Как я уволился и занялся музыкой

Меня зовут Рома Шестаков, я со-основатель музыкальной секции Кукушка.

Это Кукушка, я слева
Это Кукушка, я слева

Эта статья – история о том, как я ушел с позиции директора по продукту и начал заниматься музыкой.

Как это случилось?

В начале локдауна в 2020 году я ушел с работы. На тот момент я работал директором по продукту в медицинском страховом стартапе, очень растущем и успешном, как об этом принято говорить.

Причин, по которым я ушел с работы, было много, но основная заключалась в том, что я перестал понимать, как связан я и то, чем я занимаюсь на работе. Сейчас много говорят про выгорание, но не думаю, что это было оно. Я много всего пробовал, и какие-то понятные карьерные перспективы меня не вдохновляли.

Время было непростое: кругом ковид, страх, суета. Полгода я разглядывал потолок, пытался медитировать, ходил гулять по безлюдной Москве, думал о том, кто я, где я - вот этот стандартный exit pack с хороших позиций в IT-компаниях. Была такая пустота и в голове, и на улицах.

Помимо досконального изучения люстры в моей спальне, я пробовал себя во всем, что попадалось под руку. Устроил себе недельный марш-бросок в семестровый курс Стэнфорда по нейросетям, построил кэмп на Огоньке (русский Burning man), консультировал студентов по трудоустройству, уехал в деревню в горах, ел хычины, запивал их айраном.

Спустя полгода я решил отстать от себя, забить на все истории, связанные с профессией, и заняться чем-то на первый взгляд абсолютно бесполезным. Меня всегда привлекали занятия, благодаря которым можно что-то новое узнать про себя, где есть процесс создания, но это еще не превратилось в работу.

Мой взгляд упал на Nord piano 2, который мне 6 лет назад подарили мои друзья в честь того, что я снова начал играть на фортепиано. Но я в тот момент решил поиграть в карьерный рост, а не на клавишах, и оставил их предметом интерьера. (Nord, кстати, роскошно вписываются в любую комнату, поэтому неудивительно, что мой взгляд упал на него)

Цель была довольно понятная: играть любимую музыку, импровизировать, научиться подбирать на слух. Что-то я уже знал, потому что учился в музыкальной школе, но помнил я примерно столько, сколько начинающий может узнать за несколько недель, хотя учился я восемь лет. Я приступил к решению этой задачи со всей инженерной упоротостью, которую мне привили еще на физтехе.

Музыкальные школы (их я изучил подробно) показались мне либо очень устаревшим или безвкусными, либо и теми, и другими одновременно. Вариант с частными педагогами тоже быстро отпал: найти преподавателя музыки с критическим мышлением сложно и мне скорее нужна была продуманная программа обучения, а не мнение одного человека. Здесь стоит отметить, что мои родители – преподаватели в музыкальной школе, и я понимал, что музыкальная образовательная система нацелена на исполнительство, а не импровизацию. Другими словами, музыкальное образование в России построено так, как если бы мы в школе учились русскому языку, дословно повторяя сочинения других авторов.

Следующие 4 месяца я изучал все возможные каналы на ютубе (моими любимыми стали Walk that bass и Adam Neely), разбирал все книги и программы от Berklee Music College, изучал всевозможные книги по гармонии, собирал рекомендации в музыкальных блогах и в программах западных университетов.

Как я уволился и занялся музыкой

Между профессиональным обучением и любительским есть огромный разрыв.

Все материалы делились на 3 категории:

  • Слишком профессиональные. В них очень много теории, но не понятно, как ее применить здесь и сейчас.
  • Слишком любительские. Здесь каждая простая мысль размазывается на 20 минут объяснений в видео.
  • Слишком эзотерические. Звук везде, он из космоса, проходит через каждого, и мы перерождаемся в своем творческом начале.

У меня было время, поэтому мне удавалось читать и смотреть все это добро, затем придумать задачу, которая меня мотивирует, и следующие несколько дней увлеченно заниматься. А потом все сначала. Очень это было непривычно и увлекательно.

Через 4 месяца я, в целом, уже довольно быстро и спокойно мог взять аккорды нужной мне песни и начинал играть ее так, как мне хочется. Даже удавалось срывать аплодисменты в барах. Ощущения, что цель достигнута у меня было.

Меня безумно вдохновлял процесс, хотелось идти дальше, но здесь возникли небольшие сложности.

Во-первых, я занимался один, и если первых целей я достиг благодаря собственному любопытству, то для того, чтобы двигаться дальше, мне было нужно, чтобы вокруг меня появлялись люди, которые увлечены так же, как и я. Ведь музыка это не про забег на 100 метров, а про образ жизни.

Во-вторых, придумывать себе вдохновляющие задачи становилось сложнее, а без них нет прогресса. Нужны были новые идеи, источники мотивации, цели. Другими словами, начинался классический творческий кризис.

Как я начал решать эти проблемы и открыл Кукушку

Идея была проста, как камень. Чтобы развиваться как музыкант, надо быть среди музыкантов и делать с ними вместе разные музыкальные дела. Проблема была лишь в том, что лично я знал примерно 0 музыкантов.

Я отправился на поиски в интернет. Находил какие-то имена, гуглил, как и с кем играют эти люди, пытался оценить их с разных сторон. В общем нашел человек 15 и отправился им писать. В первый же день на мое сообщение (сейчас я понимаю, насколько странным оно было) откликнулась Варя Чиркина. Это меня удивило, потому что из всех, кому я написал, она была самой крутой. Играла с Монеточкой, пела с СБПЧ, преподавала в Moscow Music School, была вожатой в Камчатке, и у нее был классный инстаграм. Остальные либо не проявляли интереса к проблеме и больше интересовались финансовой стороной вопроса, либо на лбу у них сияла огромная звезда. Иногда она светила вполне справедливо, но чаще появлялись вопросы к этому астрономическому явлению.

Как я уволился и занялся музыкой

Мы подружили несколько недель и поделились своими наработками. Мой подход в обучении музыке был структурный и технарский, а Варин - про художественный смысл и свободу. Мы хорошо друг друга дополняли и очень совпали по вайбу. Решили ничего не ждать и запустили первый музыкальный курс в фейсбуке через месяц после знакомства. На него записались 15 человек. Курс был недолгим, в нем было много общения, шуток, музыкальных экспериментов. Мы много работали и постоянно что-то придумывали.

После курса было несколько недель фрустрации. Мы получили много обратной связи, увидели живых людей с их вопросами и проблемами. Хотелось сделать круче, структурней, но при этом не потерять атмосферу общения и общего веселья.

К нам присоединился крутой художник и дизайнер Артем Зайцев. После нескольких встреч, метаний и застоев родилась Кукушка. Начал формироваться ее образ, смысл и программы обучения.

С тех пор прошло 4 месяца. У нас отучились больше 80 человек. Мы начали преподавать гитару и сделали программы для новичков. Разобрали больше 100 заявок от преподавателей, чтобы отобрать тех, в которых есть жизнь и любовь к музыке. Сильно выросли в качестве образовательного контента.

В конце концов мы набрали достаточное количество опыта, перестали быть курсами и стали секцией, в которой можно постоянно учиться и расти в мастерстве, потому как музыка это про лайфстайл, а не про спринт длиной в месяц.

Но общий смысл остался тот же. Чтобы научиться классно играть, нужны:

  • Регулярные и мотивирующие задачи, чтобы нарабатывать навыки
  • Сообщество, которое поддерживает и не дает сойти с дистанции
  • Разнообразие, чтобы не скучать. Как в задачах и их форматах, так и в преподавателях

За это время я узнал о музыке больше, чем за предыдущие 8 лет в музыкальной школе и еще 10 лет попыток вернуться к занятиям.

Сейчас я больше занимаюсь развитием “Кукушки” как компании. Как выяснилось, у каждого музыканта есть своя суперсила, и если их собрать вместе, они гораздо сильнее, чем кто бы то ни было по отдельности. Короче, в итоге я снова что-то типо продуктового директора, но теперь вокруг меня очень много крутых музыкантов, у которых я постоянно учусь.

4848
26 комментариев

Сколько у тебя было денег за пазухой на время чтобы найти себя?

13
Ответить

Об этом никто никогда не расскажет. История должна быть счастливой, жизнеутверждающей и не иметь ни единой помарочки. Все по кальке западного мышления.

Ещё все должны улыбаться на фото белым оскалом. Вот тут он опростоволосился, конечно. Такая фотография замечательная, яркая. Наверное, оплатил фотосессию. 

Не могу понять, почему нет негатива в статье. Он не может не преследовать человека, что решился на перемены. Депрессия где? Где слезы? Терзания? Мучения и страдания? Где ад?

Ненавижу неполноценные истории

5
Ответить

Около 2 млн

2
Ответить

Я 6 лет ходил в музыкальную школу для взрослых. Типичная классическая программа преподавания - сольфеджио, история искусств и спецпредмет фортепиано с постановкой рук, с полифонией и крупной формой.

На самом деле было по кайфу, но сейчас я тоже пришел к тому, что в этом есть и ограничения. Что не учат аккомпанементу, нет нормального гармонического анализа, тем более не учат импровизировать.

Упор делается на технику, на характер исполнения, но для большинства уметь играть фуги, сонаты или ноктюрны явно недостаточно. Да и многие смогут сыграть по-настоящему сложные произведения?

Тоже этой весной задумался, что надо сменить курс учёбы и учиться  по-иному. Технику худо-бедно поставили, насколько взрослому можно поставить хорошую технику, но теперь хочется научиться свободно играть даже простые песни, на которые не хватало времени во время учебы. Тем более, что дополнительно изучаю гармонию, тоже классическую, и в целом что-то понимаю. :-) Но долбить по нотам учебную программу как-то надоело. :-)

Но тут возникают вопросы к вашей программе и немного личного опыта учебы музыке онлайн.

Вы просите за 5 недель 15000 рублей? Ну и цены! (Ну да, ну да, конечно я нищеброд) Может для Москвы и Европы это нормально, но у себя в городе я столько частному педагогу офлайн буду платить 2 - 4 месяца в зависимости от ставки и крутизны/аппетитов педагога.

Но самое главное. Учеба игре на инструменте онлайн - это не просто суррогат, а профанация. Это мое личное мнение. Нас из-за ковида 2 раза переводили в онлайн на 4 месяца за последние 2 года, и большего отстоя я не видел.

Никогда педагог не сможет ни увидеть всех нюансов игры, ни дать нормальные рекомендации через камеру. Учеба онлайн возможна если нет выбора.

Сюда можно присовокупить 1,5 года учебы в онлайн-университете по другой специальности. В общем, долгосрочной онлайн-учебой я сильно разочарован.

Мнение, основанное на собственном опыте. На истину в последней инстанции ни разу не претендую.

7
Ответить

Спасибо за комментарий.
Цена это всегда чувствительный вопрос. Хочу поделиться некоторыми размышлениями на тему из чего она складывается.

Мы не сравниваем себя с частными занятиями. Наша задача - обеспечить регулярность в занятиях, и уйти от конкретных нот в практическое понимание гармонии, мелодии, ритма. Это комплексный процесс.

Мы берем оплату не за урок, а за неделю. Это значит что в каждом недельном задании есть несколько уровней сложности, и каждый результат присылается на видео преподавателю в любое время в течении недели, т.е преподаватель постоянно смотрит за тем что получается у студентов и как, иногда созванивается со студентами. Это требует от преподавателя постоянного включения в процесс ученика на неделе, если преподаватель крут, то это стоит дорого.

Кроме создания самой программы и записи уроков для большинства заданий мы пишем бэкингтреки под которые удобно тренироваться с нарастающим уровнем сложности. Также делаем шпаргалки, которые позволяют не пересматривать урок и иметь все под рукой. Учитывая что программа делается не одна на всех, это дорогой продакшн.

Мы делаем абонементы на недели с возможностью взять паузы. Мы долго обсуждали должна ли быть оплата помесячной или понедельной, но решили что абонементы честнее, хотя месяцы проще продавались бы. Здесь самый хороший пример с фитнес клубами, но их бизнес модель построена на том что ходит в них 20% от тех кто эмоционально купил. Мы так не хотим.

3
Ответить

Помню, как в 2007 что ли, в команду разработчиков должен был прийти новый человек. Ему подготовили рабочее место, все документы etc...  А в понедельник от него приходит письмо мол, сорян, я решил что не хочу быть программистом, а хочу выступать со своей рок-группой по барам.

7
Ответить

Нам так тоже разработчик (наш коллега по сайд-проекту) сказал, давайте я аккуратно выйду из проекта. Буду заниматься музыкой. 
Аккуратно вышел. Записал альбом, занимается музыкой, оч крутой чувак 😎
Разработку он не бросил, но от сайд-проекта решительно отказался. 

2
Ответить