Идеи, сложные решения, конкуренция и визионерство — 7 советов начинающему предпринимателю

От запуска школы танцев и ночного клуба до регионального интернет-провайдера и digital-агентства — Ринальд Садыков, генеральный директор и основатель Terabit Digital делится историей своего предпринимательского пути и инсайтами, которые на нем получил.

Ринальд Садыков, генеральный директор и основатель Terabit Digital
Ринальд Садыков, генеральный директор и основатель Terabit Digital

Из столицы в регион

Мой предпринимательский путь начался не совсем обычно. Мне было около двадцати лет, я жил в Москве и работал менеджером в консалтинговом агентстве. Я знал, что многие едут из провинции в большие города с целью чего бы то ни было добиться, а в результате сталкиваются с огромной конкуренцией и вязнут в ней. Поэтому я решил поступить наоборот – начать с малого. И с радостью ухватился за предложение своего друга поехать в Великий Устюг, откуда он сам был родом, чтобы попробовать себя в бизнесе.

За 10 лет мы запустили несколько проектов, два из которых доросли до компаний с солидными оборотами. А когда вернулись в Москву, чтобы расширять свое дело, поняли, что мы на голову выше многих столичных предпринимателей. Но, обо всем по порядку.

Совет 1. Не бойтесь начинать бизнес в регионах. Там часто есть ниши с незакрытым спросом, а конкуренция значительно ниже.

Челленджи на старте

Друг, о котором я говорю, проводил мастер-классы по хип-хопу, и по приезду в Великий Устюг мы решили открыть собственную школу танцев. Забавно, но практически сразу после запуска мы поняли, что ничего на ней не заработаем. Вся выручка составляла примерно 50 тысяч рублей в месяц, из которых нужно было платить аренду, зарплату преподавателям и т.д. В итоге себе оставалось каких-то 5-7 тысяч на брата. Не о таких доходах мечтаешь, когда открываешь бизнес, верно?

Простаивающие в ночное время площади школы мы решили использовать для запуска ночного клуба. На старте очень многое приходилось делать самим. Бармен, которого мы наняли, приносил выручку в 1000 рублей за ночь – остальное попросту воровал. Его пришлось уволить, мне самому встать за барную стойку, а другу за DJ-ский пульт.

Где-то через девять месяцев площадь клуба была уже в три раза больше, чем на старте. Выручка доходила до полумиллиона в месяц – с этими деньгами уже было куда двигаться. При этом, наши личные доходы все еще оставляли желать лучшего, так как большую часть денег мы реинвестировали, чтобы масштабироваться.

Наш ночной клуб в Великом Устюге – «Сичетыре»
Наш ночной клуб в Великом Устюге – «Сичетыре»

Мы работали по 18 часов в сутки, иногда просто ночевали на работе – это сильно сказывалось на здоровье. Количество сотрудников в штате достигло 60 человек и менеджмент давался нам все сложней и сложней. Постоянно за разъяснениями приходила полиция – то драка произойдет, то сумочку украдут, были случаи, когда люди от конкурентов распыляли газовые баллончики.

Так я понял, что бизнес только со стороны может казаться источником легких и быстрых доходов, а на деле, это огромный труд, который буквально выжимает из вас все силы.

Совет 2. Не стоит идти в бизнес, если ваша цель – легкий и быстрый заработок. Может пройти несколько лет, прежде чем вы выстроите систему, которая сможет быть самостоятельной и приносить доходы.

Сложные решения

Валютный кризис 2014 года сильно ударил по карманам потребителей – многие буквально сидели без денег. Это сказалось и на покупательской способности аудитории нашего клуба.

Наши доходы значительно упали и буквально одним днем мы приняли решение закрыть клуб, несмотря на то, что вечеринки и приглашенные артисты были расписаны уже на месяц вперед. Это решение стало одним из самых тяжелых и, в то же время, самых грамотных за всю историю нашей работы. Мы выдохнули, восстановили здоровье, высвободили дополнительные ресурсы.

Для нас это был колоссальный опыт, несмотря на то, что в целом направление связанное с event-ами и общепитом – дело очень неблагодарное. Как бы ты ни был хорош, всегда найдутся недовольные.

Совет 3. Не бойтесь прощаться с проектами, которые больше не востребованы рынком. Принятие сложных решений – неотъемлемая часть бизнеса.

Где брать идеи для бизнеса?

Так сложилось, что идеи для бизнеса нам подкидывала сама жизнь. В Великом Устюге мне, как активному пользователю интернета, было недостаточно скоростей, которые предоставлял местный провайдер. За 600 рублей в месяц я получал интернет со скоростью 512 кб/сек (512 кб, Карл!) – сейчас такие цифры уже кажутся дикостью. Я несколько раз приходил с предложением увеличить скорость в три раза и готов был платить за это в три раза больше, но меня кормили «завтраками» и ситуация никак не менялась. Меня это не устраивало и я решил: хочешь хороший интернет – сделай его сам.

Совет 4. Ищите идеи для бизнеса сквозь призму решения какой-то проблемы. Даже не имея компетенций в отрасли, вы можете их наработать.

Сразу скажу, что в сфере интернет-технологий тогда у нас не было никакого опыта. Мы взялись за книги, прошерстили интернет, собрали данные и провели почти три месяца, погружаясь в тему. Я написал бизнес-план на 80 страниц, который инвестор даже не стал читать. «Ребят давайте в двух словах, что за тема? Сколько надо денег?» – вот, что он сказал. Мы кратко презентовали идею и получили деньги на открытие компании и постройку собственной сети. Вообще найти деньги на запуск бизнеса не так сложно, как кажется на первый взгляд – достаточно задаться такой целью.

Совет 5. Объемные бизнес-планы – не самая рабочая история. Уважайте время инвестора, презентуйте идеи кратко.

Региональный интернет-провайдер «Терабит»
Региональный интернет-провайдер «Терабит»

На волне конкуренции

Реклама, которую мы заказывали на радиостанции выходила все время какая-то некачественная: то тихая на фоне остальных роликов, то с некачественным монтажом, шипением и т.д. Вскоре мы выяснили, что собственник рекламного агентства имел отношение к конкурирующему ночному клубу. И мы не придумали ничего лучше, чем запустить собственное рекламное агентство.

Проблем на пути развития интернет-провайдера также было достаточно, включая попытки рейдерского захвата. У меня сохранилось видео, где мы пытаемся восстановить срезанный со столба кабель, но сотрудник ЧОПа с автоматом меня к нему не подпускает. Их нанял наш конкурент, использовав свой административный ресурс. Пришлось сильно постараться и отбиться нам все-таки удалось. Сейчас из трех компаний-провайдеров, с которыми мы конкурировали, остался лишь один – «Ростелеком», двух других мы поглотили.

Удовольствия от проблем мы, конечно же, не получали. Но благодаря всем этим сложностям пересматривались наши взгляды на те или иные вещи, росли и мы, и наш бизнес.

Совет 6. Не делайте из конкуренции культ сопротивления. Улучшайте свои услуги, продукты, сервис. В целом, в конкуренции нужно уметь жить.

От блокчейна к digital

В 2015 году у нас появилась идея создать открытую биржу уникальных картин художников со всего мира. Каждая картина могла бы выпускать токены (акции) через наш блокчейн и давать людям возможность инвестировать в искусство, а художникам получать авторский процент с каждой перепродажи картины.

Сейчас в мире блокчейна это называется NFT (non-fungible token – невзаимозаменяемый токен), а некоторые из компаний, использующих эту технологию, оцениваются в миллиарды долларов. Но тогда нашей веры в проект было недостаточно и от его реализации мы в итоге отказались.

Идея не прошла бесследно: мы решили заняться IT-разработкой и запустили агентство Terabit Digital.

Агентство Terabit Digital и наши проекты
Агентство Terabit Digital и наши проекты

Сейчас агентство сфокусировано на разработке сайтов, мобильных приложений, CRM и ERP-систем. Для заказчиков мы стараемся быть digital-консультантами, которые помогают вывести их бизнес на принципиально новый уровень. Я часто сам провожу консультации и бывает так, что вопросы выходят далеко за рамки IT-разработки, особенно у стартапов. В перспективе для них мы планируем запустить площадку для финансирования и запуска на конкурсной основе, под управлением инвестиционного фонда.

Опираясь на свой опыт, мы поняли, что будущее любого бизнеса за собственной экосистемой, которая позволяет масштабировать любые продукты. Именно такую мы и намерены построить.

Совет 7. Будьте визионерами. Чтобы вырасти из «штанов» малого и среднего бизнеса, нужно понимать, какой вы хотите видеть свою компанию в перспективе.

Продолжение следует

Иногда я сам удивляюсь тому, сколько всего со мной и командой случилось за это время. Верю, что и впереди немало интересного.

Вы можете со мной не согласиться, но я думаю, что хотя бы раз в жизни каждому стоит попробовать себя в качестве предпринимателя, чтобы решить: мое это или нет.

Современный мир очень динамичен и открыт тем, кто готов много работать и брать на себя ответственность, а социальные сети и медиа позволяют перенимать опыт и знания у коллег – не стесняйтесь пользоваться этим на протяжении всего пути.

1515
1 комментарий

Как говорится : " между штанами и стулом доллар не пролетит, нужно зад оторвать" + фарт/интуиция и последующий опыт = успех). Я вообще верю в регионы, даже при колоссальной разнице доходов "с долгую" здесь реальнее построить дело

1
Ответить