Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается

Всем привет! Я Марина Краснова, CEO ВКонтакте. Это мой первый пост на VC, он будет про аудиторию социальной сети ВКонтакте и динамику её изменения за последние несколько лет.

Начну с предыстории. Пару дней назад на VC появился материал с невероятным заключением: растущая вот уже 15 лет соцсеть, оказывается, умирает. Профессиональные аналитики, эксперты рынка и наши коллеги улыбнулись — мы получили от них сообщения о том, что в материале были ошибочные выводы.

Вместе с автором материала, Александром Бакаловым, мы разобрали исследование. При грамотном и углублённом анализе выводы получаются совсем другие. Автор уже опроверг первоначальные заключения и добавил свой комментарий. Приветствуем это и хотим рассказать всем о нашей статистике подробнее.

Обновление <a href="https://vc.ru/social/278271-analiz-chastoty-zahodov-polzovateley-vkontakte-v-socialnuyu-set-sravnenie-s-2-letney-auditoriey" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">статьи</a>
Обновление статьи

Вызванный интерес к вопросу и востребованность пояснений о том, как на самом деле оценивается изменение аудитории, вдохновили нас с командой на детальный разбор и написание этой колонки. В ней будет и теория, и аналитика, и подробные данные по аудитории ВКонтакте — в том числе из независимых источников.

Структура материала:

1. Как оценивать аудиторные показатели и делать корректные выводы.

2. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным VK.

3. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по независимым данным Mediascope и App Annie.

4. Исследования интернет-рынка независимыми компаниями.

5. Заключение.

1. Как оценивать аудиторные показатели и делать корректные выводы

Начнём с главного наблюдения, из которого автор материала изначально делал вывод об изменениях аудитории ВКонтакте: «Только 62% людей, из числа заходивших хотя бы раз за 2 года, заходят в течение недели. Остальных, по сути, можно считать редкими гостями ВКонтакте».

В исследовании показана выборка размером в 33 млн пользователей, из них 20,5 млн (62%) зашли за последнюю неделю — это говорит о росте или о падении аудитории? Этот показатель не даёт такого ответа, ведь всё зависит от того, какова была недельная аудитория сервиса два года назад. Для продукта, которым в 2019-м пользовались 10 млн человек, эти замеры означали бы двукратный рост и светлое будущее. А для сервиса с 25 млн аудитории — падение.

Поэтому для оценки аудитории в индустрии принято использовать дневную активную аудиторию (DAU) и месячную (MAU). По ним легко сравнивать размер сервиса в разные годы или несколько конкурирующих сервисов между собой. Этой методологии придерживаются интернет-компании в своих отчётах, её же используют независимые компании-измерители — Mediascope и AppAnnie.

Означает ли потеря активности 38% аккаунтов, что аудитория снижается? Нет, не означает:

  • Retention новых пользователей существенно ниже 100%. Если у вас есть доступ к аналитике своего сервиса или приложения — поинтересуйтесь, какой у него rolling retention через 7/30 дней после регистрации/установки и попробуйте представить, каким он будет через два года. Каждый новый аккаунт, который прекратил пользоваться приложением, будет создавать разницу между активной аудиторией за 2 года и за последнюю неделю.
  • Некоторые теряют доступ к профилю / привязанной почте / телефону и регистрируют новый аккаунт. Старый при этом переходит в категорию «потерявших активность».
  • Часть старых пользователей уходит из сервиса, как ни грустно это признавать. С этим сталкиваются все интернет-сервисы, однако отток компенсируется притоком новых пользователей.
  • Для гигантов вроде ВКонтакте существенное влияние оказывает и демография — рождаемость в прошлые годы и смертность в последние.

Вывод

Автор написал, что в течение 7 дней заходят 62% двухгодичной аудитории. То есть 62% от общей аудитории за два года заходят как минимум раз в неделю в VK. О чём это говорит? Только о том, что это отличный результат. Общая аудитория за два года так часто заходит. Тут мы только можем сказать спасибо за столь красивую цифру.

И о чём это не говорит? О росте или падении аудитории. Потому что нужно брать одинаковую метрику (MAU, DAU) и сравнивать её в динамике. Сколько людей за месяц и день заходили год назад, два года назад и так далее. Изменение аудитории можно видеть только в динамике, когда прослеживается тенденция в течение последовательных периодов времени. Например: июнь-2018 → июнь-2019 → июнь-2020 → июнь-2021.

На этом можно было бы закончить разбор материала, но раз сегодня решили поговорить про аудиторию, то непременно нужно поделиться главными аудиторными показателями ВКонтакте в динамике.

2. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным VK

Аудитория ВКонтакте ежегодно растёт с момента создания. Например, вот так изменилась месячная аудитория (MAU) в России за несколько лет: с 65 млн во втором квартале 2017 года до 72 млн во втором квартале 2021 году — выросла на 10,7%. Ниже показываем график с ростом аудитории за этот период. Именно с помощью MAU можно в динамике смотреть на рост или падение аудитории. График показывает динамику за четыре года.

Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается

Количество ежедневных активных пользователей (DAU) в России — 47 млн (больше, чем было год назад во время пика самоизоляции). Если мы посмотрим на соотношение DAU к MAU во втором квартале 2021-го, то увидим sticky factor — как много людей из ежемесячной аудитории пользуются ВКонтакте каждый день. Мы получим 65,2%. Это значит, что две трети ежемесячной аудитории ВКонтакте пользуются соцсетью каждый день. Этот показатель у ВКонтакте среди российской аудитории выше, чем у любой другой соцсети. Проверить это легко на Mediascope.

Также растёт мобильная аудитория ВКонтакте — за год месячная мобильная аудитория в России выросла на 3,1%, до 66,5 млн. А дневная увеличилась на 2,6%, до 44,5 млн.

Вывод

Наши данные показывают рост аудитории на 10% за последние четыре года. Но также мы следим за статистикой ВКонтакте с помощью независимых исследовательских компаний — например, Mediascope и App Annie. В следующем разделе посмотрим на изменение аудитории ВКонтакте по их данным.

3. Рост аудитории ВКонтакте за последние несколько лет по данным Mediascope и App Annie

Здесь расскажем про рост аудитории ВКонтакте и наше лидерство среди соцсетей в России по данным сторонних исследовательских компаний, которые не имеют к нам никакого отношения. Начнём с Mediascope.

Mediascope

Давайте посмотрим на рост MAU по данным Mediascope. C третьего квартала 2019 года по второй квартал 2021-го аудитория выросла с 69,3 до 71 млн — на 2,4%. На сайте Mediascope можно увидеть высокий пик во время самоизоляции — спасибо всем, кто выбрал ВКонтакте для решения своих задач в этот сложный период.

Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается

По данным Mediascope, в среднем за день ВКонтакте посещают 47% российских интернет-пользователей, при этом ежемесячный охват от аудитории рунета достигает 75%. Это проникновение нашей аудитории в рунет.

Кроме того, по данным Mediascope можно увидеть, что охват от населения России (всех жителей страны) с июля 2019-го по май 2021 года вырос с 56,3% до 57,8%. Данные с июля 2019 года, потому что до этого Mediascope считал мобильную аудиторию только в городах РФ с населением 100 тысяч и больше. А с июля 2019-го выборка была расширена на все населённые пункты и возраст 12+ лет (ранее 12–64).

По данным Mediascope, дневная аудитория тоже выросла за последние два года — с 37 до 38,6 млн — на 4%. Дальше мы посмотрим на статистику исследовательской компании App Annie.

App Annie

App Annie — международная исследовательская компания, которая собирает статистику интернет-сервисов на мобильных телефонах. Если мы посмотрим на активную мобильную месячную аудиторию ВКонтакте по данным App Annie, то увидим рост с 47 млн в первом квартале 2017 года до 60 млн в третьем квартале 2021-го — на 27,6%. Ниже график с данными App Annie по MAU.

Аудитория ВКонтакте 2021: ежегодный рост продолжается

Если посмотрим на дневную активную аудиторию мобильных приложений ВКонтакте с первого квартала 2017-го по третий квартал 2021 года, то увидим рост с 34,2 до 37,3 млн — на 9%.

4. Исследования интернет-рынка независимыми компаниями

Вот несколько исследований аудитории рунета и ссылки на публикации в СМИ с выводами

• В рейтинге популярных приложений, составленном Yota, около 40% всего объёма трафика пришлось на социальные сети, и только 4,5% на мессенджеры

• У российских зумеров наибольшей популярностью пользуется «ВКонтакте» — его доля составляет 43% от общего объёма трафика на соцсети. Далее идёт Instagram — 33%, а третье место занимает TikTok с долей 18%

• «ВКонтакте» остаётся лидером и у поколения X и бумеров — 27%, а на второе место выходит TikTok (26%)

• PR-директор Yota Артём Рабчук отметил, что предпочтения поколений не сильно отличаются. На первом месте рейтинга у всех поколений приложение «ВКонтакте», и TikTok популярен у молодого и у старшего поколения

• Наиболее популярные в России социальные сети: «ВКонтакте» (48%), Instagram (39%), YouTube (34%), «Одноклассники» (32%), TikTok (17%). Не пользуются социальными сетями 16% наших сограждан

• Самой популярной соцсетью среди россиян остаётся«ВКонтакте»

• TikTok в России обошёл по популярности Facebook (пользуются 9% россиян) и уступает лишь «ВКонтакте» (43%)

5. Заключение

Мы серьёзно относимся к цифрам и аналитике, поэтому так подробно всё расписали, собрав все факты. Если вы интересуетесь динамикой нашей аудитории и другими показателями ВКонтакте, заглядывайте в раздел с квартальными и годовыми отчётами Mail.ru Group по ссылке corp.mail.ru/en/investors и в раздел ВКонтакте для прессы: vk.com/press. В них регулярно делимся актуальными данными и независимыми оценками от авторитетных источников.

124124
394 комментария

Комментарий недоступен

222
Ответить

там 99% прироста - это боты и фейковые аккаунты с закрытыми профилями и чужими фотками, которые отрабатывают свои 15 деревянных за коммент

247
Ответить

Не только пользователи решают, но и "невидимая рука"

54
Ответить

Это попытка заглушить недавнюю статью про падение активности в вк
https://vc.ru/social/278271-analiz-chastoty-zahodov-polzovateley-vkontakte-v-socialnuyu-set-sravnenie-s-2-letney-auditoriey 

49
Ответить

прирост за счет многочисленных ботов это супер характеристика))

45
Ответить

MAU, DAU, которые авторы показали в статье не сопоставляются с Гугл трендами. Да, есть фактор прямых заходов. Но если соцсеть растёт, но и по трендам должен быть рост. Пик как раз приходится на уход Дурова в 2014

14
Ответить

Совершенно согласен. Описывать эффективность такой сложной платформы такими метриками, как МАУ, ДАУ и ретеншн - это возмутительно для специалиста такого уровня. Всё равно, что подготовить красочную презентацию на тему того, как ты замечательно ничего не умеешь делать. 

4
Ответить