Дизайнерская финансовая пирамида

Меня зовут Женя Арутюнов, я пишу книгу про дизайн (не только для дизайнеров), и чтобы продать вам эту книгу, решил вот написать серию заметок на Виси. Разумеется, здесь будет только оригинальный контент. А ссылка на книгу будет внизу.

Я знаю две версии дизайнерской финансовой пирамиды — одну можно условно назвать «Я идиот», а вторая пусть называется, скажем, «Рабовладельцы».

Здесь не будет имён, названий, обвинений каких-то. Но вы можете узнать себя или знакомое агентство (а если не повезло, то и подрядчиков).

Я идиот

Схема такая. Берём большой интересный проект. Оцениваем, планируем, берём 50-процентную предоплату и начинаем делать.

Через месяц понимаем, что плохо спланировали проект и промахнулись с оценкой раз в пять. Ну или не понимаем, а просто чувствуем, что как-то оно что-то не идёт, как-то оно не делается, сложно.

Предоплата уже проедена. Чтобы завершить проект, нужно ещё недели две, ну максимум месяц (это так кажется, на самом деле там все два, а то и три). Чтобы на что-то жить дальше, берём ещё проект.

Оцениваем его. Согласовываем план. Но планируем, конечно, без учёта первого проекта, а как будто всё окей, чтобы не спугнуть странными сроками нового клиента. Берём предоплату.

Через месяц всё повторяется. Через месяц всё повторяется. Через месяц всё повторяется.

Думаю, совершенно незачем описывать тонкости диалогов с первым клиентом, вторым, и всеми остальными. Талантливый человек всегда найдёт нужные слова. Чуткий партнёр всегда почувствует, когда разбешённому уже до трясучки клиенту пора показать пару новых макетов и пообещать, что уже очень скоро всё будет хорошо.

Сколько же можно насобирать таких проектов? Ну, мой личный рекорд — 5. Видал я и агентства с десятком как-то что-то не идущих скелетных проектов в шкафу. Секрет успеха тут в том, чтобы не хамить и не теряться, а всегда брать трубку, извиняться, обещать новые сроки и вовремя показывать пару новых макетов.

Возможно, так можно работать до самой смерти, не проверял.

Рабовладельцы

Эта схема для дерзких и талантливых. Изнутри не знаю, могу напутать в деталях, но в целом рецепт такой.

Сначала нужно сделать очень хороший кейс. На этой стадии не жалеем сил, делаем прямо как для себя, чтобы клиент был счастлив, чтобы реализация не подкачала. Много людей не нужно — достаточно команды из двух-трёх основателей с комплементарными компетенциями. И нужен опыт, нужно силы потратить, тут всё по-честному.

Затем этот кейс участвует в конкурсах, получает заслуженные награды. Всё это аккуратно опубликуется на сайте — минималистичном, без особых рассказов о команде и процессах, а с красивыми шрифтами, видосами, тридехами. И с наградами!

А затем приходит Воронежский мясокомбинат (я не знаю, существует ли он, здесь и далее совпадения случайны) — приходит за брендбуком и рекламной кампанией. У мясокомбината есть нужное количество миллионов рублей, и он хочет работать с модным агентством. Но только чтобы на этот раз сделали нормально, для людей, без всех этих минимализмов.

А следом приходит девелоперская компания Девстройинвест-Юг — за сайтом нового жилого комплекса. Премиум-класса, вообще-то — «так что вы уж постарайтесь, чтобы и дизайн был премиум-класса, а не вот это всё молодёжное».

А потом приходит инвестиционная группа «Магарыч», владеющая пятнадцатью торговыми центрами, шестью ресторанными сетями и пачкой супермаркетов. Работы — на несколько лет вперёд, «нам надо всё».

Для этой работы нанимаются простые дизайнеры и аккаунт-менеджеры. Заранее известно, что они обречены страдать, потому что их наняли для мясокомбината и премиального комплекса. Проблема не в том, что эти бизнесы какие-то не такие — они нормальные. Просто сразу был расчёт на то, что этим клиентам проще делать всё, как просят — джаст бизнес. Дизайнеры и менеджеры идут в модное агентство, чтобы прикоснуться к понтам и прекрасному. Пройдёт несколько месяцев, прежде чем они заподозрят неладное. Кто-то уйдёт, кто-то адаптируется. Всегда можно взять новых — кейс на сайте лежит, блестит, и есть не просит.

Знакомство с новым перспективным клиентом всегда начинается со встречи на высшем уровне: основатели прилетают в офис клиента и устраивают там креативный парад идей. Все в восторге, документы шуршат, деньги переводятся на счета, звёзды дизайна кланяются и навсегда исчезают из проекта.

Клиент остаётся один на один с агентским аккаунт-менеджером. Начинается работа. Правки. Не то. Ещё правки. Не то. Ещё правки. Ещё правки. Ещё правки. Аккаунты держат оборону и обволакивают клиента безысходностью. Дизайнеры хотели бы уже покончить с собой, но менеджеры не разрешают — сначала нужно доделать проект. А проект никогда не доделывается. Изредка клиент с ностальгией вспоминает ту самую первую встречу, но быстро обнаруживает, что кроме себя самого претензии предъявлять тут некому.

Стоит ли говорить, что мясокомбинат, Девстройинвест-ЮГ и Марагыч никогда не появятся в портфолио, а имена дизайнеров никогда не будут опубликованы? Да это и к лучшему.

Зато какой был кейс!

:—)

А вот и ссылка на книгу, в которой вообще всё другое: Сложный дизайнер

Увидимся там!

1313
6 комментариев

Я работала и в команде и фрилансером, это всё совершенно не так, на мой взгляд. Во-первых будучи фрилансером нужно понимать что ты сам себе менеджер и выстраивать работу адекватно в графике, а не по явлению музы. Все мои клиенты были постоянными, даже спустя 4 года ухода из фриланса они мне всё ещё звонят и просятся. Ранее работа выстраивалась со слов «какая у тебя сейчас нагрузка? Отправлю тз, оцени по срокам и стоимости». Фриланс всегда работал на сарафанном радио, видимо сервисы по типу фриланс.ру появились из-за факапящих дизайнеров, не умеющих в самоорганизации. А лучше всего сработала рекомендация директора, откуда я уходила во фриланс: увеличь стоимость в три раза, тогда тебе будет не стыдно переработать по проекту, делать дрянь не захочется, а те кому нужна фигня которую потом в портфолио не положить просто не потянут такое по бюджету. Клиентов станет меньше, но денег и времени больше, за счёт повышения уровня и качества как работы так и заказчиков.
В агентствах важно работать с командой, там весь коллектив должен быть идейным и креативным. Кроме того они постоянно должны стремиться к участию везде и по всюду как с первым кейсом , то же работа на имидж. Может суть этой истории в дизайнере который хотел делать дизайн чтобы заработать, а не в дизайнере который зарабатывал делая дизайн. Мы сами только можем превратить себя в «мышку голосового управления» когда теряем уважение к тому что мы делаем. Важно не переставать задавать себе вопрос «нравится ли что я сейчас сделал?» и поднимать уровень не только свой, но и культурно-российский. Можно и с заводами работать делая крутые кейсы. Просто для этого не только картинки рисовать необходимо, нужно давать то что нужно заводу, но подбирать иной визуальный подход. Понятно что там не смузихлёбы сидят, им не близок минимализм из инстаграма, там нужно к Баухаусу с доктриной функционализма обращаться и оттуда вытягивать мудборды.

3
Ответить

Речь же шла о пирамиде, а не о супер-адекватно-великолепно устроенной работе. Такие конторы надо обходить стороной: первые завалят по проекту всё, вторым не до твоего бизнеса им бы свой поскорее вывести в космос. 
Да, есть те, кто пытаются создать ценность, но они за рамками статьи. Хотя, с ними другая проблема может приключиться. Они начинают думать, что лучше знают, что нужно твоему бизнесу.

2
Ответить

Короче возвращаясь к дизайнерской финансовой доктрине: если ты делаешь деньги то дизайн это просто инструмент их получения и он вторичен. Если ты делаешь дизайн, то деньги обязательно к тебе приходят сами.

2
Ответить