{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как крадут электронные деньги Статьи редакции

Руководитель направления «Связь и интернет» сайта «Банки.ру» Антонина Самсонова о способах защиты банковских аккаунтов и других онлайн-счетов.

Человечество давно использует различные варианты денежных средств: шкурки, камешки, монеты, бумажные деньги, теперь вот и электронные. А как только появились деньги, появились и мошенники, пытающиеся эти деньги присвоить.

Много тысяч лет деньги были вполне материальны и ощутимы: их можно было потрогать, попробовать на зуб, спрятать в сундук и закрыть на замок. Но воры всегда находили способ их изъять. И, при определенном приближении, все эти способы можно условно разделить на две группы: «механические» и «психологические». С механическими способами все понятно: сломать замок, проникнуть в сейф, вынести деньги. Или просто из кармана кошелек украсть. А вот психологические способы всегда были более изощренными и даже иногда «красивыми». Правда жертвам от этого не легче. И тут фантазия мошенников была неистощима: от «волшебных бобов», гаданий и чудесных фокусов до масштабных финансовых пирамид.

С цифровизацией всего и вся деньги и финансовые операции все больше уходят в онлайн. Вплоть до того, что некоторые наши современники умудряются месяцами обходиться совсем без наличных. А если деньги уходят в онлайн, то вслед за ними уходят и мошенники.

Времена изменились, механические способы стали более изощренными и наукоемкими. Да и психологические способы от них не отстают, ведь человек остается человеком, даже если в руках у него смартфон вместо топора. Давайте посмотрим на наиболее популярные способы кражи онлайн-денег и расскажем, как от них уберечься.

Хочешь узнать своё имя на языке миньонов?

В Facebook целую неделю ходила шуточная запись: «Хочешь узнать, как бы звучало твое имя на языке миньонов? Напиши в комментарии номер своей банковской карты, срок действия и код с обратной стороны». Выглядит, конечно, смешно. Не верится, что кто-то может клюнуть на такую штуку, хотя, думаю, находились и такие. Данный пример хорошо, хоть и несколько гротескно, иллюстрирует технологию фишинга.

Применительно к нашей теме, фишинг — это способ получения конфиденциальной информации пользователя для совершения платежей от его имени или вывода средств с его счетов. Ловят людей самыми различными способами: присылают письма и SMS якобы от банка с просьбой перейти по ссылке или позвонить по телефону. Перешел по ссылке — а там онлайн-банк, точная копия вашего онлайн-банка, только адрес другой, но кто же тот адрес проверяет. Вы вводите логин, пароль, код из SMS — и все: злоумышленники получили полный доступ к вашим деньгам.

Мошенники — неплохие психологи, поэтому чаще всего такие сообщения подкрепляются пугающими новостями вроде: «С вашего счета списаны деньги! Если Вы не совершали эту операцию, немедленно свяжитесь с банком по такому-то телефону». Что делает перепуганный человек? Кидается звонить по указанному номеру, сообщая незнакомым людям свои паспортные и платежные данные. Заканчивается это все тем, что с его счета списываются деньги. И на этот раз по-настоящему.

Кроме SMS и писем все чаще сообщается о фишинговых звонках якобы представителей банков или технических служб, которые, под разными предлогами, узнают нужную им информацию. Казалось бы, кто же на такое купится? К сожалению, покупаются. Ведь по ту сторону линии сидят люди подготовленные, обученные специальным приемам. А даже самый умный и осторожный человек может быть уставшим, расстроенным, нетрезвым, наконец. И сам отдает все козыри в руки злоумышленников.

Защита от фишинга стара как мир, но при этом железобетонно эффективна. Во-первых, нужно помнить, что представители банков, сотовых операторов, провайдеров и прочих никогда не звонят клиентам с просьбой продиктовать конфиденциальные данные или ввести какие-то команды на телефоне. Такие компании очень трепетно относятся к личным данным клиента и жестко регулируются законодательством.

Во-вторых, получив сообщение о чем-то (списании денег со счета телефона, банковского счета, изменении настроек онлайн-банка и так далее), прежде всего нужно выдохнуть и проверить информацию. Посмотреть баланс на своем счету, сверить номер телефона и адрес в ссылке с данными на официальном сайте банка. И, если заметите что-то странное, обязательно связаться с банком. Только по тем контактным данным, которые вы видите на официальном сайте, а не тем, что вам прислали в SMS. Внимательность, осторожность и критическое мышление – лучшая защита от мошенников во все времена.

Ловись, рыбка, большая и маленькая

Некоторые случаи фишинга настолько массовые и наглые, что приобретают своё имя и входят в историю. Хотя, к сожалению, это совсем не ограждает новых жертв мошенников, люди попадаются на такие «удочки» с завидной регулярностью.

Яркий пример — «мошенничество имени Avito». Мошенники мониторят сайты типа Avito и «Юлы», выбирают те объявления, где продается что-то дорогое. Дальше все старо как мир: мошенник звонит продавцу, уверяет, что готов купить дорогую вещь прямо сейчас, и просит данные карты, чтобы перевести предоплату. Окрыленные мыслями о быстрой продаже, люди не задумываясь отдают все данные, включая cvv2/cvc2.

Такой же массовый и прибыльный «бизнес» — поддельные интернет-магазины. Создается сайт интернет-магазина каких-либо популярных товаров (иногда это просто торговая страница, лендинг). «Магазин» активно раскручивается в поисковиках. Это не быстро, но серьезно повышает доверие к сайту. Дальше все товары под разными предлогами продаются за предоплату.

Таким образом, мошенники не только присваивают себе деньги, перечисленные покупателями добровольно, но и получают в своё распоряжение полные данные карт, которыми незамедлительно пользуются, пока жертва ждет заказанный товар и не предпринимает никаких действий по защите своих денег.

Чаще других в эти сети попадаются подростки, домохозяйки, пожилые люди. Поэтому, будучи активным, серьезным и критически настроенным ко всяким «разводам», подумайте о тех, кто рядом с вами. И уделите немного времени «политинформации». Это убережет вас от лишних трат, а родных и близких — от лишних расстройств.

Первое правило личного кабинета оператора — никому не говори пароль от личного кабинета

Счет мобильного телефона уже давно перестал быть просто балансом для звонков и SMS — это полноценное платежное средство. Без связи мы как без рук. Времени мало, и мы часто привязываем банковскую карту к личному кабинету на сайте оператора, чтобы пополнять баланс практически мгновенно и в любое время. В этом смысле «Мегафон» пошел еще дальше, привязав свою банковскую карту к счету телефона. Удобно? Безусловно! Безопасно? Как посмотреть.

Помня о том, что на телефонном счету денег не очень много, мы не сильно заморачиваемся со сложностью пароля. А зря. Простые пароли легко взломать. Проникнув в наш личный кабинет, мошенник может воспользоваться не только средствами на телефоне.

Если карта привязана к счету телефона, ничто не помешает злоумышленнику пополнить баланс номера на максимально доступную сумму, а потом вывести деньги со счета, например, через Qiwi. Да, он заплатит большую комиссию за вывод средств. Ну и что? Это же чужие деньги. А дальше доказать или вернуть деньги крайне сложно. Пароль — ваш, кошелек Qiwi «левый», денег давно нет.

Поэтому помним, что телефонный счет — тоже деньги. А пароль усложняем и всячески храним.

Свой чужой номер

Представьте себе ситуацию: вы долго пользовались номером телефона, к нему были привязаны мобильный банк, всякие сервисы, «напоминалки». А потом по каким-то причинам вы перестали им пользоваться. Что с ним происходит?

Оператор блокирует номер, потом он уходит в «отстойник», а затем попадает к другому абоненту. Да, новый абонент получил не вашу SIM-карту, а её дубликат. Да, чаще всего банки отслеживают такие вещи и блокируют операции при смене SIM-карты до подтверждения «легальности» SIM-карты от клиента. Чаще всего. Но не всегда. И не все банки. Ну а мы, конечно, чаще всего забываем уведомить банк о том, что больше не пользуемся SIM-картой. И, таким образом, ставим свои финансы под угрозу.

Поэтому берем за правило: обо всех изменениях в жизни банку надо сообщать. Как врачу. Чтобы потом не было мучительно больно.

«Человек в браузере»

По информации технического директора Check Point Software Technologies Никиты Дурова, банковские трояны — один из наиболее распространенных способов мошенничества в финансовой сфере. Атакам троянов и прочих вирусов подвергаются как банковские клиенты, так и сами банки. И если с атаками на банки простой человек вряд ли сможет бороться, то обезопасить себя лично он вполне способен. Давайте сначала поймем, как это работает.

Банковские трояны часто используют технику man-in-browser («человек в браузере») — веб-инъекции или механизмы перенаправления. Они проявляют активность и тайно ждут, когда пользователь зайдет в онлайн-банк. Затем троян может использовать кейлоггинг — фиксировать все действия пользователя на сайте, в том числе нажатие клавиш. Это позволяет хакерам завладеть информацией, необходимой для входа в систему онлайн-банкинга, перевода средств на чужой счет и других махинаций.

Никита Дуров, технический директор Check Point Software Technologies

То есть сами того не ведая, клиенты отдают свои данные в руки мошенников. Можно ли от этого защититься? Конечно.

Во-первых, вовремя обновлять ПО на компьютере, смартфоне, планшете, то есть на любом устройстве, которое вы используете для доступа к деньгам. В обновления производители включают новые защитные механизмы системы и закрывают «дыры», обнаруженные ранее. То есть чем новее ПО на вашем устройстве, тем больше вы защищены.

Во-вторых, не стоит пренебрегать антивирусами и защитными программами. И тоже максимально новой версии. В-третьих, в настройках браузера следует запретить загрузку расширений с непроверенных сайтов. И, в-четвёртых, будьте внимательны к деталям. Проверяйте адреса сайтов, которыми пользуетесь для совершения финансовых операций, и будьте осторожны, переходя по ссылкам на сайтах и в приложениях.

Мне не страшно, у меня кнопочный телефон

До сих пор бытует мнение, что если SIM-карта, к которой привязан ваш онлайн-банк, стоит в простейшем кнопочном телефоне, то мошенники вам не страшны. Да, вариантов воздействия на вас у злоумышленников меньше, но тем не менее они есть. Банальный фишинг, о котором мы говорили выше, в этом случае вполне применим. Мошеннику, по большому счету, все равно, на какой аппарат он звонит — кнопочный или новейший смартфон. Так что бдительность терять не стоит.

Кроме того, благие намерения банков сделать операции максимально быстрыми и удобными играют на руку мошенникам. Так, возможность совершения денежных переводов путем отправки USSD-запросов или SMS открыла целый пласт возможностей для преступников.

Самый банальный вариант — ваш телефон оказался в руках мошенников. А там — полная информация о ваших возможностях: наименование банка, баланс счета, примеры SMS для перевода денег со счета на счет. Даже не обладая никакими дополнительными данными, можно вывести с ваших счетов деньги в довольно короткий срок.

Поэтому никогда не оставляйте телефон без присмотра. И не пренебрегайте блокировкой аппарата (паролем, отпечатком пальца, Face ID, а лучше комбинацией способов). И вот в этом случае кнопочный телефон со стандартной и легко снимаемой блокировкой серьезно проигрывает смартфонам.

Еще один способ мошенничества, не зависящий от модели телефона — дубликат SIM-карты. Многие банки дают возможность восстановить логин и пароль от онлайн-банка с помощью привязанного к системе телефона. А значит, злоумышленник, получивший вашу SIM-карту или ее дубликат, легко получит доступ к вашим финансам.

Поэтому при потере телефона или SIM-карты необходимо как можно быстрее заблокировать «симку», обратившись к вашему оператору. А также сообщить о происшествии в банк. Кроме этого, если вы видите, что происходит что-то странное — подозрительные операции, SMS от банка об операциях, которые вы не совершали — незамедлительно свяжитесь с банком по номеру, указанному на официальном сайте и заблокируйте доступ до выяснения обстоятельств. Внимательность и быстрая реакция помогут вам сохранить свои деньги и время.

Плати хоть утюгом, но проверенным

Головокружительный технологический рост делает фантастику реальностью, давая нам неведомые раньше возможности. Но с ростом возможностей растут и потенциальные угрозы. Всего год назад человек, который платит в магазине телефоном, ловил на себе заинтересованные взгляды. Сейчас этим уже никого не удивишь.

Совсем скоро умная техника научится не только оказывать нам определенные услуги, но и получит доступ к нашим финансам. Так, холодильник сам будет заказывать необходимые продукты, а утюг — расходные материалы по мере их истощения.

А значит, у злоумышленников появятся новые возможности. Но внимательность, здравый рассудок и разумные меры безопасности защитят ваши финансы в любые времена, и независимо от того, чем вы платите. Хоть беличьей шкуркой, хоть утюгом.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Sanya Radostev

Ну хз, статья уровня памяток для бабушек

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Net

плюс, тетя с таким дико няшным лицом, под таким заголовком...

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова

За лицо дико извиняюсь, с годами стану серьезнее.

Ответить
Развернуть ветку
topovyj

Сейчас деньги могут красть сами банки, так как у них нету графы "было на момент списания". И никого это не беспокоит почему-то.
Например карта Мегафона никак не отображает комиссии в истории. Скажем у вас 10 тысяч, вы пополняете онлайн что-нибудь на тысячу, в истории отобразится покупка на одну тысячу, однако баланс будет не 9 тысяч а скажем 8800.
И вот в такие суровые времена статьи выходят лишь для слоупоков, которым нужно пояснять очевидные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Кстати да, если бы банки хотели, то давно бы запилили четкие таблицы, вот оно было, вот ушло, вот оно ушло туда-то и туда-то, вот оно поступило на счет того-то и того-то. Банковская выписка у того же сбера, скорее запутать, чем рассказать о счете.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov

Чего там у карты МФ не отображается? :)

Ответить
Развернуть ветку
topovyj

Ну пополни тогда Яндекс.Деньги к примеру (пункт с банковской карты) https://money.yandex.ru/prepaid/
главное баланс запомни)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Лапшин

Вы уверены, что комиссию при этом берет банк, а не Яндекс.Деньги? :)
Может быть, комиссию надо искать в другом интерфейсе?

Ответить
Развернуть ветку
topovyj

Конечно её берет Мегафон. И не отображает в истории.
А та комиссия что берет Яндекс, прибавляется к сумме списания и видна.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeni Lukyanov

Яндекс.Деньги в этом плане самые прозрачные. Пользуюсь с 2010 года. Карта с 2013 года. Ни разу не переплатил ни копейки комиссии. Всегда четко уведомляют обо всем.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Shamov

Вам надо - вы и пополняйте. Я просто привёл пример, что комиссия вполне себе отображается

Ответить
Развернуть ветку
Evgeni Lukyanov

Отлично. 2 недели назад в веб-версии ИБ не отображалась комиссия. Отображается только в детализации на сайте мегафона.
На эту тему буду писать большой отзыв. Потому что слил Мегафону почти 1000 рэ комиссии.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Клинуев

Зачем такое долгое вступление к статье? Про ракушки и прочее.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

потому что копирайтеру, который писал эту статью, платили за знаки.

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Самсонова

Поклеп!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Zhitarev

Что, неужели за еду?

Ответить
Развернуть ветку
Максим Красуцкий

Считаю абсолютной глупостью получать пуши и смс на тот же телефон где установлено приложение банка.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Платцев

Думаю основной контингент, это люди с малой компьютерной грамотностью. Просто сам пользуюсь сбером и проблем ни разу не было.

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Личный опыт не всегда гарантия результата. Ошибка выжившего во всей красе. Так можно и на красный годами ездить и ничего. Потом всем рассказывать, что пдд для дураков, я вот мол 10 год на красный езжу и все нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeni Lukyanov

У Сбера года 1.5-2 назад было обновлений правил безопасности и там был такой пункт. Но потом его убрали почему-то.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry LS

"...возможность совершения денежных переводов путем отправки USSD-запросов или SMS открыла целый пласт возможностей для преступников."
Есть еще бОлшая проблема в недобросовестности тех, кто должен быть на стороне клиентов. Мошенникам открыли доступ к средствам клиентов сами операторы связи. Операторы связи позволяют обманным путем подписывать на платные услуги клиентов так, что клиенты даже и не подозревают об этом, пока не увидят расшифровку списаний по счету. МТС этим промышляет и по сути отвечает на претензии так, что абоненты сами виноваты, что пользуются услугами МТС.

Ответить
Развернуть ветку
Unreal Person
Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zhuravlev

Face ID на iPhone 8 (Plus)? Хм...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aka Bydionis

Деньги ворует не только банки но и сотовые компании. Мне только вчера отец сказал что с него каждый день, Билайн списывает по 80 рублей за интернет....и уже списал 2400 рублей за месяц) я хз как такое получилось, с учетом того что у меня по моей симке везде интернет бесплатно раздается....А отец мобильным интернетом в принципе не пользуется если везде вайфай.

Так что пока, самые лучшие грабители, это корпорации!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Я думал тут туториал как красть деньги :(

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Светлана Игнатова

Да сейчас везде опасно хранить деньги, будь то виртуальный кошелек или реальный, а с карт то как научились деньги выманивать просто поражаюсь, я уже боюсь там хранить большие суммы, а они действительно не маленькие после выигрышей на автоматах в онлайн казино Эльдорадо https://slotodengi.ru/eldorado-online-casino-igrat , да и вообще мошенники на каждом шагу, не знаешь где и опасность может подстерегать.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда