Социально-экологическая ответственность брендов: маркетинговый ход или помощь нашей планете

Социально-экологическая ответственность брендов: маркетинговый ход или помощь нашей планете

В этой статье мы рассмотрим экологические кейсы: какие бренды делают «зеленые» рекламные кампании, а кто из них на самом деле помогает окружающей среде, а также опишем конкретный кейс нашего агентства 4К и бренда премиальных часов Ulysse Nardin.

Глобальное потепление, микропластик, выбросы парниковых газов и сортировка мусора – одни из самых обсуждаемых тем последних лет.

После выступления экоактивистки Греты Тунберг в 2019 году мир всерьез задумался о защите окружающей среды. Хоть сама девушка имеет сомнительную репутацию в сети, но тренд на экологическую сознательность она определённо задала. У Греты получилось привлечь внимание общественности к проблемам: в этом же году ООН объявило о начале чрезвычайной экологической ситуации на всей планете.

Люди стали задумываться о своих потребительских привычках, интересоваться сортировкой мусора и обсуждать тему экологии. В сети появилось много зеленых СМИ и экоблогеров, которые стали продвигать идеи разумного потребления.

Бренды тоже всерьез задумались об опасности, которая грозит окружающей среде. Но бОльшая часть из них только ради того, чтобы быть на одной волне с обществом. В компаниях стали говорить о социально-экологической ответственности и использовать приемы гринвошинга.

Гринвошинг или маскировка безразличия к проблемам экологии

В связи с ростом экологической ответственности брендов в 1999 году термин «гринвошинг» или «зеленый камуфляж» был внесен в Оксфордский словарь.

Гринвошинг – форма экологического маркетинга, в котором используются «зеленые» методы по введению покупателей в заблуждение относительно экологичности продукции и ее целей.

Например, используются придуманные самой компанией символы «ECO», «BIO» или на упаковку добавляют информацию об экологичности материалов без подтверждения от экспертов. К сожалению, потребители ведутся на такие «зеленые» уловки, которые не соответствуют действительности. Бренды реализуют гринвошинг с целью получения прибыли, а не реально заботятся об окружающей среде.

Примеры гринвошинга:

  • Европейский автомобильный концерн Volkswagen выпускал машины с «чистым дизелем». В действительности оказалось, что они лишь занижали показатели выделения вредных газов в выхлопе. Скандал был грандиозный. Ему даже дали специальное название – «Дизельгейт».
  • Coca-Cola, PepsiCo и Nestle рекламируют свои товары как перерабатываемые, но бренды используют дешевый первичный пластик для производства. Экоактивисты любят им об этом напоминать.
  • Популярная тема – биоразлагаемые пакеты. Правда в том, что они разлагаются до микропластика, который попадает в почву, воду и потом к нам в пищу. Но об этом на пакетах не пишут. Лучше ходить в магазин с авоськой.

И, увы, таких примеров гринвошинга очень много. Часто этот маркетинговый ход работает на увеличение прибыли компании, но если это раскрывается – происходит скандал и падение репутации. Искренне не советуем брендам так рисковать, потому что выход из кризисной ситуации может быть намного более убыточным, чем прибыль от гринвошинга.

Примеры честной социально-экологической ответственности

Сеть кафе «Буше»: новые подходы к ведению бизнеса

Позитивный пример экологичного ведения бизнеса показала сеть кафе «Буше» в Санкт-Петербурге и Москве. Сеть «Буше» заменила пластиковые трубочки на бумажные, сахар в индивидуальном пакетике – на сахарницы. Во всех кафе были установлены светодиодные лампы, промышленные системы водоочистки на производствах, а также была введена практика по сортировке мусора.

Когда руководство рассказало об изменениях, которые они хотят внедрить в работу, сотрудники компании аплодировали. Они были рады стать частью места, которое обращает внимание на проблемы экологии. Для команды был проведен «Экомарафон»: им рассказывали о важности заботы о планете, о сортировке отходов и как поднимать тему экологии в коммуникации с клиентами.

Новость про нововведения в «Буше» прекрасно сказалась на их репутации и попала во многие СМИ, что обеспечило продвижение сети, но изначально это было сделано явно не с целью увеличения прибыли.

Ulysse Nardin и фонд «Без рек как без рук»: экологическая акция на берегу Москвы-реки

5 июня 2021 года некоммерческий фонд «Без рек как без рук» и швейцарский бренд часов Ulysse Nardin организовали совместную экологическую акцию на берегу Москвы-реки. По итогам мероприятия было собрано и сдано на переработку более 200 кг мусора. Каякеры очистили целых 10 км реки. Наше агентство 4к тоже приняло участие в акции.

Социально-экологическая ответственность брендов: маркетинговый ход или помощь нашей планете

Более 50% собранных отходов – пластик. Под воздействием природных явлений он превращается в микропластик, который представляет новую экологическую угрозу всей планете. Сейчас объясним, в чем его основная проблема.

Микропластик загрязняют нашу среду обитания, а также откладывается в организмах людей и животных, поэтому он особенно опасен из-за возможного накопительного эффекта. Подвергнуться воздействию микропластика можно в быту (например, через декоративную косметику с блестками или зубную пасту с гранулами) и при посещении пляжей, береговых линий.

Важной частью акции также стало изучение качества воды Москвы-реки. В пробах речной воды был обнаружен избыток биогенных веществ на 20-50%. Результаты измерений показывают необходимость скорейшей реконструкции Верхнепосадских очистных сооружений в г. Звенигороде.

Помимо всего прочего, наше агентство совместно с сотрудниками Ulysse Nardin в России, а также СМИ и экологером Boris Lorer @lorerrrrr успешно опробовали актуальную концепцию организации мероприятия, когда приглашенные гости не просто слушают спикеров, но и сами вовлекаются в полезное дело по уборке мусора и очистке нашей планеты от вредного пластика.

Социально-экологическая ответственность брендов: маркетинговый ход или помощь нашей планете

Наше сотрудничество с фондом «Без рек как без рук» является логическим продолжением глобальной истории бренда по сокращению выбросов пластика в Мировой океан. Каждый из нас может внести свой вклад в чистоту водных ресурсов России. Сегодня социальная и экологическая ответственность больше не модная тенденция, а необходимость, потому что мы собираемся создать для себя первоклассный уровень жизни.

Максим Андрианов, генеральный директор представительства Ulysse Nardin в России

Ровно 175 лет назад Ulysse Nardin славился своими невероятно точными и надежными бортовыми и морскими хронометрами. В настоящее время, чтобы подчеркнуть свою любовь и преданность океанам, бренд не только поддерживает в дизайне часов морскую тематику, но еще и активно занимается благотворительностью. Ulysse Nardin участвует в программах по сокращению загрязнения морской среды пластиковыми отходами и в разработке научных исследований по защите популяций акул.

Кстати, бренд активно проявляет и социальные инициативы: оказывает поддержку российскому параатлету Дмитрию Игнатову @dvignatov. Дмитрий знаменит за счет программы «‎Одной ногой в Токио» (совместный проект Паралимпийского комитета и RT), где он рассказывает про олимпийские игры.

Социально-экологическая ответственность брендов: маркетинговый ход или помощь нашей планете

И маркетинг, и реальная помощь

Бренды могут стать социально-экологически ответственными и заработать на этом хорошую репутацию, что в дальнейшем скажется на их прибыли. Но, как сказал Максим, это уже не модная тенденция, а необходимость.

Погоня за успехом через море токсичных веществ или же красивый и экологичный путь? Конечно, бренды должны следовать по второму пути: помогать планете и становиться примером для всех остальных.

И не так важно, искренне ли бренды обращают внимание на экологические проблемы или же это дань трендам, потому что главное – сортировка мусора и другие экологичные привычки становятся частью обыденной рутины.

1111
2 комментария

Очень интересная статья, главное все по делу)

Ответить

Мне нравится этот эко-тренд, пусть даже компании делают это ради пиара и денег. Зато планете помогают :)

Ответить