«Spotify: История продукта». Как мы сделали мобильное приложение

В этом тексте мы рассмотрим, как Spotify превратился из популярной бесплатной программы для компьютеров в мобильное приложение, за которое пользователи стали платить. Это вторая статья из серии «Spotify: История продукта», первую вы можете прочитать здесь.

«Spotify: История продукта». Как мы сделали мобильное приложение

По-настоящему вытеснить пиратство

После двух лет разработки десктопное приложение Spotify в 2008 году официально запустили в Швеции. И оно моментально стало успешным. Звукозаписывающие компании и музыканты были довольны, ведь смогли зарабатывать на отчислениях Spotify. Слушатели были счастливы, потому что могли послушать практически любой трек уже через секунду: значительно быстрее, чем если бы пришлось искать музыку у пиратов. И в Spotify радовались, что благодаря упорной работе команды большой процент шведов использовали потоковую передачу музыки, даже несмотря на рекламу.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что Spotify не вытеснил пиратство, а как бы стал частью пользовательской привычки находить новую музыку. Люди использовали приложение для поиска, обмена и прослушивания музыки, но при этом продолжали загружать песни в mp3 с Pirate Bay, чтобы затем вручную воссоздать плейлисты Spotify в iTunes и слушать музыку в айподах в автономном режиме.

Итак, чтобы по-настоящему вытеснить пиратство, Spotify нужно было не только стать мобильным, но и начать работать в автономном режиме. Возникало сразу несколько трудностей. Мобильное приложение не могло предоставить доступ ко всему музыкальному каталогу мира в офлайн-режиме — это физически невозможно. Без интернета Spotify не мог использовать рекламную модель заработка. А значит, приложение должно было стать платным продуктом.

И всё же, как убедить заплатить за бесплатное?

Теперь предстояло решить крошечную проблему: побудить пользователей платить за услугу, которую они уже получали бесплатно у пиратов. Стоит ещё уточнить, что лицензия на потоковую передачу музыки в мобильной версии выходила дороже, чем в десктопной. Потому высокой оказалась и стоимость подписки — десять долларов в месяц за хранение и прослушивание 30 000 треков в автономном режиме. Но опрос аудитории дал предсказуемый результат — почти никто не был готов отдавать за Spotify десять долларов в месяц.

Урок №1: Исследования — хороший способ узнать ход мыслей пользователей. Но не факт, что они действительно будут поступать так, как думают.

Оказывается, люди не очень хорошо предсказывают своё поведение в будущем, особенно если речь идет о плате за комфорт. Оплачивать музыкальный сервис станут не потому, что он предоставляет доступ — ведь Napster и Pirate Bay тоже это делают — а потому, что вся музыка под рукой — это удобно.

Оптимизация для мобильных

Продукту нужен был еще один вау-момент. Что, если бы Spotify поддерживал синхронизацию устройств по беспроводной сети и автоматически загружал зашифрованные копии треков по Wi-Fi? Так она будет готова к прослушиванию в автономном режиме. Больше никаких торрент-сайтов, синхронизаций плейлистов вручную и USB-кабелей и всё это по цене 2-3 чашек кофе в месяц, этого должно было быть достаточно для пользователей. Разрабатывать приложение Spotify для iPhone мы пригласили того же разработчика, который уже делал десктопную версию для Mac.

В процессе работы вы всегда что-то оптимизируете. Даже если сами об этом не задумываетесь. И это урок №2 нашей продуктовой стратегии.

Источник: endgadget.com
Источник: endgadget.com

Spotify использовал одноранговую сеть в десктопном приложении, чтобы распространять музыку быстро, эффективно и дешево, но для мобильных устройств это было сложно, поскольку сильно расходовало заряд батареи. Чтобы повысить производительность батареи, нам пришлось перейти декодер под названием Ogg Tremor, избежав необходимости перекодировать в совершенно новый формат всю нашу библиотеку Ogg Vorbis, которую мы использовали для компьютеров.

Иногда на этапе роста продукта техническая сторона и бизнес работают отдельно, но мы склонны думать, что для того, чтобы совершить скачок и создать что-то большое, они должны работать вместе.

Это подводит нас к третьему и последнему уроку:

Урок № 3: Успешный продукт — больше, чем просто крутая новая функция. Он почти всегда сочетает технологические инновации с изменениями в бизнес-моделях.

Источник: TechDigest TV
88
6 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Это точно. А то слушаешь свои любимые песни и тут начинает играть billie eilish от которой меня просто ворочит. Кликаешь, что песня не интересна и следующая идёт опять она 🤮

1
Ответить

Ага, и работает приложение в офлайне как кусок говна, уж простите за мой французский.
Больше всего бесит, что постоянно просит соединения: если, например, есть скачанный альбом, то перед запуском, при отсутствии подключения к сети, спотыкай думает 2-3 минуты, а потом может вообще не запустить треки.
Что за бред вообще? Ребята из Яндекс музыки уже пару лет назад придумали запускать песни сразу из памяти.
Про убогую синхронизацию с другими устройствами, на которых запущен спотыкай, вообще молчу.
Это просто фиаско, ребята.

1
Ответить

Сделайте возможность пожаловаться на рекламу. Например была реклама Village boys, которые без перерыва пели "Сука". А ребёнок потом спрашивает, что это слово спрашивает. Вы конечно можете сказать, что это не мат, но я, и думаю многие другие, так не считаем

Ответить

Мы сразу же убрали этот ролик, как только поступила жалоба. Просим прощения. 

2
Ответить

Сделайте уже подкасты и тексты песен, сволочи.

Ответить