Почему обратный выкуп товаров на маркетплейсах — откровенно плохая идея?

В последнее время все чаще высвечивается реклама относительно новых услуг по выкупу товара, в том числе и на vc.ru. Чем же вызван всплеск интереса к этому мошенническому методу продвижения? Что же обещают эти фирмы? И чем это может грозить бизнесу?

Небо в алмазах. А если точнее, огромную прибыль на маркетплейсах и повышение конверсии. Основной инструмент, благодаря которому они якобы реализуют эту амбициозную задачу, – обратный выкуп.

Обратный выкуп – что это?

Обратный выкуп представляет собой нехитрую процедуру, предполагающую выкуп ваших же товаров не покупателями, а «левыми» фирмами. Впрочем, некоторые компании вообще самостоятельно выкупают свои товары. Все это делается с целью повышения рейтинга карточек товара и создания органического спроса на продукцию на OZON, Wildberries и других крупных интернет-площадках.

Откуда ноги растут

Чем же вызван небывалый всплеск интереса к этому методу продвижения своих товаров? Рассказываем. Выкуп товаров – один из аспектов, который влияет на выдачу и позицию товара в поиске и разделах на Wildberries и OZON.

Это более чем логично: маркетплейсы, как и любая другая организация, заинтересованы в своей прибыли. Не всегда товары подходят, часто приходится оформлять возврат. Иногда заказ означает лишь бессмысленное катание товара туда сюда до пункта выдачи и обратно, в то время как продажа и оплата – это реальные деньги. Поэтому в ТОП товаров на OZON и Wildberries одной из первых попадает продукция с наибольшим процентом выкупа.

Как работает обратный выкуп?

Компании, которые оказывают эту услугу, обещают работу по следующей схеме:

  • анализ спроса и поведенческих факторов покупателей;

  • выкуп товаров;

  • накрутка отзывов с с фотографиями товара на маркетплейсах;
  • логистика и хранение товаров на складах;
  • транспортировка выкупа на склад заказчика;

  • отчетность о выкупе.

Звучит неплохо. Казалось бы, отличная услуга, выгодное и перспективное вложение средств. Но на самом деле это не так – выкуп товара не сулит ровным счетом ничего хорошего.

Протестуем, или почему мы выступаем категорически против обратного выкупа

Чтобы описать свою позицию, нам придется постоянно употреблят частицу НЕ. Обратный выкуп – нелегальный, нечестный по отношению к покупателям и невыгодный способ продвигать свой товар! Мы уверены: мошеннические схемы опасны и могут принести массу неприятных последствий.

Во-первых, вы несете существенные риски. Маркетплейсы дорожат своей репутацией, и им не нужны обратные выкупы. Готовы ли вы ради мифической выгоды лишиться доверия OZON и Wildberries? Помимо того, что ваша репутация рассыпется, как замок не песке, вы можете нарваться на санкционные меры. Например, блокировку аккаунта. Сейчас маркетплейсы стараются особенно тщательно отслеживать деятельность продавцов. Если они зафиксируют что-то подозрительное, скажем, неестественную накрутку отзывов, ничем хорошим это не закочится. Маркетплейсы заинтересованы в надежных контрагентах – примите это как данность и даже не пытайтесь оспаривать этот постулат.

Во-вторых, выкуп – это непростой, не всегда эффективный и весьма энергозатратный путь. Вы не только отдаете комиссию за каждый выкуп (около 20%!), но и платите за доставку. По примерным подсчетам, чтобы окупить затраты за один выкупленный товар и немного заработать, вам нужно продать два изделия. Далее начинается головная боль с повторным заведением продукции.

Часто компании, оказывающие такого рода услуги, обещают вернуть клиентам на склад товар после их выкупа с маркетплейсов. В теории это означает, что вы не потеряете часть стоимости продукции и сможете реализовать ее повторно уже «настоящему» покупателю. Но на практике товар, проданный конечному покупателю, уже нельзя легально снова ввести в оборот. Внимательно изучите документы, по которым вам предлагают вернуть товар после выкупа, и подумайте, как вы объясните налоговой все эти операции. Запомните: если вы выкупили товары за свой счёт, то на повторную продажу рассчитывать уже не стоит. Вывод – все эти манипуляции не всегда окупаются, особенно если речь идет о низкомаржинальных товарах.

В-третьих, существует много других легальных способов улучшить выдачу товара. В четвертых, позиция в выдаче по какому-то запросу не является единственным фактором успешных продаж. Есть достаточное количество замечательных инструментов, которые помогут получить хорошую прибыль.

Честные альтернативы выкупа товаров

Чтобы убить двух зайцев – стать надежным партнером маркетплейса и вывести свои товары в ТОП –нужно...отбросить эгоизм и подумать о покупателях. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша продукция соответствовала их ожиданиям. Не пишите неправду в описаниях, выкладывайте качественные, отражающие действительность фотографии. Вообще, советуем серьезно отнестись к составлению описаний. Делайте их подробными и четкими.

Также необходимо следить за качеством каждой партии. Совершенствуйте внешний вид продукта, его упаковку. Учитывайте отзывы клиентов. Работайте с серьезными поставщиками, которые привозят только оригинальную продукцию.

Еще один совет – не пренебрегайте статистикой. Благодаря ей вы поймете, над какими товарам нужно работать, увидите, какие из продуктов клиенты выкупают наиболее активно, а на какие заказчики оформляют возврат.

Что еще влияет на позицию товара в поиске на маркетплейсах

Масса всего! Учтите, что выкуп – далеко не единственный фактор, который влияет на ранжирование продукции. Большое значение имеет:

  • качество вашей онлайн-витрины;
  • количество продаж в рублях текущего товара за последние 60 дней;
  • количество и качество отзывов и оценок;
  • CTR – количество кликов на главное фото по отношению к показам товара;
  • конверсия карточки товара (отношение количества заказов к числу просмотров);
  • географическое расположение друг относительно друга фактического товара и покупателя (как далеко находится ближайший склад OZON/Wildberries до покупателя);
  • стоимость товара и размер скидки.

Итог

Как видите, выкуп товаров не панацея. Если ваша задача не просто распродать за пару месяцев партию товара, а после раствориться, и вы нацелены развивать свой бизнес в течение многих лет, нужно анализировать долгосрочные риски ваших действий. Поставьте на одну чашу весов накрученный рейтинг товаров-однодневок, а на вторую – репутацию вашей компании, ответственность перед клиентами, доверие маркетплейсов, чистоту отчётности перед налоговой и мониторингами банков. Что перевесит? Ответ очевиден. Более того, когда вы будете улучшать свою продукцию, работать с аналитикой, заниматься составлением грамотного описания и маркетинговым продвижением, никакой выкуп не понадобится.

Вы только начинаете работать в сфере e-com и вам нужна помощь экспертов? Обращайтесь к нам! Специалисты BROK имеют огромный опыт работы с интернет-площадками и оказывают широкий спектр услуг по выводу товаров на маркетплейсы и их продвижению.

11
3 комментария

До тех пор пока обратный выкуп работает, а наказание за это не стало массовым и безошибочным, он будет жить.

Если вы являетесь адептом белого продвижения, то очень хотелось бы увидеть ваш кейс иного подхода с конкретным результатом и расчетом окупаемости в сравнении с обратным выкупом усреднённый компании, которая занимается серой схемой.

1
Ответить

Ох уж этот мифический риск потерять хорошее отношение озона или вайлдберрис. Он что, живой? У него совесть есть? Это бездушная бюрократическая машина. О чем вы вообще говорите?

Ответить

Статья ни о чем. Реклама себя, для новичков может и прокатит.Качество витрины, количество продаж, конверсия...товар новый на 119 странице из 200, никто тебя смотреть не будет, до 10страницы просматривают, а дальше не интересно . Кроме обратного выкупа не вижу выхода подняться по страницам, хотя я против него и за здоровую конкуренцию. А площадки свои проценты получают с выкупа и им-то что до этого?

Ответить