{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Кто такие страшные пираты интернета киберсквоттеры

Вот бывает же так, что вы решили зарегистрировать домен, а он уже занят кем-то, помимо вас. Знайте, в этот момент где-то на другом конце сервера, сидя на доменах и кучке золотых монет, хихикает киберсквоттер. Он, потирая руки, ждет, когда вы напишете ему, чтобы запросить за домен миллион рублей.

Именно так многие воспринимают домейнеров. Домейнер – одна из самых противоречивых профессий в Рунете. Отчасти оттого, что мало какой домейнер готов стать публичным. Я выбрал путь открытости, поэтому, думаю, надо идти до конца и рассказать наконец-то, кто такие домейнеры на самом деле.

Мой рассказ мог бы быть в формате автобиографической повести, но так как в голове у многих людей сидит множество стереотипов о нас, то формат этого текста превратился в пошаговое опровержение мифов. Итак, начнем.

Миф 1. Домейнеры зарабатывают миллионы

Вы слышите о крупных сделках и экстраполируете сумму на все домены. Но такие продажи единичны. Более того, часто такие домены уже принадлежат крупной компании, и сделка происходит без участия домейнеров.

Профессиональных домейнеров в России не более десятка, остальные же занимаются доменами как хобби. Почему я считаю, что это хобби? Потому что доход от доменов нестабилен, а у многих эта деятельность вообще не окупается. Для продления портфолио в 500 доменов в год надо тратить 75 тысяч рублей. При этом 500 доменов это такое количество, при котором даже не факт, что в неделю будет хотя бы один запрос. С продажами еще сложнее: их может быть меньше, чем месяцев в году. Поэтому для многих домены это просто хобби, в лучшем случае – дополнительный источник дохода.

Чтобы хоть как-то окупить время, потраченное на выбор, перехват и продажу доменов, надо владеть хотя бы 1,5 тысячами доменов. А это уже более 200 тыс. руб. в год на продление. Чтобы окупать портфолио, надо много и часто продавать. И самые частые сделки – это не сотни тысяч и миллионы, а 5-50 тысяч рублей и даже меньше. Многие домены вообще продают дешевле, чем потратили на их продление с момента регистрации.

Большинство домейнеров – это люди, просто коллекционирующие домены и воспринимающие их как актив, который когда-то в будущем может пригодиться, чтобы сделать сайт или продать. Они даже называют свой список доменов не «портфолио», как обычно принято, а «коллекция». Часто такие домены после многих лет продления просто освобождают. В среднем каждый месяц только в зоне RU освобождается 100-150 тыс. доменов. В большинстве своем это те домены, которые были переоценены и записаны в неликвид. Многие из них перехватываются на аукционах освобождающихся доменов другими домейнерами.

Иногда освобождаются и премиальные домены. Тогда цена на них может доходить до полумиллиона. Да, высокая стоимость домена это не всегда признак большого аппетита домейнера – многие домены изначально покупаются или перехватываются у регистраторов по цене в несколько сот тысяч рублей.

Миф 2. Это незаконно

В очередной раз повторю: разница между киберсквоттером и домейнером такая же, как между риелтором и черным риелтором. Киберсквоттинг – это регистрация домена с целью продажи владельцу товарного знака. Домейнерство – это просто инвестиции в домены. По сути, любой, кто зарегистрировал более 10 доменов под будущие проекты, это домейнер. Но не любой, у кого домен совпадает с названием торговой марки, это киберсквоттер.

И здесь не все так просто, как хотелось бы многим. Обычно так: вот я придумал домен, но его уже занял кто-то и не использует. Значит, это киберсквоттерство. Нет, для начала у вас должен быть товарный знак с таким же названием, и он должен быть зарегистрирован раньше домена. Затем суд и только суд по совокупности факторов определяет факт киберсквоттинга.

И я вам скажу, что суд часто отказывает владельцам товарных знаков в их притязании на домен. Вот примеры:

Владелец ТЗ Вемол не смог отсудить домен vemol.ru.

Владелец ТЗ Wiseprint не получил домен wise-print.ru.

Так что перед тем как кричать «киберсквоттер!», надо иметь решение суда. Опытные судьи могут месяцами разбираться, был факт киберсквоттинга или нет, а обывателю достаточно нескольких секунд, чтобы все разложить по полочкам.

Также нет ограничений на количество регистраций доменов одним человеком или организацией. Вот Билайн обладает 448 доменами, и никто не говорит о киберсквоттинге, хотя вряд ли они смогут использовать в своих целях хотя бы десятую часть. У Сбера более тысячи доменов.

Владение доменами это такая же деятельность, как и владение акциями, недвижимостью, землей или антиквариатом. Вы скажете, что это другое, что это не уникально, а домен уникален. Но давайте посмотрим на картины известных художников. По сути, это всеобщее достояние человечества, а они навсегда ушли в частные коллекции. Многие из этих картин никто никогда уже и не увидит. Но почему-то никто не кричит «мошенники!», не найдя нужную картину в Лувре. Доменных зон более чем полторы тысячи – вариантов увековечить свою идею у вас бесконечное множество. Невозможно создать дефицит доменов.

Миф 3. Это неэтично

Ответьте честно, если бы вам, например, сказали, что через год все приборы будут работать на элементах питания под названием «элтео», вы бы зарегистрировали домен elteo.ru, который сейчас свободен, зная, что его цена гарантированно вырастет до отметки в 3 млн руб.? Только честно.

Так вот весь этот негатив к домейнерам из-за зависти к доходам. Но этих доходов нет, смотрите пункт 1. Никто вам не мешает по своему пониманию регистрировать и продлевать 10-20 лет любой перспективный домен. Не готовы к рискам? А я готов. И рискую, и часто проигрываю.

Домейнер – это не куча доменов, на которой я сижу, это экспертиза. И, кстати, большая часть моего дохода это именно консультирование и помощь в покупке домена – оценка, услуга гаранта.

Хотите так же? Занимайтесь, вкладывайте и рискуйте как все. Условия для всех равны.

Миф 4. Они вредят бизнесу

Арендодатели тоже вредят бизнесу, скупив всю недвижимость? Более того, в собственности вся коммерческая недвижимость, где хороший трафик. Но никому не приходит в голову упрекать владельцев офисов в том, что они вредят бизнесу.

Многие крупные компании в свое время зарегистрировали сотни премиальных доменов. И они не собираются их продавать. Таким образом, многие домены навсегда утратили шанс быть купленными под хороший проект. А домейнер их бы продал.

Те, кому я помогал покупать домены, до сих пор мне благодарны. А это такие компании, как Теле2, Банки.ру, Рамблер и многие другие. Можете посмотреть, если интересно, отзывы на моем сайте. Стоимость покупки была несравнимо меньше ценности домена для этих компаний. Поэтому не удивляйтесь, почему бизнес на домейнинг смотрит как на бизнес. Не более.

Вот свежий случай: зарегистрировал человек для магазина хороший четырехбуквенный домен, а оказалось, что на нем уже был интернет-магазин с мошенническим сайтом. Теперь домен, несмотря на всю брендабельность и тематичность, можно выкинуть. Если бы не домейнеры, мошенники в первую очередь испоганили бы самые топовые домены. Да, домены растут в цене, но благодаря домейнерам они не имеют отрицательной истории и физически доступны для покупки.

Отдельно стоит упомянуть про экспертизу. Компаниям нет смысла держать специалиста по доменам в штате и развивать компетенции, которые нужны раз в несколько лет. Проще оплачивать разовые консультации и получать услуги по доменной безопасности или по сопровождению сделки по купле домена тогда, когда они необходимы. Домейнеры – это специалисты на аутсорсе. Без домейнеров доменный рынок был бы другим. Точнее, его бы не было, как и экспертизы.

Пару лет назад один крупный бизнес-портал опубликовал статью про киберсквоттинг. Ее основная мысль была такая: ни в коем случае никогда не покупайте домен, даже если он вам очень нужен. Мол, так мы обескровим сквоттеров. Я тогда не отреагировал, да и сейчас не собираюсь, тем более что статья эта не была подписана автором. Но вот предприниматели очень удивились, что бизнес-издательство пропагандирует не бизнес-подход к вопросу. Если домен нужен бизнесу и его можно купить, то надо его покупать. Можно, конечно, проявить принципиальность, попутно сэкономив пару тысяч долларов, и дать возможность другим получить хороший адрес. Но это уже не бизнес – это игра в обиженного.

Домейнер мало чем отличается от брокера, антикварщика или торговца недвижимостью. Весь негативный шлейф, связанный с этой деятельностью, обусловлен, как мне кажется, недостатком информации. И я очень надеюсь, что эта статья, которая дает ответы на многие вопросы, улучшит понимание работы домейнера и сделает рынок доменов более понятным и открытым.

0
37 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky
А киберсквоттеру лишний напряг, попробуй на полторы тыщи доменов адекватные сервисы повесить.

Вангую, что тут же saas решение появится, типа тех, что генерируют тысячи говносайтов под SEO и дорвеи. Даешь свои креды к доменам и, вуаля, на каждом по стостраничному сайту или форуму с активностью. А, учитывая прогресс GPT3 и подобных систем, оно еще и трудноотличимое от реальных сайтов через пару лет выйдет

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Ну так есть куча таких решений. Загляните к любому дорвейщику) Он одним махом вам на 1000 доменов сайты повесит.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Напишите администратору домена. У каждого регистратора есть форма отправки сообщения. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Ну так у вас вообще куча данных, чтобы их найти)
Ищите все домены которые у них есть. А всего их 39. 
Затем смотрите где есть сайты и контакты) 
Например на turkey-info.ru есть почта и телефоны.
Но если участь что у них 39 доменов то есть вероятность что для себя брали и не продадут. Но все же. 
Сразу предлагайте сумму - деньги часто мотивируют. На вопрос "Продаете ли домен" могут полениться ответить - очень много праздношатающихся. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Вот кстати учредитель Сергей Петров. Это их основной сайт. http://obnovlenie.ru/company/about/
Как много инфы нам может дать интернет)

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Иванов

Не непродаются, а не покупаются. Потому что их не продают, а тупо ждут. Правило есть - помрете, регистратор его вправе овободить..

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

С фамилией, кстати, логично. Возможно, есть у вас однофамилец, который много дерьма сделал в жизни. И понимают говнюк, что давно пора недоброжелателям сделать сайт с его фамилией и поведать всему миру правду. Как ребята по ссылке, короче

Ответить
Развернуть ветку
Michael Smith

Сейчас уже есть 1514 доменов первого уровня, выбирай – не хочу.

Или вам только .com или .ru надо? популярность сайта от этого уже не сильно зависит

Ответить
Развернуть ветку
Mike V. Gorbunov

Смешались в кучу кони, люди.
Негатив к домейнерам вполне понятный и очевидный: большинство домейнеров ведет себя как типичные барыганы с рынка в конце соседней улицы.
Еще большинство домейнеров - обычные перекупы, которые перепродают домены друг другу по несколько раз в зависимости от тенденций на рынке, а сами домены не находят конечного покупателя потому, что на момент, когда покупатель был готов купить условный домен за условную тыщу бачей, домейнер просил две или три тыщи. А когда цена упала (и если упала), то домен уже нафиг не нужен покупателю, потому что он выбрал другое имя.
Большинство конечных покупателей на рынке - частные лица или малый бизнес, они банально не могут выложить те бешеные тыщи, которые просят за вкусные домены барыги.
Да, есть исключения из правил, когда компании типа tumblr или getdropbox потом выкупали нужные им домены, но не у все бизнес так попер, чтобы выкупить нужный домен за много денег, а потом еще ребрендинг проводить.
Подытожу: домейнеры мало чем отличаются от трейдеров на рынке акций. Законный ли это бизнес? Да, законный. Этичный ли это бизнес? Как правило, нет.

Ответить
Развернуть ветку
Mihail Fedorov

Сделки на 5-50 тыс это миф. Честные благочестивые ни в чем не повинные домейнеры не будут даже жопу поднимать за 5 тыс.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Вы немного далеки от темы.
Я вот легко купил 2 домена COM с возрастом 15 лет по $15 каждый. Еще и выбор был. 
Можно  и однословники в ru легко купить за $100. Например вот такие besedovat.ru, odobrili.ru.
Конечно если вы хотите, например, trava.ru купить, то здесь да 50 тыс это только сообщение написать)
На самом деле в цене до 50 тыс продается 98% доменов. 
Конечно у всех на слуху крупные сделки, поэтому все думают, что цены начинаются от миллиона). Но это не так. 

Ответить
Развернуть ветку
N N

Регал название своей компании, в зоне ru домен оказался занят, написал сквоттеру - получил ответ, что за €6000 домен будет моим, конечно же, послал его и зарегал в зоне net.
Для интереса пробежался по остальным доменам меняя буквы в разном порядке - все они оказались за этим сквоттерром, он просто тупо в рандомные буквы регал несколько сотен доменов сроком на пару лет. Через год настало время продлевать домен, в зоне ru уже оказался свободен - и сразу же зарегал его.
Удивительная наивность сквоттера — что ему просто тупо возьмут и закинут €6000. 

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Ну значит вы изначально не его клиент. Есть компании которым надо завтра запустить проект и они купят нужный домен без вопросов. 
Я свой домен mekeda.ru три года ждал. Освободили. Мне он не срочно нужен был. 
Но если речь о реально ценном домене, то его будут и 40 лет продлевать. 

Ответить
Развернуть ветку
N N

Просто изначально это была не его ниша, зарегав несколько сотен доменов разных наборов букв в слабой надежде, что хоть один купят за €6000, что отобьёт с лихвой все расходы))
но что-то пошло не так, крокодил не ловится, не растёт кокос
Тут надо понимать ценность доменов, а не просто поиграться в сквоттера-"инвестора" 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Иванов

Для розницы это всё плачь Ярославны, если только у домена нет интересной финансово-инвестиционной истории, как с маркетом. Они не увидят в этом ценности и не оценят.. Годится для обоснования - почему и только..
Это скорее ценность для домейнера как инвестора - возможность себя позиционировать не спекулянтом-киберсквоттером, громко кричать о своих рисках, а не успешных продажах.. Уж не знаю довод ли это в суде, но очевидно что суд на стороне инвесторов..
А опыт у всех уникальный - вряд ли можно найти 2 похожих портфолио.. По портфолио видно с кем имеешь дело. Домен скорее пассив как квартира, а не актив как акция.. Акция может приносить дивиденты и ликвидность обычно высокая.

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Да домен это пассив, который ест деньги. Я знаю что в плюсе всегда регистраторы. Ну и icann 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Novikov

Смотря что за компания. Кому-то пофиг, кому-то нет. Некоторые не замечают, если у них сайт 2 месяца не работает, но это не значит, что остальным плевать на доступность сайта)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Расскажите про понты Дом.ру, котоыре купили dom.ru за 100 000 000 руб)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Novikov

Ну все тогда, ладно. Компании теперь будут брать страшные домены, может даже специально переезжать на них, после вашего комментария)
Да я думаю и слишком красивые офисы им на самом деле не нужны. Да и вообще бизнес этот, такое себе, можно и в такси деньги зарабатывать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Вот как раз B2B сидят на страшных сайтах и на страшных доменах. У многих вообще сайтов нет с миллиардными оборотами. Крупнейший в мире экспортер газа Газпромэкспорт сидит на стареньком сайте примерно в $200 стоимостью. 
Домены это брендинг, поэтому все красивые домены, это история исключительно B2C. 
Вот взгляните на это и расскажите мне как домен не важен)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergio Mekeda

Ну выписали про ЧСВ в В2В, которые покупают такие домены. Также про то что никто не вводит домены руками. 
Я ответил что красивый домен это B2C, и домены таки вводят руками)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Денисов

Такие наивные, детские оправдания, милота.
Деление на киберсквоттеров и домейнеров придумали сами киберсквоттеры, когда захватывать домены брендов стало на порядок сложнее из-за судов - а это была основная модель работы. Продолжать называться киберсквоттерами нет смысла, провели ребрендинг.
Суть киберсквоттинга в том, что что-то "занимается" (squatting). Сквоттеры занимают домены без цели их использования, только с целью перепродажи. Сквотить могут не только существующие бренды, но и любые короткие или узнаваемые термины - главное, чтобы можно было продать. Если киберсквоттер занимает домен компании, то через суд может быть доказано, что он нарушает права на торговую марку. Он продолжает оставаться киберсквоттером, только теперь с -1 доменом.

Вот вы - "домейнер", верно? То есть у вас портфолио из 1500 доменов и планы на 1500 проектов, ну просто так получилось, что еще руки не дошли, поэтому приходится перепродавать, да? :) 

Ваше предположение, что киберсквоттеров не любят из-за того, что они зарабатывают деньги, настолько же далеко от реальности, как и все остальное. Киберсквоттеров не любят все (и не только обычные пользователи), и просто за то, что они не занимаются ничем полезным и вредят развитию сети и проектов. Просто занимают доменные имена, не принося никакой пользы.

"Арендодатели тоже вредят бизнесу, скупив всю недвижимость?"
А вы точно перепродажей доменов-то занимаетесь и знаете как это работает? Вы не покупатель - вы ничем не владеете. Почитайте хоть регламентирующие документы. Вы - такой же арендатор, как и все остальные, и платите за аренду каждый год. Вот когда вы свою сеть Интернет сделаете, систему DNS, и начнете продавать - тогда будете арендодателем (типа ICANN). Сейчас ваша задача - занять хорошее место, не занимаясь ничем, в надежде, что перепродадите право аренды тому, кто откроет настоящий магазин. Так что нет, не арендодатель, и да, вредите.

"Домейнер мало чем отличается от брокера, антикварщика или торговца недвижимостью."
Отличается только тем, что брокер предоставляет только посреднические услуги (вы - нет), а если он перепродает своим клиентам что-то с наценкой, его называют кухней или мошенником. Антикварщик продает объективно бесполезные вещи, имеющие ценность в крайне мало группе людей (вы - нет). Торговец недвижимостью занимается реализацией недвижимости девелоперов, которым не выгодно заниматься продажей самостоятельно - вы нет. ICANN и регистраторов уже изобрели.
Если уж брать аналогии, то лучше бы сравнили себя с риэлтором, который в качестве оплаты своих услуг берет 500+ арендных плат. Или вы, как и всякий арендодатель, покрываете свои расходы + наценка при окупаемости за 10 лет? Вы же сдаете в аренду домены, да? По 1200 руб за год? :)

"Доменных зон более чем полторы тысячи – вариантов увековечить свою идею у вас бесконечное множество. Невозможно создать дефицит доменов."
Неверно. Новые gTLD как раз ввели, когда все нормальные домены были заняты либо реальными проектами, либо сквоттерами. И появились они совсем недавно.

В целом статья звучала как кризис среднего возраста, попытка самовалидации. Пока не дошел до ссылки на сайт со своими услугами. Ну-ну :))

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кочегар Бакланов

Чувак, какую пользу ты приносишь обществу своей деятельностью?

Ответить
Развернуть ветку
Цифровая гигиена 2.0

У сетевого пиратства много лиц...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Семенов
Ответить
Развернуть ветку
34 комментария
Раскрывать всегда