Почему мы прогоняем стартаперов, а они нас потом еще и благодарят

Ребята с горящими глазами и гениальной идеей просят разработать IT-решение для запуска продукта. Непременно хотят использовать технологии машинного обучения и искусственного интеллекта. Думают только о том, как инвесторы выстроятся в очередь, и сколько денег в итоге получится заработать.

Всем привет! Я Кирилл из WB—Tech. Расскажу, как мы вежливо советуем стартаперам, которые к нам обращаются, как им дальше предпринимательствовать — и не потерять все. Выборка у нас достаточно большая: 117 обращений с января 2021 года.

Спойлер: работать в найм советы не даем, хотя это — как утверждают умные люди — лучший способ заработать деньги.

Когда действующий бизнес приходит к нам, то такой заказчик, как правило, знает, что хочет получить, и как все должно работать.

Однако стартаперы приходят обычно с голой идеей и большой мечтой.

С чего обычно начинают стартаперы, и почему они в большинстве лажают

Часть стартаперов раньше что-то слышали об MVP (минимальный продукт), необходимости предпроектного исследования и создании прототипа. Но идея продукта кажется им такой гениальной, будто риска провалиться у нее нет.

Они считают, что идея — самое ценное, и незачем тратить деньги на прототип, который в итоге не пригодится. Идея же сразу и непременно выстрелит — какие еще прототипы, чего вы нам тут глупости рассказываете!

К сожалению, реальная статистика говорит о том, что 92% идей превращаются в тыкву.

А теперь представьте, что вы умный стартапер, и на старте проекта у вас есть выбор: сделать прототип и в случае неудачи потерять 400 000 рублей или не делать прототип и потерять несколько миллионов и кучу времени, если принцесса все же станет тыквой.

И вот здесь важно прислушиваться к здравому смыслу, а не к эго.

Как стартаперы встречаются с реальностью и за что они нас благодарят

При обращении стартап обычно ставит задачу по реализации какого-то мощного решения. Чтобы сразу как Фейсбук, но только зелененький.

Мы знаем, как одну и ту же задачу решить различными способами. Обычно советуем не создавать сразу что-то космическое, а предлагаем использовать готовые инструменты. Так проще, дешевле и быстрее.

Это может шокировать некоторых, но мы осознанно показываем стартапу альтернативу: «можете сами за такие деньги, можете с нами за такие или вот такие деньги».

Пример сравнительного анализа трех вариантов реализации стартапа:

Почему мы прогоняем стартаперов, а они нас потом еще и благодарят

На этом этапе часть стартаперов (из тех, кто умеют слушать мнение экспертов) понимает свои сильные и слабые стороны — и ребята уходят пилить MVP на Tilda или Bubble. Потом многие благодарят, что сэкономили на разработке, внедрив наши советы.

Другая часть стартаперов понимает, что своих ресурсов нет, да и сроки поджимают, и тогда мы начинаем проект консалтинга. Под каждый продукт мы подбираем подходящие способы реализации. Сравниваем плюсы и минусы каждого. Считаем затраты на создание прототипа. Оцениваем потери в случае неудачи всего проекта. Результатом становится пошаговый план действий.

И вот здесь еще часть проектов приходит к дзену: проект, оказывается, не так прост даже на этапе MVP, и денег потребует очень много.

А если мы делимся со стартаперами бенчмарками расходов на маркетинг в их нише (если у нас есть такие кейсы), то можно увидеть, как прямо во время Zoom-звонка в уголках глаз хлопцев и дивчин появляются предательские капли как прощание с мечтой о Бентли.

Реальный кейс: клиент, который хотел начать свой стартап с технологий машинного обучения и искусственного интеллекта, выбрал самый простой вариант разработки.

Таблица выше — это был как раз для него прогноз, мы вдвое сократили сроки и стоимость от изначально планируемых. И затем уложились в бюджет и сроки.

Стартап — это не игрушки

Не игрушки, а очень даже процессная и проектная деятельность.

Запас денег и эмоциональных ресурсов на старте у всех ограничен.

Если сразу вложить весь бюджет в самую лучшую реализацию одной большой идеи, у вас не будет кэша, когда что-то в процессе изменится (а что-то всегда меняется). Без денег на голом энтузиазме команда или основатель стартапа долго не протянет.

Если начать с создания упрощенной версии продукта, то при отсутствии product market fit, можно быстро сделать пивот и протестировать еще несколько идей.

Проделанную вами работу будут оценивать только по бизнес-результатам. Инвесторы и банкиры не хотят разговаривать с теми, кто не может показать выручку в кассе. В глазах окружающих ценность незаконченного проекта околонулевая.

Будьте экономными! И будьте рассудительными!

Так в завершение переиначу знаменитую фразу Стивена Джобса.

Почитать еще про низкобюджетную разработку можно в нашем блоге.

Если планируете стартап, обязательно прочитайте статью про предпроектное обследование.

4949
165 комментариев

Ожидала видео, как прогоняют стартаперов. Досадно, что в статье этого нет

40
Ответить

В заголовке же "почему", а не "как".

4
Ответить

Надо бы снять видео поездки на 101 километр в уличный железнодорожный туалет за тряпками. Только гнать подобных лекторов, у которых то неправильно, это неправильно, все неправильно. И один и тот же набор слов. Стартапперы, горящие глаза, MVP какой-то. Вы хоть раз хоть один реальный пример покажите хоть с чем-то. Например с теми же тряпками

2
Ответить

Да видео было бы к месту, думаю что многим было бы интересно посмотреть.

1
Ответить

Ссаными тряпками?)

1
Ответить

На Ютубе можно любое видео найти, если постараться

1
Ответить

Согласен с идей поста, но удивительно, что люди идут в старт-ап не понимая таких простых вещей. Сначала MVP на коленке, потом проверка product market fit, затем pivot если надо. Это же просто основа стартаперства, про которую рассказывают везде, и уж инвесторы точно должны быть в курсе.

17
Ответить