Pre-IPO инвестиции: на шаг впереди!

Очень многие отечественные инвесторы не до конца разбираются в терминах IPO и Pre-IPO. Но если вы планируете привлечь сторонний капитал для развития своей компании, ориентироваться в них необходимо. В статье я попробую простыми словами и в доступной форме объяснить, что означают подобные термины, а также с чем придется столкнуться тем, кто решил попробовать свои силы в данном направлении.

Pre-IPO инвестиции: на шаг впереди!

IPO

IPO – это первая публичная продажа акций до того, как выпустившая их компания попала на биржу. Стоимость акций определяет специальный банк, которому компания доверила организацию размещения своих ценных бумаг. Такое финансовое учреждение называют андеррайтером. Приобрести акции может любой желающий и заработать на этом инвестировании большие деньги.

Но и шансов прогореть на вложении тоже немало. Чаще всего инвесторы сталкиваются с аллокацией и локапами. Аллокация – термин, означающий кол-во акций, которое андеррайтер готов предложить вкладчикам. При этом андеррайтер имеет право выкупить бумаги до IPO, а затем перепродать их уже после размещения. Поэтому, если инвестор захотел купить 10 000 акций (к примеру), не факт, что у него это получится, поскольку банк может предложить всего 1-2 тысячи. Заранее спрогнозировать аллокацию невозможно.

Локапом называют временной отрезок от 3-х месяцев до полугода. В этот период инвестор не сможет продать купленные акции, чтобы компания не обанкротилась из-за массовой продажи ценных бумаг инвесторами. Но если локап не применяют – инвестирование в IPO может занять всего 2 недели.

В чем выгода IPO?

Выходя на биржу, компания получает возможность недорого обеспечить своему бизнесу финансирование и при этом привлечь огромные средства. Ведь выпуск акций не требует никаких денежных обязательств. Полученные от продажи акций финансы чаще всего используются на дальнейшее развитие бизнеса. Самый наглядный пример – Saudi Aramco, сумевшая получить от продажи акций почти 27 млрд. долларов.

Pre-IPO

Стадия Pre-IPO – это предварительное публичное размещение акций до того, как компания попала на биржу. В качестве примера можно привести таких гигантов как ИКЕА, британский Revolut, DigitalOcean (создание приложений в Облаке), Coursera (онлайн-образование), Mars (производитель пищевых продуктов).

Компании на стадии Pre-IPO, планирующие проведение IPO, должны обладать хорошей репутацией и историей бизнеса, предоставить наглядную отчетность за длительный период, а также обладать определенной предварительной стоимостью. Так, размещать акции на фондовой бирже Нью-Йорка могут только компании, чья стоимость составляет не менее 50 млн. долларов.

Плюсы и минусы инвестирования в Pre-IPO

Вкладывая в компании на стадии Pre-IPO, инвесторы получают шанс заработать огромные суммы, поскольку прибыль может превышать 1000% за неделю (!). При этом изменение стоимости акций до выхода на IPO мало зависит от ситуации на финансовом рынке, поскольку количество владельцев акций минимальное.

К недостаткам относят то, что до того момента, как акции выходят на IPO, приобрести, либо продать их крайне сложно. Вдобавок, такие инвестиции связаны с высоким порогом вхождения. Кроме того, это долгосрочное вложение – обычно срок ожидания составляет от 1 года до 3-х лет.

Как правильно выходить из Pre-IPO

При вложении в подобные компании надо обязательно ориентироваться в путях выхода из инвестирования. Существует 2 стратегии:

1)Акции продают частному, либо юридическому лицу, выступающему в роли инвестора.

2)Акции продаются после того, как компания перешла на стадию IPO.

Доходы от инвестирования в Pre-IPO предугадать невозможно, поскольку этот показатель зависит от множества факторов, начиная со сферы деятельности компании, а заканчивая грамотно выбранным моментом покупки/продажи акций.

Какие риски ожидают инвесторов в Pre-IPO

В целом ситуация с рисками ничем не отличается от рисков, связанных с любым инвестированием. К примеру, это могут быть с трудности в самой компании, ухудшение ситуации на рынке, изменения в законодательстве и даже природные катаклизмы (актуально, если компания работает в сфере туризма). Или взять ситуацию с пандемией – ее точно никто не мог спрогнозировать.

В результате, некоторые компании на стадии Pre-IPO выходят на рынок с расчетом на определенную прибыль, при этом все данные указывают на то, что она точно будет. Но по факту прибыль от инвестиций может оказаться в разы меньше заявленного именно по причине непредвиденных обстоятельств.

Хотя определенное отличие подобных инвестиций от других все же есть: риск будет ниже, чем при венчурном финансировании, но выше, чем приобретение акций на бирже.

11
1 комментарий

Вряд ли кто-то рискнет инвестировать в компанию на этом этапе, не имея предельно надежных инсайдов.

Ответить