Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Как подготовить макет упаковки к печати в типографии

Старички помнят стишок про дизайнера Никитку, который забацал гламурную визитку. Помнится, все причастные к полиграфии оценили этот глумеж по достоинству. Шли годы, а ситуация на полиграфическом фронте не меняется. И это уже не веселит.

Уж кто не любит дизайнеров больше всех, так это специалисты отдела допечатной подготовки в типографиях. Спросите любого препрессчика, он вам таких историй понарасскажет, что волосы начнут шевелиться и опадать.

Я почти 20 лет работаю в препрессе и ситуация с графическими дизайнерами, работающими на полиграфию, стабильно удручает. Редкий макет можно сразу брать в работу без геморроя и танцев с бубнами. Скажу больше: когда приходит грамотный макет, я начинаю покрываться испариной, потому что понимаю — подвох где-то зарыт, но я его не вижу.

После самоизоляции и ковидного безделья пошел нереститься новый косяк дизайнеров-самородков, выучившихся на онлайн-курсах графического дизайна, где преподавали такие же самородки. Это круг сансары, и его не прервать. Я понимаю. Но все же должен же кто-то попытаться достучаться до небес и рассказать, что у дизайна для полиграфии есть своя специфика. Требования к макетам висят в открытом доступе на сайтах большинства типографий, но кто ж туда заглядывает.

Я работаю в питерской типографии «РоСК», которая заточена на печать упаковки из картона, поэтому буду говорить преимущественно о макетах упаковки. В каждой избушке свои погремушки, а в каждой типографии требования варьируются в зависимости от технологий. Но азы едины для всех.

Слои

Процентов 80 дизайнеров не знают, что в графических редакторах существуют слои. Я честно не понимаю, как они, бедняги, работают в одном слое. Иногда это не критично, но в макете упаковки, например, месиво из фона, кроя, текстов, людей и коней, сваленное в кучу в один слой, вызывает бурное недоумение с элементами обсценной лексики. Ребята! Если вы откроете для себя работу в слоях, ваша жизнь заиграет новыми красками!

Правило № 1

В макете должно быть минимум столько слоев, сколько операций планируется в процессе изготовления изделия.

Крой изделия всегда должен быть вынесен на отдельный слой. Нужен лак — слой, нужно тиснение — еще один слой и т.д. Хорошие мальчики и девочки еще и называют слои так, чтобы сразу было понятно, где что лежит.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Крой

Дизайнер! Требуй чертеж кроя перед работой над макетом упаковки!

Когда вы делаете визитку, плакат или флаер, Бог с ним, с этим кроем, там прямоугольник. Хотя обрезной формат у заказчика все же стоит уточнить. Но упаковка — это другое. У нее есть свои особенности: грани там всякие, крышки и днища, клапаны и замки. Все это закрывается, складывается, заклеивается — в общем, живет бурной жизнью.

Разработка конструкции — это отдельная работа конструктора. Не надо ничего чертить самим и говорить потом, что крой есть, все путем! Не надо слать в типографию приблизительные наброски, эскизы и прочие дружеские шаржи. Типографии нужен дизайн, натянутый на правильный крой. Правильный крой вам должны предоставить.

Если все кругом не в адеквате, требуйте хотя бы точные размеры и морально настройтесь на долгий, увлекательный Сизифов труд с возвращенными из типографии макетами.

Правило № 2

Дизайн макета должен быть сделан под реальный крой упаковки или под реальный обрезной формат. Масштаб всегда 1:1.

Цветовая модель

Цвет в полиграфии для многих дизайнеров слепое пятно. Соглашусь, что теория цвета — это сложно, но надо хотя бы понимать, что методы передачи цвета на мониторе и на картоне чуток отличаются. RGB — это световые волны, которые воспринимают сенсоры в наших глазах, а мозг преобразует их в цветную картинку. Когда вы творите нетленки для электронных носителей, работайте себе в RGB и не парьтесь.

Но полиграфисту все эти световые волны надо как-то перенести на картон. Для этого придумали брать и смешивать 4 краски: голубую, пурпурную, желтую и дополнительный черный контур — CMYK. Это так называемые триадные цвета, а печать цмиком называют полноцветной. Поэтому, делая дизайн для полиграфии, проверьте, что вы включили цветовую модель CMYK.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Это же касается и вставленных в макет растровых изображений: все объекты должны быть переведены в триадную модель. Желательно с правильным профилем из типографии. Если про профиль все молчат, как партизаны на допросе, берите ISO Coated v2 300% (ECI) или нейтральный FOGRA39.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Один-в-один цвет с монитора невозможно передать красками CMYK, часто получается унылый тухляк. Чтобы радовать потребителя сочными цветами или ловить точные оттенки, существуют плашечные цвета. Они же смесовые, потому что каждый из оттенков смешивается по определенному рецепту и имеет свое название или номер.

Можно заказать у колористов уникальный оттенок, но обычно все пользуются стандартной палитрой Pantone. Если вы хотите добавить в свой макет плашечные цвета по вееру Pantone, берите их из одной палитры.

<p>Вот здесь правильные палитры запрятаны в Illustrator: основная Solid, дополнительные с редкими неоновыми, пастельными и металлизированными пантонами</p>

Вот здесь правильные палитры запрятаны в Illustrator: основная Solid, дополнительные с редкими неоновыми, пастельными и металлизированными пантонами

Правило № 3

Макет для полиграфии должен быть сделан в цветовой модели CMYK, плашечные цвета должны быть взяты из палитры Pantone.

И не красьте все подряд тысячью пантонов. Один пантон — это одна печатная секция на машине, если в макете 10 пантонов, то тираж будет печататься в 2, а то и в 3 прогона. Это дорого и обосновано только в эксклюзивных случаях.

Правило № 4

Оставляйте в макете только те пантоны, которые точно будут на печати.

Сумма красок

Дизайнеры любят делать черный цвет погуще да пожирнее. Это очень красиво на мониторе, а на печати получается брак: сочный черный, в котором намешано по соточке каждой краски, отмарывает (пачкает соседние листы), как черт.

Правило № 5

Ни в одном объекте макета сумма красок не должна превышать 300% .

Если хотите глубокий черный, следите, чтобы в сумме он был меньше 300. В каждой типографии свои формулы составного черного. У нас, например, C–60, M–40, Y–30, K–99. И да, составной черный годится только для крупных объектов и заливок, мелкий текст делаем в одну краску.

Вообще, делать некрупный текст во всех четырех сепарациях заведомо плохая идея. Он «поплывет» из-за погрешности приводки в процессе печати. Старайтесь сдерживать свои живописные порывы и ограничиваться одной-двумя сепарациями, все равно всей красоты оттенка мелких букв никто не оценит, кроме неблагодарных и глухих к прекрасному печатников. Но их оценка будет негативной.

Не забывайте следить за растровыми картинками, там превышение суммы красок встречается очень часто, а исправлять все это намного сложнее, чем в векторе.

Контролируем сумму красок в Photoshop
Контролируем сумму красок в Photoshop

Оверпринты

Оверпринт — это наложение одного цвета на другой. Часто нам, препрессчикам, умом логику дизайнеров не понять: то ли у них тремор после вчерашнего, и они случайно жмут кнопку «Overprint Fill», то ли они реально хотят зеленое солнышко, когда по голубому небу пускают желтый цвет оверпринтом.

Про белый оверпринт я помолчу. Это просто какой-то чудовищный заговор дизайнеров против инженеров препресса. Этот косяк так достал всех, что в графических программах добавили функцию предупреждения об оверпринте белого на нескольких этапах. Но это, конечно, не останавливает отчаянных и смелых.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Белый объект с оверпринтом исчезает на печати, потому что белой краски нет — есть белый картон. Исключение — печать белилами по тонированному материалу, но и в этом случае белила в макете не красят белым, им назначают отдельный свотч.

Правило № 5

Оставляйте оверпринты только там, где вы действительно хотите печатать один цвет поверх другого.

<p>В Illustrator контролируем оверпринты во вкладке Separations Preview, тут же можно включать-отключать сепарации</p>

В Illustrator контролируем оверпринты во вкладке Separations Preview, тут же можно включать-отключать сепарации

Разрешение растровых объектов

В зависимости от технологии печати требования к разрешению растровых картинок может отличаться. У широкоформатников и 30 dpi нормально для гигантского баннера. В обычной офсетной типографии скорее всего потребуют стандартные 300 dpi.

Иногда попадаются хитроумные идальго, накидывающие на стянутую из Яндекса картинку в 72 точки заветные 300 dpi. Это чудовищное коварство, видное невооруженным глазом. Но главное… зачем? Просто чтобы в типографии не докапывались? Ну так мы напечатаем, куда потом эту мутную красоту будет девать заказчик?

Правило № 6

В макете для офсетной печати растровые изображения должны быть с разрешением 300 dpi.

Когда вы растрируете эффекты, следите, чтобы в настройках тоже было разрешение 300 точек.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

И еще немного про растр. Есть фанаты, ваяющие макеты исключительно в фотошопе. Там же они любят набирать тонны мелкого текста. Это извращение особого рода. Просто знайте, что за такое в рай вас не пустят.

Самые жесткие садюги все это сливают в один слой. И присылают этот треш в RGB. Таким не будут рады и в аду.

Я все жду, когда начнут коробочки делать в Figma и присылать в типографию макеты для печати. Просто интересно. Думаю, скоро полетят первые ласточки. Хотя тем, кто выводил на печать полноцветные макеты упаковки из Ворда уже ничего не страшно.

Вылеты

Точной статистики у меня нет, но примерно каждый третий макет в типографию присылают без вылетов. Я думаю, это картельный сговор. Или дизайнеры считают, что в полиграфии применяются супернанотехнологии и точность операций здесь, как у нейрохирургов.

К сожалению, руки хирургов в типографиях дрожат регулярно, а картон, продвигаясь по технологической цепочке, садится не хуже шерсти, постиранной на режиме кипячения. Вылеты страхуют от усушки-утруски: если что-то дернется или сядет, ваша коробочка или буклетик сохранят первозданную заливку без белых прострелов по краям.

Вылеты — это 3 мм запаса фонового изображения за границей обрезного формата или режущих ножей.

Кроме обязательных вылетов в макете нужно оставлять безопасное поле внутри изделия: все значимые элементы дизайна (тексты, заголовки, логотипы и т.п.) на 2–3 мм нужно отодвигать не только от границы реза или вырубки, но и от линий биговок. Причина таких болезненных ограничений для любителей воткнуть текст в самый край та же: усушка-утруска и дрожащие руки полиграфистов.

Правило № 7

В макете должны быть вылеты 3 мм и внутренние отступы от ножей в 2—3 мм.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

Для брошюр есть свои правила по вылетам и безопасным полям, ведь у них там корешки, припуски на толщину и т. д., уточняйте в типографии!

Шрифты

Шрифты — это больная тема. С одной стороны, многим дизайнерам вложили в голову мысль про шрифты в кривых. И это радует. С другой — заказчики любят вносить правки в тексты. Много правок. И, скажу вам, править тексты в кривых — это удовольствие для избранных.

Кажется, эта дилемма не имеет решения: не закривишь шрифты, они обязательно слетят, закривишь — начнется адище с правками.

Мой совет тут такой:

  • если вы на 146% уверены, что правок не будет, — кривите смело, но для подстраховки приложите к макету файл со шрифтом, на худой конец, напишите в сопроводительном письме, что за шрифт вы использовали;
  • если есть подозрения, что правки таки будут (по опыту скажу, вероятность этого сценария практически 100-процентная), собирайте шрифты в папочку, делайте превьюху хоть в jpg, чтобы препресс увидел то же, что в последний раз видели вы, и засылайте все в типографию.

И да, никогда не кривите многостраничкники с кучей текста! Соберите Package и будет всем счастье.

Package вообще полезная штука, жить стало бы намного веселей, если бы дизайнеры научились его собирать для каждого своего макета. Но я и не мечтаю…

На всякий случай, покажу, где собирать Package в тройке главных графических редакторов.

Дизайнеры-никитки, или почему препрессчики никогда не останутся без работы

В Package собираются не только шрифты, но и ICC-профили, линки, дополнительные цвета — в общем, все, что нужно для нормальной работы с макетом в типографии.

Правило № 8

Кривите шрифты, только если уверены, что не будет текстовых правок. Во всех иных случаях прикладывайте файлы шрифтов и превью к макетам не в кривых.

Мусор

Бывает (чаще, чем хотелось бы), открываешь макет, а там навалено… нет, не конфеток. Какие-то левые направляющие, пустые объекты без заливки и обводки, текстовые блочки по периметру, миллион свотчей, вылезающих в отдельные сепарации, триллион слоев (это, видать, когда дизайнер дорвался до работы со слоями и у него от счастья сорвало кукуху), заляпочки, заплаточки и спрятанные потаенные сюрпризики.

Сюрпризики вообще всегда умиляют. Открываешь, бывало, макет в 1 гигабайт и ничего не можешь понять: с хрена ли он столько весит, если там черная фонина, текст и пара векторных логотипов. Начинаешь копать. А там клондайк! Мечта черного копателя! Все культурные слои вплоть до мезозоя. И на каждом огромные живописные полотна разрешением 2400, не меньше. И тогда понимаешь, дизайнер макет рожал в муках, в конце концов победил минимализм, но как такую красоту убить? Вот он и прикрыл свои дизайнерские потуги черной заливкой, а красоту оставил потомкам, то есть нам, препрессчикам.

Не надо так! Мы неблагодарные твари и не оценим…

Правило № 9

В макете не должно быть мусора и посторонних объектов.

Заключение

Надо сказать, что многие типографии берут в работу только готовый к печати pdf и не парятся. Мне не посчастливилось работать при таком уровне автоматизации технологических процессов. Надеюсь, у них там лепота и благодать в отделе препресса, и pdf-ки все сплошь идеальны.

Все же большая часть типографий, особенно занимающихся производством упаковки, ковыряют макеты вручную в исходных программах. В любом случае, азы предпечатной подготовки любому дизайнеру, имеющему дело с полиграфией, надо знать. Это не то чтобы священный грааль, который недоступен простым смертным.

Короче, мораль сей басни. Ребята, учите матчасть!

Автор: Елена Никонорова, специалист отдела допечатной подготовки типографии «РоСК».

Ссылка на мануал по подготовке макета к сдаче в типографию без лишних эмоций тут:

9595
159 комментариев

А типографии в россии работают с какими-то древними версиями по. Это блин твой основной рабочий инструмент, а ты не можешь обновить какой-нить иллюстратор с версии, которая была выпущена 5 лет назад.
Даже скриншоты в статье из какого-то говна мамонта.

Молчу уж про токсичность этих печатников, которые будут ебать мозг из-за какой-то мелочи клиенту и дизайнеру, хотя могли бы сами молча за 5 сек все поправить. Но видимо они думают, что они боги, хотя сами ничего не создают, просто выполняют унылые стандартные действия, которых наберется штук 5-10. Примитивная работа, где работают люди с синдромом вахтера. (Я не токсичный, статья такая: " умом логику дизайнеров не понять: то ли у них тремор после вчерашнего, и они случайно жмут кнопку «Overprint Fill», то ли они реально хотят зеленое солнышко". Автор токсичный вахтер)

43
Ответить

Эк вас, батенька, зацепило... Простите, что прошлась по больной мозоли.
Насчет ПО это вы конечно слегка понтанулись, но мимо.
ПО у нас стоит лицензионное, а посему, хочешь-не хочешь, но будешь обновляться. Хотя обновления эти ничего хорошего обычно не приносят. Адоб только интерфейсы меняет, а в Коряге как был самый главный трешняк с работой с цветом, так и остался.
Насчет бедных дизайнеров, которым усложняют жизнь примитивные вахтеры, пожалуй, спорить не буду, чтобы не ранить своей грубой вахтерской токсичностью вашу тонкую душевную организацию.

17
Ответить

А типографии в россии работают с какими-то древними версиями по. Это блин твой основной рабочий инструмент, а ты не можешь обновить какой-нить иллюстратор с версии, которая была выпущена 5 лет назад.

а это уже признак профессионализма и больших объемов работы. Работайет - не трогай.

Если девочка-дизайнер может попросить знакомого админа поставить новый корел из нетернета, то на предприятии роскошь изменения текущих процессов стоит очень дорого. Придется платить за простой, за перенастройку, обновление связанного ПО, за откат на старые версии в случае чего и т.д.

5
Ответить

Ваша так называемая "мелочь" может привести к браку на тираже и недовольству клиента при получении заказа, так как получилось не так как на мониторе. И дело тут не в синдроме вахтёра. Если уж печатать, то печать правильно и качественно. Мои дизайнеры и препресс так же сидят и переделывают за горе дизайнерами макеты с нуля. Мы за это деньги берём, так что в принципе пофиг.

5
Ответить

Обновления ПО - больная тема. Никогда не знаешь, откуда тебе подстава с ними прилетит. Обратная совместимость того же индизайна - страдание. Я как-то решил свой макет газеты что в cs3 верстаем много лет открыть в CC. Файл переконвертировался в последнюю версию, все вроде бы ок, но за 4 часа до отправки в типографию словил ошибку "невозможно сохранить, файл поврежден" и всё, аут, больше не открывается. И старым cs3 его тоже уже не открыть. Пришлось за 3 часа заново газету верстать, благо распечатки на правку того что уже сделано были.

3
Ответить

Однозначно.

Ответить

древний тут по ходу лишь ты , 
все грамотно написано если б ты правда хоть что то понял было бы супер (!) 
но это тебе не дано судя по всему...
скинь ссылку на свою статью мы с удовольствием почитаем
таблицы-подсказки посмотрим что ты хорошего придумал(!)
или этот комент выше со сравнительными оскорблениями  "молчу - - - -вахтер)"
это все чем ты умен ? ? ?

Ответить