Visa и Mastercard хотят обложить банки штрафом 25 000 $ за допкомиссии Wildberries. Неудобно вышло, а могло быть попроще

Visa и Mastercard хотят обложить банки штрафом 25 000 $ за допкомиссии Wildberries. Неудобно вышло, а могло быть попроще

Wildberries, словно Спилберг, нашли сценарий для крутого и зрелищного блокбастера и начали воплощать его в жизнь. Мнения со стороны не слушали, пошли по собственному режиссерскому пути. Так, какие-то 2% комиссии с покупки стали самой обсуждаемой темой прошлой недели. И тема пока не иссякла.

Хотя история с новыми комиссиями от Wildberries пока не дошла до своего финала, теперь в ней появились хоть какие-то крайние точки. Например, стало ясно, что Visa требует от российских банков до 31 августа решить вопрос со своим партнером — маркетплейсом: запретить взимать ему дополнительные комиссии за оплату картами Visa или смириться с тем, что после на банки будут наложены штрафы в 25 000 долларов, которые будет ежемесячно расти до тех пор, пока WB не удастся угомонить.

Подключился к истории и MasterCard. Платежная система также потребовала от банков разрешить ситуацию с Wildberries и провести расследования по поводу надбавок, которые маркетплейс стал взимать с пользователей. Срок который MasterCard поставил своим партнерам истекает уже 25 августа, а дальше платежная система планирует наложить на них штрафы от 25 000 до 100 000 долларов.

В итоге, ситуация пошла по постоянному сценарию. Wildberries заварил кашу и ввязал в некую заваруху кучу игроков рынка. Отнекиваться и защищаться теперь придется не самому маркетплейсу — он свое слово уже сказал. Теперь в ответе банки.

Тут стоит напомнить, что Wildberries сказал свое веское слово уже дважды. Сначала площадка громко заявила о том, что иностранные платежные системы берут слишком большие комиссии и решила показать их народу явно — добавив в форму оплаты соответствующее сообщение. Сегодня, к слову, сообщение о взимании дополнительной комиссии выглядит так:

Visa и Mastercard хотят обложить банки штрафом 25 000 $ за допкомиссии Wildberries. Неудобно вышло, а могло быть попроще

Это уже 100500 итерация данного сообщения. Сначала, WB поясняла, что комиссия взимается Visa и MasterCard напрямую, потом называла его просто "платеж картами Visa и MasterCard. Теперь сообщение разворачивается в полноценном окошке — слова и мысли больше не помещаются.

Второй раз свое грозное слово Wildberries сказал, когда Visa и MasterCard начали проводить собственные расследования и обращаться с вопросами в банки-партнеры маркетплейса. Тут уже площадка стала не защищаться, а защищать:

комментарии Wildberries после начала расследования

«Рассматриваем эти инциденты как попытки давления на отечественные финансовые организации, ограничения их независимой работы»…

«Мы также считаем подобные запугивания проявлением недобросовестной конкуренции со стороны иностранных платежных систем и попыткой воспользоваться своим доминирующим положением на российском рынке»…

Слово сказали, но и сообщение в форме оплаты изменили. Как раз тогда информация о том, что комиссия «взимается иностранными платежными системами» исчезло. Если уже забыли, то выглядело оно так:

Visa и Mastercard хотят обложить банки штрафом 25 000 $ за допкомиссии Wildberries. Неудобно вышло, а могло быть попроще

А все могло бы быть по-другому

На самом деле, будь Wildberries аккуратнее в словах и выражения, никакого скандала не произошло бы. Подойти маркетплейс к сообщению их 5 слов более грамотно, все бы затихло уже через пару дней. Например, как история с платными для покупателей возвратами товаров. Кто сейчас обсуждает те самые 50 рублей за каждый невостребованный товар?

Но из песни слов не выкинешь и WB сказал все, что хотел. Возможно, последующие изменения текста сообщения о комиссиях были сделаны просто для того, чтобы скандал немного утих, а не ради того, чтобы скрыть свой злой умысел. Но кто его разберет?

Давайте вместе порассуждаем как еще можно было поступить в ситуации с выделенной комиссии, чтобы она не разорвала рынок, а лишь обрадовала его. Предлагаем несколько сценариев, а вы решайте какой мог бы оказаться самым-самым.

Сценарий сегодняшний.

Сейчас все выглядит так. Цены на маркетплейсе не изменились и товары продаются по тем ценам, что и до выведения 2% комиссии во внешний мир. Покупатель может купить условный товар за 100 рублей с помощью карты «Мир» или же за 102 рубля при оплате «Visa». Это противоречит основной мысли WB о том, что продавцам приходиться закладывать дополнительные деньги в стоимость товаров (ту самую комиссию), ведь после ее отделения от цены покупки дешевле не стали. Ход изначально странный и провальный, но если оттолкнуться от него и постараться сообщить об изменениях рынку, можно было сделать это иначе. Например, сначала снизить все цены на 2%, а уже потом выводить сообщение о дополнительной комиссии.

Сценарий первый. Снизить все цены

Если вчитываться в свежее сообщение, которое покупатели видят пытаясь оплатить товары картой Visa или MasterCard, вопросов меньше не становится.Например, теперь Wildberries указывает на то, что 2% — стоимость межбанковских комиссий, устанавливаемых иностранными компаниями, которая уже включена в стоимость товара. На это маркетплейс давил всю неделю — мол, бизнес страдает из-за того, что ему приходится делать товары дороже, закладывая ту самую комиссию в их стоимость.

Пусть так. И если речь идет о товаре, который продает сам маркетплейс, страдающий от того, что мечтает сделать товары дешевле на 2%, то все складывается. Теперь маркетплейс не страдает и может продать свои товары дешевле. Захотел — дал скидку. Видимо не захотел.

Кроме того, так поступить было невозможно и по еще одной причине — Wildberries пришлось бы насильно заставить всех продавцов понизить стоимость их товаров на 2%. Площадка могла бы аргументировать это тем, что теперь покупатели не платят дополнительных комиссий иностранным компаниям, а значит в себестоимость продукта их можно не вкладывать. Но, признаемся честно, огромная часть рынка и производителей не закладывает конкретные 2% в себестоимость товара. Они либо закладывают в нее общие издержки в виде некоторой суммы, либо делает общую наценку на себестоимость...

А еще требование снизить все цены прямо противоречило бы договору оферты Wildberries с продавцами, ведь спасенные 2% процента возмещать бы им вряд ли стали.

Сценарий второй. Снизить цены при оплате картой «Мир»

В этом случае, все покупатели видели бы на сайте одинаковую стоимость товара и имели бы возможность выбора — оплатить заказ привычной картой Visa полную стоимость или отыскать на дне кошелька "Мир", чтобы получить скидку в 2%. Все выглядело бы прозрачно, понятно и точно не противоречило бы законам.

Но тогда возник бы еще один вопрос — кто станет оплачивать дополнительную скидку в 2%? Это может сделать маркетплейс, потому что топит за правду и хочет наказать наглые иностранные системы. Это может сделать продавец, но зачем ему снижать стоимость товара, особенно, если он и не думал закладывать 2% в себестоимость товара. Дополнительные затраты могли бы упасть на "Мир", чтобы еще раз продвинуть отечественную платежную систему среди покупателей. Могли бы, но так не вышло.

Сценарий третий. Снизить комиссии продавцам

Если Wildberries заявляет, что 2% заложены в стоимость товаров и говорит при этом про все товары (а не только о тех, что реализует сам), значит будет логичным снизить комиссию от продажи для тех продавцов, чьи товары будут оплачены с помощью карты «Visa».

Пока крупные игроки рынка скандалят, проводят расследования и доказывают, что позиция WB верная — продажи уже идут. Если следовать логике маркетплейса о том, что продавцы закладывают 2% в стоимость товаров, то эти самые проценты должны уйти конечному селлеру в виде выплат, либо сниженной комиссии. Но продавцов к истории с выделенной комиссией пока вообще никто не привлек — в оферте нет изменений, скидки и наценки к их товаров в личных кабинетах не применены.

Сценарий четвертый. Повысить СПП всем покупателям

Если заставить всех продавцов снизить цены на 2% невозможно, можно пойти по иному пути и увеличить скидку постоянного покупателя для клиентов. Как? Предложить покупателям привязать постоянную карту для оплаты и менять размер СПП в зависимости от платежной системы, которая ее обслуживает.

В этом случае, маркетплейсу не понадобилось бы снижать цены на все товары на площадке и требовать этого от продавцов, а пул довольных покупателей с выросшей скидкой хлынул бы на WB снова.

Можно подумать, что сейчас все происходит именно так. Однако, в окне оплаты клиенты видят товар с первоначальной стоимостью, размер своей скидки, дополнительную наценку для Visa и MasterCard (или только первоначальную цену при выборе карты "Мир"). Так Wildberries получает тонну недовольных покупателей и даже не может обрадовать "мирных" клиентов, ведь для них цена не меняется. На выходе — громкий скандал и маркетинговый провал.

Что вы думаете? По какому сценарию мог пойти маркетплейс, чтобы не изменять своим планам, но и влезать в огромную заваруху с банками и платежными системами?

2020
49 комментариев

В wildberies работают гении. 
Ниже распишу почему. 

https://tass.ru/ekonomika/11069357
Согласно статье оборот их за три месяца в начале года 134 миллиарда и рост год к году 79%. 
То есть сейчас скорее всего ещё сильнее вырос оборот. Но пускай такой же. 
134 миллиарда делим на 3 месяца и умножаем на 2 процента комиссии. Получаем 893 миллиона. Это почти по 30 миллионов рублей в день. Это чисто комиссия 2%. 
Пускай у них оплата иностранными картами рухнула до 50% (что вряд-ли). 
То есть в день они берут комиссии 15 миллионов.
Даже если банк перевыставит штрафы в 50 тысяч долларов суммарно - это всего лишь чуть меньше 4 миллиона рублей. 
Wildberies зарабатывает на доп комиссиях за 11 часов эту сумму. То есть штраф этот они даже не заметят. 

При этом ребята получили колоссальное количество упоминаний. 

Да даже штраф скорее всего сбер им не перевыставит. Это уже включено в продвижение их платежной системы. 
Да и сбер никогда не считал деньги. 

Wildberies молодцы. Сбер тоже. Я не пользуюсь ни первым, ни вторым. Но маркетологи у них красавцы

7
Ответить

Меня терзают смутные сомнения (с). Могу судить лишь по себе, но я пока закрыла для себя wildberries и установила приложение ozon. Цены у них примерно одинаковые, но у озона, вроде бы, период неоднозначных решений, на данный момент, прошёл. А странная активность wildberries меня сильно смущает, мне некомфортно покупать там, где происходит какая-то шизофрения.

17
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить

Не все  забыли про платные возвраты, люди во множестве разбежались по другим маркетплейсам, где такого скотства нет. 

3
Ответить

Какие гении? обьем попок упал ))) Или на гнилую ягоду работаешь? ))

Ответить

Ни сбер, нт ваййлдберрис не привлекают абсолютно. Хреновые у них маркетологи.

Ответить

Wb включает комиссию по эквайрингу в цену.
Wb скорее всего заключает сделку со сбером и/ или с государством на продвижение мира и сбер пей.
Wb вводит доп комиссию в 2% для владельцев Visa и Mastercard, которую и так уже включена в цену. Те покупатели платят её два раза.
Причём если платить через Visa и MC через сберпей комиссии нет (чудеса).
Wb пиз... Всем про какую-то скидку 2% на все товары.
Wb винит во всем Visa и Mastercard, хотя сама нарушила условия договора. Если не нравится условия этих компаний, можно не принимать их карты для оплаты.
Wb продолжает игнорировать возмущения простых покупателей.
Ps ну конечно wb до этого не знали про комиссию банков при эквайринге. Компания с млрд оборотами и исключительно оплатой по картам, только через несколько лет обнаружили её. 

12
Ответить