Кто такие страшные пираты интернета киберсквоттеры

Вот бывает же так, что вы решили зарегистрировать домен, а он уже занят кем-то, помимо вас. Знайте, в этот момент где-то на другом конце сервера, сидя на доменах и кучке золотых монет, хихикает киберсквоттер. Он, потирая руки, ждет, когда вы напишете ему, чтобы запросить за домен миллион рублей.

Кто такие страшные пираты интернета киберсквоттеры

Именно так многие воспринимают домейнеров. Домейнер – одна из самых противоречивых профессий в Рунете. Отчасти оттого, что мало какой домейнер готов стать публичным. Я выбрал путь открытости, поэтому, думаю, надо идти до конца и рассказать наконец-то, кто такие домейнеры на самом деле.

Мой рассказ мог бы быть в формате автобиографической повести, но так как в голове у многих людей сидит множество стереотипов о нас, то формат этого текста превратился в пошаговое опровержение мифов. Итак, начнем.

Миф 1. Домейнеры зарабатывают миллионы

Вы слышите о крупных сделках и экстраполируете сумму на все домены. Но такие продажи единичны. Более того, часто такие домены уже принадлежат крупной компании, и сделка происходит без участия домейнеров.

Профессиональных домейнеров в России не более десятка, остальные же занимаются доменами как хобби. Почему я считаю, что это хобби? Потому что доход от доменов нестабилен, а у многих эта деятельность вообще не окупается. Для продления портфолио в 500 доменов в год надо тратить 75 тысяч рублей. При этом 500 доменов это такое количество, при котором даже не факт, что в неделю будет хотя бы один запрос. С продажами еще сложнее: их может быть меньше, чем месяцев в году. Поэтому для многих домены это просто хобби, в лучшем случае – дополнительный источник дохода.

Чтобы хоть как-то окупить время, потраченное на выбор, перехват и продажу доменов, надо владеть хотя бы 1,5 тысячами доменов. А это уже более 200 тыс. руб. в год на продление. Чтобы окупать портфолио, надо много и часто продавать. И самые частые сделки – это не сотни тысяч и миллионы, а 5-50 тысяч рублей и даже меньше. Многие домены вообще продают дешевле, чем потратили на их продление с момента регистрации.

Большинство домейнеров – это люди, просто коллекционирующие домены и воспринимающие их как актив, который когда-то в будущем может пригодиться, чтобы сделать сайт или продать. Они даже называют свой список доменов не «портфолио», как обычно принято, а «коллекция». Часто такие домены после многих лет продления просто освобождают. В среднем каждый месяц только в зоне RU освобождается 100-150 тыс. доменов. В большинстве своем это те домены, которые были переоценены и записаны в неликвид. Многие из них перехватываются на аукционах освобождающихся доменов другими домейнерами.

Иногда освобождаются и премиальные домены. Тогда цена на них может доходить до полумиллиона. Да, высокая стоимость домена это не всегда признак большого аппетита домейнера – многие домены изначально покупаются или перехватываются у регистраторов по цене в несколько сот тысяч рублей.

Миф 2. Это незаконно

В очередной раз повторю: разница между киберсквоттером и домейнером такая же, как между риелтором и черным риелтором. Киберсквоттинг – это регистрация домена с целью продажи владельцу товарного знака. Домейнерство – это просто инвестиции в домены. По сути, любой, кто зарегистрировал более 10 доменов под будущие проекты, это домейнер. Но не любой, у кого домен совпадает с названием торговой марки, это киберсквоттер.

И здесь не все так просто, как хотелось бы многим. Обычно так: вот я придумал домен, но его уже занял кто-то и не использует. Значит, это киберсквоттерство. Нет, для начала у вас должен быть товарный знак с таким же названием, и он должен быть зарегистрирован раньше домена. Затем суд и только суд по совокупности факторов определяет факт киберсквоттинга.

И я вам скажу, что суд часто отказывает владельцам товарных знаков в их притязании на домен. Вот примеры:

Владелец ТЗ Вемол не смог отсудить домен vemol.ru.

Владелец ТЗ Wiseprint не получил домен wise-print.ru.

Так что перед тем как кричать «киберсквоттер!», надо иметь решение суда. Опытные судьи могут месяцами разбираться, был факт киберсквоттинга или нет, а обывателю достаточно нескольких секунд, чтобы все разложить по полочкам.

Также нет ограничений на количество регистраций доменов одним человеком или организацией. Вот Билайн обладает 448 доменами, и никто не говорит о киберсквоттинге, хотя вряд ли они смогут использовать в своих целях хотя бы десятую часть. У Сбера более тысячи доменов.

Владение доменами это такая же деятельность, как и владение акциями, недвижимостью, землей или антиквариатом. Вы скажете, что это другое, что это не уникально, а домен уникален. Но давайте посмотрим на картины известных художников. По сути, это всеобщее достояние человечества, а они навсегда ушли в частные коллекции. Многие из этих картин никто никогда уже и не увидит. Но почему-то никто не кричит «мошенники!», не найдя нужную картину в Лувре. Доменных зон более чем полторы тысячи – вариантов увековечить свою идею у вас бесконечное множество. Невозможно создать дефицит доменов.

Миф 3. Это неэтично

Ответьте честно, если бы вам, например, сказали, что через год все приборы будут работать на элементах питания под названием «элтео», вы бы зарегистрировали домен elteo.ru, который сейчас свободен, зная, что его цена гарантированно вырастет до отметки в 3 млн руб.? Только честно.

Так вот весь этот негатив к домейнерам из-за зависти к доходам. Но этих доходов нет, смотрите пункт 1. Никто вам не мешает по своему пониманию регистрировать и продлевать 10-20 лет любой перспективный домен. Не готовы к рискам? А я готов. И рискую, и часто проигрываю.

Домейнер – это не куча доменов, на которой я сижу, это экспертиза. И, кстати, большая часть моего дохода это именно консультирование и помощь в покупке домена – оценка, услуга гаранта.

Хотите так же? Занимайтесь, вкладывайте и рискуйте как все. Условия для всех равны.

Миф 4. Они вредят бизнесу

Арендодатели тоже вредят бизнесу, скупив всю недвижимость? Более того, в собственности вся коммерческая недвижимость, где хороший трафик. Но никому не приходит в голову упрекать владельцев офисов в том, что они вредят бизнесу.

Многие крупные компании в свое время зарегистрировали сотни премиальных доменов. И они не собираются их продавать. Таким образом, многие домены навсегда утратили шанс быть купленными под хороший проект. А домейнер их бы продал.

Те, кому я помогал покупать домены, до сих пор мне благодарны. А это такие компании, как Теле2, Банки.ру, Рамблер и многие другие. Можете посмотреть, если интересно, отзывы на моем сайте. Стоимость покупки была несравнимо меньше ценности домена для этих компаний. Поэтому не удивляйтесь, почему бизнес на домейнинг смотрит как на бизнес. Не более.

Вот свежий случай: зарегистрировал человек для магазина хороший четырехбуквенный домен, а оказалось, что на нем уже был интернет-магазин с мошенническим сайтом. Теперь домен, несмотря на всю брендабельность и тематичность, можно выкинуть. Если бы не домейнеры, мошенники в первую очередь испоганили бы самые топовые домены. Да, домены растут в цене, но благодаря домейнерам они не имеют отрицательной истории и физически доступны для покупки.

Отдельно стоит упомянуть про экспертизу. Компаниям нет смысла держать специалиста по доменам в штате и развивать компетенции, которые нужны раз в несколько лет. Проще оплачивать разовые консультации и получать услуги по доменной безопасности или по сопровождению сделки по купле домена тогда, когда они необходимы. Домейнеры – это специалисты на аутсорсе. Без домейнеров доменный рынок был бы другим. Точнее, его бы не было, как и экспертизы.

Пару лет назад один крупный бизнес-портал опубликовал статью про киберсквоттинг. Ее основная мысль была такая: ни в коем случае никогда не покупайте домен, даже если он вам очень нужен. Мол, так мы обескровим сквоттеров. Я тогда не отреагировал, да и сейчас не собираюсь, тем более что статья эта не была подписана автором. Но вот предприниматели очень удивились, что бизнес-издательство пропагандирует не бизнес-подход к вопросу. Если домен нужен бизнесу и его можно купить, то надо его покупать. Можно, конечно, проявить принципиальность, попутно сэкономив пару тысяч долларов, и дать возможность другим получить хороший адрес. Но это уже не бизнес – это игра в обиженного.

Домейнер мало чем отличается от брокера, антикварщика или торговца недвижимостью. Весь негативный шлейф, связанный с этой деятельностью, обусловлен, как мне кажется, недостатком информации. И я очень надеюсь, что эта статья, которая дает ответы на многие вопросы, улучшит понимание работы домейнера и сделает рынок доменов более понятным и открытым.

4343
37 комментариев

Комментарий недоступен

20
Ответить

А киберсквоттеру лишний напряг, попробуй на полторы тыщи доменов адекватные сервисы повесить.

Вангую, что тут же saas решение появится, типа тех, что генерируют тысячи говносайтов под SEO и дорвеи. Даешь свои креды к доменам и, вуаля, на каждом по стостраничному сайту или форуму с активностью. А, учитывая прогресс GPT3 и подобных систем, оно еще и трудноотличимое от реальных сайтов через пару лет выйдет

9
Ответить

Напишите администратору домена. У каждого регистратора есть форма отправки сообщения. 

5
Ответить

Не непродаются, а не покупаются. Потому что их не продают, а тупо ждут. Правило есть - помрете, регистратор его вправе овободить..

Ответить

С фамилией, кстати, логично. Возможно, есть у вас однофамилец, который много дерьма сделал в жизни. И понимают говнюк, что давно пора недоброжелателям сделать сайт с его фамилией и поведать всему миру правду. Как ребята по ссылке, короче

Ответить

Сейчас уже есть 1514 доменов первого уровня, выбирай – не хочу.

Или вам только .com или .ru надо? популярность сайта от этого уже не сильно зависит

Ответить

Смешались в кучу кони, люди.
Негатив к домейнерам вполне понятный и очевидный: большинство домейнеров ведет себя как типичные барыганы с рынка в конце соседней улицы.
Еще большинство домейнеров - обычные перекупы, которые перепродают домены друг другу по несколько раз в зависимости от тенденций на рынке, а сами домены не находят конечного покупателя потому, что на момент, когда покупатель был готов купить условный домен за условную тыщу бачей, домейнер просил две или три тыщи. А когда цена упала (и если упала), то домен уже нафиг не нужен покупателю, потому что он выбрал другое имя.
Большинство конечных покупателей на рынке - частные лица или малый бизнес, они банально не могут выложить те бешеные тыщи, которые просят за вкусные домены барыги.
Да, есть исключения из правил, когда компании типа tumblr или getdropbox потом выкупали нужные им домены, но не у все бизнес так попер, чтобы выкупить нужный домен за много денег, а потом еще ребрендинг проводить.
Подытожу: домейнеры мало чем отличаются от трейдеров на рынке акций. Законный ли это бизнес? Да, законный. Этичный ли это бизнес? Как правило, нет.

12
Ответить