Как компаниям спасти своих сотрудников от выгорания и выстроить с ними долгосрочные отношения: опыт Navicon

Удаленка, потеря баланса между рабочими и бытовыми делами, которые выполняются в одном пространстве — факторы, которые усилили актуальность такого понятия, как «профессиональное выгорание».

В этой статье я бы хотела рассказать о том, какие аспекты следует учесть компаниям, нацеленным на построение долгосрочных отношений со своими сотрудниками в таких обстоятельствах.

Как компаниям спасти своих сотрудников от выгорания и выстроить с ними долгосрочные отношения: опыт Navicon

Благодаря девятилетнему опыту работы в ИТ я изнутри знаю, что может приводить к дисбалансу, а психологическое образование и последующая практика помогли понять, как помочь коллегам и найти классного спикера, который будет транслировать только научный подход.

Что мы знаем о выгорании теперь?

В конце 2020 года ученые из Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга провели исследование, результаты которого показали, что стресс влияет на выгорание намного меньше, чем выгорание на стресс. Это противоречит распространенному мнению о том, что именно стрессовые факторы становятся причиной выгорания, хотя подтверждает тот факт, что эти проблемы взаимно усиливают друг друга.

Чаще всего выгорание начинается постепенно и развивается со временем. В итоге работа все больше воспринимается человеком как стрессовая, у него возникает эмоциональное истощение, при котором способность справляться со стрессом обычно снижается. В период пандемии факторы, связанные с отсутствием смены обстановки и возможности переключаться между личной и рабочей сферами, повысили вероятность выгорания сотрудников в компаниях.

Как компании могут помочь своим сотрудникам?

До пандемии наша компания, как и многие, организовывала корпоративы, сотрудники отмечали дни рождения, пели в караоке, играли в настольные игры. Это были отличные способы для снятия стресса. Но в существующих реалиях многие из них недоступны, и нам было важно научить сотрудников вовремя отслеживать стресс и качественно отдыхать.

Ко мне обратился HR-бизнес-партнер с предложением организовать для коллег вебинары по восстановлению ресурсного состояния, и я загорелась этой идеей. Благодаря девятилетнему опыту работы в ИТ я изнутри знаю, что может приводить к дисбалансу в эмоциональном состоянии. Работа психологом помогла мне понять, как можно помочь коллегам, на какие моменты обратить внимание и где найти классного спикера, который будет транслировать только научный подход.

Для того чтобы помочь нашим сотрудникам сохранить прежний интерес к работе и облегчить адаптацию к условиям, которые, вероятно, нескоро изменятся, мы провели серию вебинаров на темы как профессиональные, так и личные. Каждый из них вел дипломированный психолог.

1. Обратная связь на удаленке

Перейдя на удаленный формат работы, мы стали меньше общаться с коллегами в неформальной обстановке. В результате нам становится сложнее распознавать эмоции друг друга. Это часто усложняет коммуникации между коллегами и может стать причиной стрессовых и даже конфликтных ситуаций. Соответственно, для нас было очень важно научить людей бережнее относиться друг к другу и доносить обратную связь так же мягко и экологично, как мы могли это делать лично, сглаживая углы шуткой, улыбкой или даже просто взглядом. Блок вебинаров про обратную связь – один из самых важных, поскольку корректные и своевременные коммуникации не дают нарастать напряжению и снимают огромную часть проблем.

2. О гендерных стереотипах и о том, как они мешают на удаленке

Казалось бы, эта тема осталась в прошлом, но она была не менее востребованной, мы получили хорошую обратную связь. Мало кто будет спорить, что атмосфера дома сказывается на настроении любого человека, его подходе к работе и в итоге на его продуктивности. Кроме того, во время пандемии сотрудники стали больше контактировать с семьей. В таких обстоятельствах могут возникать конфликты, и это всегда отнимает много сил. Мы учили грамотно выходить из них и говорить о своих потребностях партнеру.

Также старались донести до коллег, что стереотипные представления, например, о разделении обязанностей, часто приводят нас к подавленному состоянию.

В современном мире грань между ролями стирается, поэтому самое важное — научиться разговаривать и просить близких о помощи. Женщине можно и нужно привлекать партнера к решению бытовых вопросов, если она эту потребность чувствует. Совмещать на удаленке обязанности по дому, заботу о детях, когда детские сады закрыты, и работу — это непростой и крайне энергозатратный квест.

Второй блок вебинаров мы провели для мужчин. Старались разрушить миф о том, что мужчины не должны быть подвержены перепадам настроения и поддаваться эмоциям. Испытывать грусть и усталость нормально, даже когда на первый взгляд кажется, что видимых причин для этого нет. Нередко возникают сложности, когда мужчина работает, а жена в декрете и хочет больше внимания. Важно научиться планировать свое время и честно говорить о своем состоянии любимому человеку.

3. Об основных принципах общения с детьми для воспитания самостоятельности

В этом блоке мы разбирали приемы, которыми можно пользоваться, чтобы и работу сделать, и ментальное здоровье сохранить. Рассказывали о том, как правильно организовать такой досуг для детей, который не требует большой вовлеченности взрослого, и о том, как комфортнее всего организовать пространство для такого досуга. Многие мелочи кажутся очевидными, но мало кто о них помнит. Например, повесить полотенце для ребенка ниже или приобрести специальную подставку для умывания малышей. В этом случае ребенку уже не нужно звать вас на помощь, чтобы сменить воду во время рисования или просто помыть руки. Вы также можете заранее подготовить рабочую зону для творчества, оставить в свободном доступе легкую еду для перекуса. Важно помнить о поэтапности во всех процессах — сначала делаете сами, потом вместе, затем предлагаете ребенку справиться с задачей самостоятельно, оставаясь в роли наблюдателя.

4. О том, как сохранять уверенность в собственных силах

Часто помимо высокой нагрузки на работе к выгоранию приводит низкая самооценка. Из-за нее люди постоянно испытывают чувство вины или расстраиваются из-за того, что у них что-то не получилось. Поэтому появилась мысль провести вебинар на тему уверенности в себе. Для многих стало открытием, что она строится на добром отношении к себе независимо от ситуации.

Кстати, этот вебинар оказался полезным для талантливых ребят, которые могут генерировать уникальные идеи, но часто стоп-фактором становятся сомнения и страхи, хотя топ-менеджмент Navicon всегда выступает за открытость новому и не раз заявлял о готовности рассмотреть идеи для стартапов от наших сотрудников. В рамках этой серии вебинаров мы также уделили внимание неудачам – тому, как на них правильно реагировать, чтобы они не наносили урона самооценке и не лишали уверенности в себе.

Также, я думаю, многие уже слышали истории о том, как успешные сотрудники крупных компаний бросают работу ради дела, связанного с ручным трудом. К этому очень часто как раз приводит выгорание. Поэтому вместе с нашими талантливыми и творческими коллегами мы запустили серию уникальных мастерских, где каждый может проявить себя и раскрыть способности, не связанные с работой.

5. Про границы и о том, как не стать заложником манипуляций

Выстраивание границ и экологичных взаимоотношений одинаково актуально как для работы, так и для личной жизни. Эта тема в разной степени проходила через все вебинары, поскольку она является ключевой в понимании того, как оставаться в ресурсном состоянии и предотвращать выгорание. В рамках вебинаров мы также рассказали о взаимодействии с клиентами в конфликтных ситуациях и о том, как выходить из них с минимальными потерями.

Все правила кажутся простыми, но мало кто их действительно соблюдает. Не думайте о работе во время отдыха, научитесь мягко объяснять коллеге, что сможете ответить в рабочее время, если клиент недоволен – примите его чувства, но приведите аргументы, почему считаете иначе, и начните работать над решением проблемы. Также важно помнить о том, что отдых для каждого из нас может быть разным. Прислушайтесь к себе и отдыхайте именно так, как это необходимо вам. Еще одно важное правило — с боссом можно и нужно разговаривать. Это тот человек, с которым вы вместе можете найти решение проблемы. Все эти правила – своего рода предикативные меры, которые позволяют всем нам как можно дольше сохранять интерес к работе и идти вперед.

6. Работа на опережение — как найти баланс, чтобы не выгореть

Для нас очень важно, чтобы сотрудники умели вовремя замечать симптомы усталости и вовремя отдыхали. Многие сегодня по-прежнему думают, что, нагружая себя все больше, они становятся супергероями. Но практика показывает, что работа в таком темпе в долгосрочной перспективе оказывается менее эффективной.

Любая компания заинтересована в людях с горящими глазами, которые влюблены в свою работу. Никакой хитрости тут нет — энергетика таких сотрудников заряжает остальных, и в результате все показывают лучшие результаты и генерируют новые идеи, заинтересованы в усовершенствовании процессов и хотят предложить клиентам самое лучшее решение.

77
4 комментария

Да-да. Кем ты хочешь стать, когда выгоришь? ))

2
Ответить

Пчеловодом

1
Ответить