение утопающих – дело рук самих утопающих.