Распространенные ошибки в бизнесе интернет-магазинов

Распространенные ошибки в бизнесе интернет-магазинов

У каждого игрока e-commerce своя история, опыт, сложности и промахи, поскольку бизнес в принципе непростая вещь. Однако, как каждая отрасль экономики имеет общие черты, так и работающие в ней компании могут совершать общие ошибки. Какие из них часто делают компании в сфере электронной коммерции рассказали топ-менеджеры интернет-магазинов?

Одна из ошибок заключается в том, что владельцы маленьких компаний неправильно оценивают экономические показатели - точку безубыточности для своего бизнеса, путают прибыль с доходом.

В погоне за самой привлекательной для клиентов ценой, которую интернет-магазины устанавливают, чтобы массово привлечь покупателей и сделать больше продаж, не закладывают комиссию площадки, которая привлекает клиентов, операционные расходы, зарплату сотрудников, затраты на аренду, налоги и т.д. В интернет-торговле вполне допустимо делать определенную скидку на один товар и компенсировать ее за счет продажи другого, но когда у компании ограниченный ассортимент и она практикует «первые» цены, то мало того, что вредит себе, так еще и «убивает» рынок».

Другая ошибка – неправильное формирование стоков. Например, интернет-магазин делает ставку на некий товар и закупает его в большом объеме, а ситуация разворачивается таким образом, что это приводит к убыткам.

Пример – кондиционеры. Компания рассчитывает, что в летний сезон на них будет высокий спрос, затоваривает склад, а лето оказывается дождливым, соответственно, продажи не такими, как ожидалось. Или закупает телефоны по хорошей цене, а какой-то продавец привез их без уплаты налогов из Кыргызстана и ты сидишь со своим стоком, и не можешь продать его как рассчитывал.

В части логистики также допускаются ошибки. Одной из них является неправильный выбор между собственным автопарком для доставки заказов клиентам и наемными машинами. Прежде, чем принять решение компания должна тщательно проанализировать кучность заказов, объем и стабильность своих продаж. Также стоит понять, чем можно поступиться: скоростью доставки, экономя на зарплате 2-3 водителям и бензине, либо размером маржи, увеличивая количество машин для доставки, но зато у вас вырастет число довольных клиентов. Если маржа составляет 100%, то товар можно и на такси доставлять клиенту.

Что касается работы персонала, то, к сожалению, часто между отделами нет координации: продажники работают сами по себе, а логистика сама по себе. Автоматизация учета решает эту проблему.

Еще один важный негативный фактор заключается в том, что большинство компаний электронной торговли не хотят создавать здоровую конкуренцию и это их ошибка. Даже крупные игроки продают какие-то товары в белую, какие-то в серую. И как бы государство не старалось регулировать этот вопрос, за всеми не уследишь. На Западе, в Европе, если вы хотите онлайн купить товар, то у всех магазинов будет одна цена на него и выбор делается в пользу того, у которого сервис лучше. А на рынках некоторых стран СНГ продавцы устраивают гонку за клиентами, демпингуя на рынке.

Так же для того, чтобы увеличить продажи львиная доля компаний онлайн-торговли сотрудничает с агрегаторами интернет-магазинов. Однако это лишает их доброй части прибыли. Маржа интернет-магазинов составляет в среднем 25%, из них 10-11% они платят таким крупным площадок. Проблема в том, что даже 25% это очень мало, независимо от оборотов. Самая высокая маржа у магазинов по продаже золотых украшений, если правильно зайти на этот рынок. Но и комиссия по ним составляет 25%, не 11% как по другим товарам. По мнению игроков рынка для того, чтобы онлайн-торговля была прибыльной, чистый доход с товара должен составлять 40-45%.

Поэтому некоторые компании отказываются от перепродажи, создают собственный бренд и продают выпускаемые под ним товары через свои интернет-магазины. Например, мебельные компании констатируют, что затраты на локальное производство гораздо дешевле и окупаются лучше, чем при импорте из-за границы, когда приходится платить зарубежному производителю, таможенникам, логистам, брокерам и т.д. Не говоря уже о том, что при заказе импортной мебели срок доставки растягивается до 2 недель, сделать ее на собственной фабрике можно за 5 дней. Не все идут этим путем, потому и теряют часть маржи.

2727
17 комментариев

Время открывать инет магаз по золотым украшениям!

5
Ответить

"Пример – кондиционеры. Компания рассчитывает, что в летний сезон на них будет высокий спрос, затоваривает склад, а лето оказывается дождливым."
Это плохой пример, это просто гипотеза, которая не прокатила, а еслиб лето было жарким,то все бы продалось.

"Агрегатов интернет-магазинов", может маркетплейсы все же?

"Также стоит понять, чем можно поступиться: скоростью доставки" 
Где-то нельзя поступиться, если это твое конкурентное преимущество.

3
Ответить

Парад казахов в каментах

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Неа. Сравни Ebay и Amazon.

1
Ответить

Самое главное в интернет магазине это цена товара. Стоит уделить внимание на расходы компании. Логистика, хранение и другие расходы.

1
Ответить

Эти и другие проблемы касаются, не только ИМ. Первопричина, недостаточная ясность в процессах, их возможных вариативностях, недостаточности, хотя бы, базовых знаний в менеджменте, учете (бухгалтерском и управленческом), маркетинге, юридических и т.д. Допускаю, часть верит в русское авось и то, что по пути разберутся или ожидают черного лебедя наоборот. Многие забывают о рекламационной/сервисной части, оттоке клиентов (для ассортиментных матриц, подразумевающих повторные покупки). Часто не понимают, где они находятся в пищевой цепочке, из этого выбирают неверные модели ценообразования, роста (многие вообще не подозревают, что модели разные бывают). 

1
Ответить