Сколько стоит интернет-магазин

Отвечаем на самый частый вопрос: почему разработка интернет-магазина обычно стоит дорого? Разбираемся, из чего складывается цена интернет-магазина и на чём можно сэкономить, а на чём — не стоит.

Источник фото: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.freepik.com%2F&postId=275137" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">https://www.freepik.com/ ijeab</a>
Источник фото: https://www.freepik.com/ ijeab

Интернет-магазин — это прежде всего рабочий инструмент. И он должен быть не просто красивым и функциональным для посетителей, но и удобным для управления и дальнейшего совершенствования. Однако функциональность и качество — вещи довольно субъективные. Не всегда заказчик может их самостоятельно оценить, особенно до того, как получит готовый продукт.

Из чего формируется цена

Когда оценка двух студий различается в два раза, возникает закономерный вопрос: это студия 1 завысила ценник или же студия 2 экономит на качестве? Чтобы ответить на него, нужно понимать, из чего складывается цена. На самом деле есть всего две вещи, которые влияют на формирование цены: стоимость часа работы и количество заложенных часов. Стоимость часа может существенно различаться в разных студиях. Обычно цена не афишируется, но, если её запросить, чаще всего её вам озвучат. Категоричный отказ должен насторожить потенциального клиента: вероятно, студия скрывает цены, потому что не может оправдать их перед клиентом.

На цену часа обычно влияют:

  • квалификация и опыт специалистов, которые будут выполнять работу;
  • рейтинг и портфолио веб-студии;
  • объективные затраты студии (аренда офиса и его оснащение, обслуживание оборудования, обучение сотрудников и т. д.).

Разумеется, цена может быть завышена. Если возникли такие опасения, то можно прямо спросить, чем студия может подтвердить свою экспертизу, какие примеры работ может предоставить, в каких рейтингах участвует, может ли дать контакты бывших клиентов и т. п.

Со второй составляющей — оценкой по часам — всё немного сложнее. Разработка сайта состоит из нескольких этапов. Каждый из них важен и имеет минимальную планку времени, за которое можно обеспечить качество продукта. Разумеется, все сайты разные. Поэтому для примера мы взяли усреднённый вариант простого интернет-магазина, который разрабатывается с нуля с индивидуальным дизайном и у которого есть все основные функции.

1. Стратегия

На этом этапе собирается информация о продукте. Среднее время, за которое можно изучить бизнес клиента, проанализировать конкурентов, сделать опрос клиентов и на основании этого сформировать структуру сайта, — 40 часов. Цифра может быть больше, если разрабатывается сложный нестандартный продукт.

Этап стратегии развития бизнеса в Интернете довольно часто пропускают молодые студии. Обычно это приводит к тому, что клиент получает не тот продукт, на который рассчитывал. И выясняется это не при приёмке, а уже во время пользования сайтом, когда подписаны акты и произведены расчёты.

2. Разработка прототипов

Стоимость этого этапа зависит от количества страниц, для которых нужно подготовить прототипы, наличия «Личного кабинета». Для сайта с небольшим количеством страниц на прототипирование нужно примерно 25 часов, для среднего проекта — 35–40 часов. Некоторые студии пытаются сократить время на этапе за счёт того, что не предоставляют заказчику кликабельный прототип в Figma. А ведь наличие такого прототипа позволяет заказчику увидеть, как будут выглядеть страницы на реальном сайте. Также заказчик может переходить между страницами, оставлять комментарии к отдельным элементам.

3. Дизайн

Время на дизайн также зависит от количества страниц и от их сложности — наличия различных состояний, микровзаимодействий. Минимальное время на этап дизайна — 60 часов, но чаще всего выходит около 90–100 часов. Основной способ сэкономить на этапе дизайна, а в последующем на вёрстке и программировании — продать клиенту не индивидуальный проект, а шаблонное решение собственной либо чужой разработки. Кстати, отсутствие кликабельного прототипа может быть признаком не только того, что студия пользуется устаревшими технологиями, но и признаком использования готового решения.

Также при разработке могут использоваться дизайн-системы — например, наборы готовых иконок или блоков, из которых собирается сайт. У многих студий есть такие наработки, и обычно заказчика предупреждают о том, что его сайт будет собран из готовых блоков (в этом случае и цена существенно меняется).

4. Адаптивная вёрстка

Минимальное время на вёрстку — 60 часов, среднее — 90–100 часов. Когда студия решает сэкономить и использует шаблон, то следствием может служить неадекватное поведение вёрстки в не самых популярных разрешениях экрана. Например, на определённых устройствах «поедут» блоки, шрифт станет слишком крупным и т. п. Вторая по значимости проблема в том, что в такое пакетное решение включены стили, скрипты и плагины, которые даже не используются на этом сайте. В результате сайт медленно работает, что не нравится ни людям, ни поисковым роботам.

5. Программирование

Минимальное время на программирование — 90 часов, среднее — 130–140 часов. Программирование — самый длительный этап разработки. И его результат напрямую зависит от того, насколько качественно разработчик подошёл к предыдущим этапам. Если были допущены ошибки в стратегии или ТЗ, то, скорее всего, проявятся они именно в программировании. Поэтому так важно соблюсти технологию в разработке.

6. Тестирование и запуск сайта

Минимальное время на тестирование — 35 часов. Для среднего сайта этот этап занимает примерно 50 часов.

Этап тестирования тоже может быть пропущен — не у всех студий в штате даже есть тестировщик. Тестирование — это внутренняя экспертиза качества. Отсутствие этапа в смете приведёт к тому, что будут устранены только визуально видимые недоработки. А при выполнении неочевидных сценариев что-то на сайте будет идти не так. В этом случае тестировщиком становится сам заказчик и, что обиднее, его клиенты. А исправлены будут только те ошибки, которые клиент успеет обнаружить на сайте до подписания закрывающих документов. Поэтому крупные студии считают этап тестирования обязательным и либо осмечивают его отдельно, либо включают в стоимость других этапов.

Итого получается, что по самому экономному сценарию индивидуальная разработка сайта займёт 305 часов, а в случае среднего проекта — 450 часов. Обычно стоимость часа работы в региональных студиях стартует от 1500 рублей (за сайт выходит 457 500 рублей минимум, 675 000 в среднем) и достигает 3000 рублей (915 000 минимум, 1 350 000 в среднем). В Москве и Санкт-Петербургецены значительно выше.

Цена и ценность продукта: когда стоит экономить

Если все этапы значимые, то где же тогда экономить? Обязательно ли выбирать студию с высокой стоимостью часа и высокой оценкой времени? Совсем нет. Мы глубоко убеждены, что цена — это отражение ценности. Если нет ценности, то и нет смысла платить высокую цену. Например, если вы проверяете бизнес-гипотезу, в которой не уверены, то совсем не обязательно вкладываться в дорогой инструмент, который может не окупиться. Для этих целей вполне может подойти и решение, созданное на основе наработок студии.

Для удешевления разработки интернет-магазина можно отказаться от этапа дизайна, воспользовавшись готовыми библиотеками дизайн-элементов. Плюсы такого подхода: существенная экономия бюджета и сроков разработки (до 30%). Из минусов — отсутствие абсолютной индивидуальности и эксклюзивности продукта.

Если текущий этап развития компании не позволяет вложить крупную сумму в интернет-магазин — это нормально. Важно здесь другое: зная ориентиры качества, вы можете понимать, на чём именно экономите и каких свойств будет лишён итоговый продукт. Насколько важны эти свойства именно для вас, есть ли вообще смысл в разработке и насколько честна с вами студия. Бывают случаи, когда клиенту не нужен индивидуальный сайт, — это не соответствует бизнес-целям. Бывает и обратное: абсолютно нерентабельно делать промежуточный продукт — лучше копить и разрабатывать свой собственный сайт с нуля. Обратите внимание, обсуждает ли специалист по продажам веб-студии все эти вопросы. Если студия дорожит своей репутацией, то предложит именно тот продукт, который нужен вам, а не который выгодно продать.

55
9 комментариев

Простенький интернет магазин можно заказать за 10 тысяч, да и самому собрать на нынешних зерокод платформах не сложно. 

1
Ответить

Можно сайт и за 1900 собрать. Вопрос, как потом это все работать будет. Принесёт вам прибыль инструмент, разработанный за 1900 рублей, сомневаюсь!

1
Ответить

Никто не спорит, что можно. Мы рассказывали про индивидуальную разработку сайта. 

Ответить